ЕГЭ 2018. Русский язык. Алгоритм написания сочинения

Примеры сочинений выпускников

Пример 1

Исходный текст

(I) ...Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (З)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила... (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум — на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.

(Ю)Вызвали на обыкновенный пожар...

(II) А теперь — клиника острой лучевой болезни... (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер... (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)3вал меня постоянно. (17)3вал и звал... (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама...

(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое...

(24) Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску».

(25) Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко... (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти... (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.

(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:

— (ЗО)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.

(33)А я как умалишённая:

— (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!

(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю! »

(39)0 том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. (40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Пер- вое время тоже уговаривали:

— (43)Ты — молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.

(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они:

— (48)Чёрт с тобой! (49)Ты — ненормальная!

(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась.

(51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск.

(54) Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала.

(55) Но моя душа была крепче тела... (56)Моя любовь... (57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)0 страшном... (59)Но я вам рассказала о любви... (60)Как я любила...

(61)И люблю...

(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.

(По С.А. Алексиевич)

Сочинение

Правда ли, что настоящая любовь не знает страха? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Светлана Алексиевич — белорусский прозаик.

Размышляя над вопросом о настоящей любви, автор рассказывает историю о молодой паре, о молодых людях, которые недавно поженились, но взрыв на Чернобыльской АЭС омрачил их счастье. В первую очередь прозаик обращает наше внимание на то, что главная героиня не боялась облучиться, для неё было очень важно как можно больше времени проводить со своим мужем: «другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, обслуживали солдаты... А я своему Васе всё хотела делать сама». Далее автор показывает, насколько сильна была её любовь: героиня ночевала в барокамере, медсестры называли её «ненормальной», «а мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась», — говорит девушка. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проблема, поставленная Светланой Алексиевич в тексте, действительно имеет место быть в нашей жизни.

Авторская позиция выражена достаточно чётко: «когда есть любовь, нет страха».

С мнением автора нельзя не согласиться, потому что, с моей точки зрения, когда по-настоящему любишь человека, то пойдёшь с ним или за ним хоть на край света, невзирая ни на что.

Над вопросом о настоящей любви задумывались многие писатели, например Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Главная героиня потеряла любимого человека. Она долго его искала, но не могла найти, неожиданно в Александровском саду к ней на скамейку подсаживается один герой из свиты Воланда и предлагает стать Королевой на Балу у Сатаны, взамен Дьявол исполнит любое её желание. Героиня, невзирая на страх, соглашается; любовь к Мастеру перевесила страх. Из этого можно сделать вывод, что настоящие чувства не знают робости.

Над похожей проблемой задумывался и Александр Куприн в повести «Гранатовый браслет». Главный герой — Григорий Желтков — до беспамятства любил княгиню Шеину. Его любовь была настолько велика, что он не боялся писать ей письма, хоть и редко, несмотря на то, что Шеина просила этого не делать; также он наблюдал за ней и хранил забытые где-то княгиней вещи. Любовь сделала Желткова сильнее, он не побоялся ни мужа, ни брата княгини, когда те пришли к нему домой для «серьёзного разговора». Всё это говорит о том, что настоящие чувства не знают страха.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что вопросу о настоящей любви необходимо уделять как можно больше внимания. И поэтому не стоит забывать о таких высоких понятиях, как искренние и сильные чувства.

Пример 2

Исходный текст

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (З)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)0 чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (Ю)Блестя- щие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих... (15)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

(По В. Ганичеву)

Сочинение

Правда ли, что современники часто не хотели видеть талантливых людей в своём окружении? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Валерий Ганичев — прозаик, доктор исторических наук.

Размышляя над вопросом оценки таланта, автор повествует о жизни известного русского флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова. В первую очередь прозаик подчёркивает, что современники «не хотели выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего». Далее автор убеждён в том, что люди «с раздражением говорят о талантливом человеке», как, например, было с Фёдором Ушаковым, о котором после отставки «постарались забыть». Таким образом, прозаик говорит о том, что такая проблема действительно существует в нашей жизни.

С мнением автора нельзя не согласиться, потому что люди порой не видят гения рядом с собой и постепенно их талант затухает и может просто-напросто исчезнуть.

