Подготовка к ЕГЭ - материалы к сочинениям

Прокомментируйте высказывание В. Аникина о стиле поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «... соединение стилевых потоков связано с идейным замыслом глав и произведения в целом».

Выражая согласие с мнением учёного, прокомментируйте понятие стиля, аспекты его реализации в отдельном художественном произведении. Как известно, особенности литературного стиля ярко проявляются в языке (отбор лексики, методы организации речи).

Рассмотрите, как стилевое разнообразие некрасовской поэмы обусловлено жанром, сюжетом, характерами героев. Расскажите, что изображение крестьянской жизни определяет использование автором народнопоэтических традиций, фольклорных жанров (сказок, былин, причётов и заплачек, быличек, пословиц, поговорок, загадок и др.). Вместе с тем произведение создаётся Н.А. Некрасовым как эпопея жизни пореформенной России, следовательно, оказывается связано с народным эпосом. Закономерным представляется обращение к сюжету путешествия, тем более что хождение за счастьем родственно национальному духу.

Подчеркните, что каждая часть поэмы соответствует определённому фольклорному жанру: пролог строится по модели волшебной сказки, глава «Савелий, богатырь святорусский» отсылает нас к былине, части «Крестьянка» и «Пир на весь мир» строятся на основе песен. Отметьте, как происходит имитация стиля народных заплачек и причитаний в «Барщинной», «Солёной». Поп, помещик, крестьянин говорит на языке своего сословия.

Раскройте присутствие повествователя в речи персонажей. Например, слова крестьянского философа Якима Нагого могли быть сказаны автором-повествователем:

У каждого крестьянина

Душа, что туча чёрная —

Гневна, грозна, и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям —

А всё вином кончается.

При этом оценки повествователем крестьянской жизни, безрадостные деревенские пейзажи, увиденные его глазами, говорят о слиянии авторской позиции и мужицкого восприятия своей жизни. Мы слышим рассказы вахлаков, голоса Власа, Агапа Петрова, Ермилы Гирина, Клима Лавина, познаём самосознание и психологию крестьянина.

Подводя итоги, укажите на близость авторской речи в отдельных фрагментах эпопеи крестьянской или дворянской, интонации и синтаксическому строю образованного сословия, что определяет истинную народность некрасовского произведения.






загрузка...
загрузка...