загрузка...

Подготовка к ЕГЭ - материалы к сочинениям

Кто ещё из русских поэтов ХХ-го века показал в своём творчестве сложный характер отношения к современной ему эпохе и в чём сходство и различие такого изображения с мандельштамовским?

Для ответа на вопрос обратитесь к поэтическому творчеству А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, Б.Л. Пастернака. В качестве примеров масштабного изображения эпохи приведите произведения «Барка жизни встала...», «На поле Куликовом», «Новая Америка», «Коршун» А. А. Блока.

Отметьте, что автор этих лирических произведений почувствовал «красное зарево» над Россией ещё в 1910-е гг. В 1913 году А. А. Блок писал:

Ты стоишь под метелицей дикой,

Роковая, родная страна.

Судьба России привиделась поэту в столбах вьюги, которую он со всей мощью изобразит позже в поэме «Двенадцать». Образ исторической катастрофы возникнет как апокалиптическая картина в стихотворении «Коршун»:

Идут века, шумит война,

Встаёт мятеж, горят деревни...

Этот знак беды станет лейтмотивом поэзии начала ХХ-го века. Затем о страшных «днях свободы» будут писать З. Н. Гиппиус, А. Белый, Д. С. Мережковский. А Блок подведёт итог:

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть ?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

М. И. Цветаева скажет о времени войн и революций: «Мракобесие. — Смерч. — Содом», но в стихотворении «Памяти Сергея Есенина» напишет:

...Много жил — кто в наши жил

Дни, всё дал — кто песню дал.

Покажите, как в 1940-м году «реквием» по эпохе Серебряного века отпела лирическая героиня А. А. Ахматовой:

Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит...

Ранее, в 1935 и 1937 гг., поэтесса почувствует себя боярыней Морозовой, прикованной к «смутному времени». Лишённая всех своих родных, она будет взывать к «власть предержащим»:

Зачем вы отравили воду

И с грязью мой смешали хлеб?

А затем даст определение военного времени — «час мужества». В стихотворении «Лондонцам» поэтесса укажет:

Двадцать четвёртую драму Шекспира Пишет время бесстрастной рукой.

В символе «кроваво-чёрного карнавала» А. А. Ахматова, которую «как реку, жестокая эпоха повернула», запечатлеет предчувствие великих катаклизмов и дух времени, в котором «всё расхищено, предано, продано».

Подчеркните, что в «Нобелевской лекции» Б. Л. Пастернака лицо страшной эпохи отразило состояние его лирического «я», пропавшего, как «зверь в загоне», и всё же верящего:

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Также подчеркните, какое развитие получают в поздней лирике Б.Л. Пастернака гамлетовские настроения, ощущение порчи, которая коснулась времени («Перемена»). А продолжая традиции великого лирика, «шестидесятники» назовут двадцатый век «убийцей и татем» (Е. А. Евтушенко), население несчастной России — «беженцами», «цыганами социализма», «мутантами» (А. А. Вознесенский) и выразят закономерное опасение:

Двадцать первый, а вдруг ты — барыга

И умеешь лишь деньги считать?

Делая выводы, отметьте, что названные поэты доказали своей личной и творческой судьбой: величие человека в его «самостояньи», в умении пройти через страшное время и сохранить себя и своё искусство для потомков.






загрузка...