Над вопросом оценки таланта задумывались многие писатели, например Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Главный герой, талантливый писатель — Мастер, написал роман об Иешуа Га-Ноцри, но члены МАССОЛИТА не оценили это произведение; назвали Мастера сумасшедшим и отправили его в «дом скорби». Всё это говорит о том, что МАССОЛИТ не захотел признавать в главном герое «гения».

Многие русские писатели и поэты тоже столкнулись с подобной дискриминацией своего талана, например Александр Солженицын. Советская власть не признавала его книг, его «гения». Писателя отправляли в ссылки и лагеря, его даже выслали из СССР. И только через много лет восторжествовала справедливость, и человека, который всему миру «открыл глаза» на эпоху, которая составляла очень сложный период в истории нашей страны, не просто с честью приняли на Родине, но и дали высокую оценку его таланту и деятельности, вручив Нобелевскую премию. Из этого можно сделать вывод, что талант не всегда оценивается вовремя и по достоинству.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что проблема оценки таланта до сих пор очень актуальна. Людям надо искать таланты, потому что именно они двигатели прогресса и общества в целом.

Пример 3

Исходный текст

(1) Казалось бы: красота — понятие широкое, и не всегда ясно, что именно оно означает.

(2) Когда великий Фёдор Михайлович говорил о том, что эта самая красота спасёт мир, он, наверное, меньше всего имел в виду красивых людей и красивые виды. (З)Речь шла о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры, прозрачной и честной.

(4)Добро красиво, милосердие красиво, подвиг красив. (5)Красива молитва, честность красива, нежность красива.

(6)Мир преисполнен красотой как счастьем. (7)Другой вопрос, что красота, наверное, никого уже не спасёт.

(8)Со времён позапрошлого века мы научились использовать красоту так, как нам удобно. (Э)Выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства.

(10)В своё время красота была бесконечно дальним центром мироздания — и к этому центру стремилось любое страстное и честное сердце. (И)Наивысшую точку красоты, её средоточие, можно было называть гармонией. (12)Мир искал гармонии.

(13) Сегодня красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой свой неприглядный поступок.

(14) Гармоничное существование, гармоничный взгляд на вещи, гармоничное бытие сплошь и рядом подменяются чем-то иным.

(15)Для современного человека гармония — это комфорт. (16)Нынешний гармоничный взгляд на вещи — это устойчивая привычка видеть и знать то, что хочется видеть и знать, и отказ от знания о вещах трудных, сложных и неопрятных. (17)Подлинность, которая, безусловно, является главным содержанием и кровеносной системой красоты, стала несколько непристойной, стыдной, странной.

(18)Подлинное милосердие почти не слышно, почти затеряно среди пышных и пошлых жестов людей очевидно и насквозь немилосердных. (19)Человеку, совершившему подлинный подвиг, проще умереть три раза подряд, чем обрести внимание признательных ему людей. (20)Подвига уже нет. (21)Он стал, по сути, неполиткорректен — оттого, что оскорбляет человека, не склонного к подвигам. (22)Естественно, нет и национальных героев. (23)Вер- нее сказать, в национальных героях ходят редкие проходимцы, которым ещё неизвестно где место.

(24)Подобно тому, как гармония с извлечённой сутью стала комфортом, так и подлинность заменил имидж. (25)Имидж — это подлинность с вырезанными сердцем и лёгкими. (26)Остался манекен — с приклеенной улыбкой, с пустыми стеклянными глазами...

(27)Но если к нему приглядеться внимательно — сразу заметишь, что у него глаза не моргают.

(28)Мир всё больше становится триединым, и наше нынешнее триединство — это имидж, комфорт, гламур. (29)Они неразрывны и взаимосвязаны. (ЗО)Имидж и комфорт создают гламур. (31)Гламур и комфорт делают имидж. (32)Где тут, в этих тупиках, под нарисованными эмульсией небесами, протиснуться красоте, как ей проявиться на свет Божий?

(ЗЗ)Красота всё не приходит, всё никак не наступает. (34)Как ей протиснуться в наш новый, чудесный мир? (35)У нас тут и так вокруг много приятных и гладких на ощупь вещей.

(36)А отвлечённые понятия занимают слишком много места. (37)Отвлечённые понятия занимают слишком много сердца. (38)Отвлечённые понятия заставляют слишком часто дышать и при этом всё равно иногда задыхаться от непостижимости бытия. (39)Мы изгнали их. (40)Мы желаем жить конкретно. (41)По конкретным понятиям.

