загрузка...

Подготовка к ЕГЭ - материалы к сочинениям

В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чём сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением?

В начале своего рассуждения отметьте, что указанный мотив связан как с разработкой темы путешествия, так и с нравственно-философским осмыслением человеческих судеб и истории страны.

Покажите, что железная дорога становится символом рока, судьбы женщины в блоковском стихотворении «На железной дороге». С железной дорогой связаны её мечты о счастье, и они этой же дорогой были разрушены:

Не подходите к ней с вопросами,

Вам всё равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колёсами

Она раздавлена — всё больно.

Данный мотив находит развитие в неоконченной поэме «Сорокоуст» С. А. Есенина, чей герой с горечью констатирует, как «живых коней победила стальная конница». Красногривому жеребёнку не угнаться за железным «конём», как не успеть деревне за прогрессом городской цивилизации. В романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» образы военных эшелонов, которые охраняют часовые красной и белой армий, создают композиционное «кольцо». Оба постовых символически оказываются под звёздами любви и смерти — пастушеской Венерой и красным, дрожащим Марсом.

Вспомните, что важный эпизод романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» связан со строительством узкоколейки — своеобразным восхождением главного героя Павки Корчагина к святости через подвиг труда и отречения. Образ бронепоезда становится символом революции, железного пути Родины и в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». На железнодорожной станции происходит встреча Корчагина и его юношеской любви Тони Тумановой («Как закалялась сталь»), Юрия Живаго и Павла Антипова («Доктор Живаго»). С образом ускользающего времени, потерянной Родины и утраченного счастья сопрягается железная дорога в романе В. В. Набокова «Машенька». В стихотворении Н.М. Рубцова «Поезд» автор связывает свою судьбу с движением локомотива:

Вместе с ним и я в просторе мглистом

Уж не смею мыслить о покое,

Мнусь куда-то с лязганьем и свистом,

Мчусь куда-то с грохотом и воем...

В качестве выводов укажите, что идейно-художественные функции мотива железной дороги в эпических и лирических произведениях ХХ-го века многообразны и приобретают этико-философское содержание по сравнению с общественной и политической проблематикой XIX века.






загрузка...
загрузка...