(42) Но, изгнав отвлечённые понятия, мы отлучили себя от красоты.

(43) Красота неконкретна. (44)Её нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости.

(45)Надо отвлечься от конкретных понятий. (46)Слишком много серьёзных людей вокруг. (47)Слишком мало красивых.

(По 3. Прилепину)

Сочинение

Правда ли в наше время общество перестало понимать истинный смысл понятия «красота»? Именно над этим вопросом задумывается Захар Прилепин — российский писатель, филолог и журналист.

Размышляя над этой проблемой, автор рассуждает о понятии красоты в современном мире. В первую очередь филолог приводит в пример слова великого русского писателя — Фёдора Михайловича Достоевского, который утверждал, что «красотою мир спасётся». Прилепин специально подчёркивает, что речь идёт именно «о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры...». Также автор обращает наше внимание на то, что в современном мире люди стали «выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства». Таким образом, писатель действительно заставляет нас задуматься над поставленной проблемой.

Авторская позиция предельно ясна: «красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой неприглядный поступок».

Невозможно не согласиться с точкой зрения автора, потому что в наше время люди имеют крайне размытое представление об истинном понятии этого многозначного слова. В понятие «красота» включаются не только наши представления о внешней привлекательности, но и понимание духовной красоты человека, его поступков, мыслей.

К вопросу об истинном смысле слова «красота» обращались многие писатели. Одним из них был Лев Николаевич Толстой. В романе «Война и мир» писатель на примере Наташи Ростовой показывает истинную красоту поступка. В эпизоде, когда Ростова помогает раненым выехать из горящей Москвы, отдавая им подводы и оставляя в городе всё своё имущество. Это показывает бескорыстную и чуткую душу Наташи, что непременно является истинной красотой.

Над похожей проблемой задумался и Александр Сергеевич Пушкин в повести «Капитанская дочка». Швабрин — внешне приятный молодой человек, но с подлой и низкой душой, наговаривает на Машу Миронову и оскорбляет её. Петруша Гринёв вступается за неё и вызывает Швабрина на дуэль. Почти ничего не рассказывая об особенностях внешности Гринёва, автор обращает наше внимание на его мысли, которые формируются по мере взросления героя, на поступки, совершаемые им в соответствии со своими убеждениями. Это и характеризует богатство, красоту души молодого человека. Поэтому поступок Гринёва, когда он заступается за честь и доброе имя Маши, несмотря ни на что, говорит как раз именно о его духовной красоте, его поступок поистине красив, а сердце благородно.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что проблема истинного понятия слова «красота» действительно очень актуальна в наше время. Ей необходимо уделять как можно больше внимания, и именно поэтому не стоит забывать о таких важных понятиях, как благородство, смелость, потому что это является одним из составляющих «большого» и многозначного слова — красота.

Пример 4

Исходный текст

(1)«Весна». (2)Так называется эта картина из жизни русской деревни. (З)Банный день. (4)Молодая мать одевает дочку в предбаннике. (5)Чистота, здоровье, красота волнуют нас в этом правдивом обыденном моменте человеческого бытия. (6)Идёт синеватый дымок из бани, под ногами счастливой матери золотится солома, стынет в ведёрке вода из ручья, падает и тает редкий лопушистый снежок. (7)Многие знают эту картину.

(8)Если кто-то запамятовал имя художника, назовём его: Аркадий Александрович Пластов — человек, чья судьба с первого до последнего часа жизни была связана с деревней Прислонихой, стоящей в полусотне вёрст от Симбирска — Ульяновска. (9)При- слониха — деревенька старинная. (10)Ей триста лет. (11)Стоит она, прислонившись к косогору, поросшему лесом. (12)Среди всех событий, пережитых деревней, главным надо считать рождение в тысяча восемьсот девяносто третьем году в семье Пластовых мальчика, для которого родная деревня стала судьбой, а для деревни он навсегда теперь — верный, преданный сын.

(13)Отец Аркадия был псаломщиком в местной церкви и очень хотел выучить мальчика на священника. (14)Но судьбу сына определила встреча с весёлыми «богомазами», приезжавшими подновлять церковь. (15)Вид красок и результаты работ мастеров поразили воображение подростка. (16)«Буду художником!» — решил он.

(17)И он художником стал. (18)Болыним, знаменитым. (19)По- лучил много наград, звание академика, стал подлинно народным художником, бывал за границей, не переставая и там учиться, но часто искренне говорил: «Я всем обязан деревне». (20)Прислониха стала главным жизненным университетом Пластова. (21)Он знал быт крестьян и очень любил деревенских людей. (22)Начальные его работы — по большей части портреты крестьян. (23)Я много раз подолгу рассматривал в альбоме их лица: пахарь, пастух, кузнец, плотник, охотник, сторож, доярка... (24)Мы видим не просто людей в полушубках, в будничных линялых одеждах и в праздничных одеяньях. (25)Мы видим человеческие характеры, самые разные. (26)Ничто в работах художника не подсахарено: всюду жизнь, какой она и была. (27)Пластов дорожил этой жизнью, причастностью к ней. (28)Рассказывают: будучи в Венеции и восхищаясь её самобытностью, он доставал из кармана коробочку с сухой полынью и нюхал степную траву, поясняя с улыбкой: «Это чтобы своё не забыть».

(По В.М. Пескову)

Сочинение

Правда ли, что наша судьба тесно связана с Родиной? Именно над этой проблемой предлагает задуматься автор предложенного текста В.М. Песков.

Размышляя над проблемой тесной связи человека и его Родины, автор приводит в пример историю жизни художника Пластова. Как утверждает Василий Михайлович Песков, Аркадий Александрович Пластов родился в деревне, ему очень близка была деревенская жизнь, поэтому в раннем творчестве у него было много портретов с изображением крестьян и эпизодов деревенского быта. Автор подчёркивает, что художник учился за границей, но всё равно всегда утверждал: «Я всем обязан деревне». Автор с гордостью говорит, что художник называл свою родную деревню Прислони- ху «главным жизненным университетом». Таким образом, можно сказать, что действительно поставленная автором проблема связи человека и его Родины будет актуальна всегда и для всех.

В.М. Песков приходит к выводу, что наша судьба связана с родными местами, в наших воспоминаниях, наших поступках — во всём есть частица Родины.

Я согласна с мнением автора в том, что родная земля всегда будет в нашем сердце, мы всегда будем хотеть быть к ней ближе, ведь она является неотъемлемой частью нашей души, нашего сердца и нашей жизни.

О любви к своей Родине, о том, какая связь существует между человеком и его родными местами, написано очень много произведений. Например, С. Есенин с любовью, с тоской в сердце вспоминает в своих стихах о своём родном селе Константиново, о материнском доме. В русском фольклоре даже существует огромное количество пословиц, в которых отражается та же мысль. Например, «Своя сторона — мать, а чужая — мачеха». В этой пословице говорится о том, что Родина человеком воспринимается как мать, которая так же растит его, помогает по жизни, а к чужой стороне нельзя испытать такие же нежные чувства. А значит, родная земля играет такую же важную роль в судьбе человека, что и мать как самый важный человек в жизни каждого. Пословицы и поговорки — это мысли народные, это те истины, которые отражают наши незыблемые ценности, которые будут существовать всегда, пока живёт земля и человек на ней.

Проблема связи Родины и человека актуальна и в нашей современной жизни. Например, мой дедушка вырос в деревне, о каждом уголке которой он мог рассказывать вечно. Дедушка любил свою Родину, в молодости писал о ней стихи. Так вышло, что он не выезжал за пределы деревни, и вся его жизнь прошла там. Таким образом, родная земля стала на всю его жизнь самой главной спутницей. Она радовала красивыми пейзажами и кормила своими богатствами. Дед всю жизнь ласково отзывался о «землюшке» (так он её называл) и говорил, что ни за что на свете не променяет её на что-то другое. Получается, что человек прожил всю жизнь там, где родился на свет, поэтому не зря в народе говорят: «где родился — там и пригодился».

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что каждый из нас любит свою Родину, кто-то сильнее, кто-то слабее, но никто не в силах отрицать, что Родина так или иначе связана с его жизнью, будь то воспоминания или мечты о будущем. А значит, Родина навсегда будет оставаться в сердце каждого человека и занимать там достойное место.