Русская литература XII–XX вв. Справочник в кармане

Астафьев Виктор Петрович 1924–2003

Васюткино озеро

 

Жанр этого произведения – рассказ.

Сюжетные особенности: повествование ведется от третьего лица. Используя приемы красочного описания природы тайги, писатель помогает читателю представить и прочувствовать вместе с героем его душевные переживания, психологический настрой.

Главные герои: Васютка, его отец – Григорий Афанасьевич Шадрин, мать, дед.

Завязка: погнавшись за подбитой птицей (глухарем), Васютка заблудился.

Кульминация: мальчик на пятый день выходит к речке, его спасают рыбаки на катере.

Развязка: Васютка возвращается домой. На открытом мальчиком озере начинают постоянный промысел рыбы.

Этот рассказ имеет автобиографическую основу. В нем говорится о подростке, который сумел выжить в суровых условиях тайги. В. П. Астафьев подробно не описывает характер мальчика, его образ раскрывается в ходе повествования. В начале рассказа мы знаем о Васютке только то, что он временно живет с бригадой рыбаков и своей матерью в избушке, что находится в низовьях Енисея. Он лишен общения с товарищами, каждый день ходит в лес, чтобы набрать кедровых орехов для вечерних посиделок. В один из дней Васютка заблудился. Мальчик проявил смелость, находчивость, выдержку. Он не поддался панике и, чтобы не падать духом, начал разговаривать с собою вслух. Слыша собственный рассудительный голос, Васютка отогнал страх. Вспомнив слова отца и деда о том, что тайга хлипких не любит, он стал припоминать все, что знал об охотничьей жизни. Он сумел прокормить себя в тайге, так как мог подстрелить и приготовить глухаря и уток. Васютка не давал себе возможности впасть в отчаяние, неутомимо искал выход из создавшегося положения.

Одно из описаний помогает ощутить ужас создавшегося положения. Васютка, еще до конца не понявший, что он заблудился, в тишине леса услышал жужжание. Оказалось, что это бьется муха в паутине, сплетенной пауком над тушкой истлевшей птицы. Крупная муха, как ни старалась, не могла освободиться. Эта аналогия содержит мысль о том, что герой рассказа попал в трудное, почти безвыходное положение.

Язык автора скуп. Описывая затухающий вечер на озере, он видит его глазами голодного мальчика. Красный цвет неба, отраженный в озере, напоминает ему раскаленную печку. Ему кажется, что, если положить на поверхность воды ломтики картошки, можно запечь их, насладиться запахом и вкусом этого нехитрого блюда. Однажды утром он видит осиновые листья, которые лежат на земле «будто тоненькие пластинки свеклы, яркие, темно-красные».

Васютка смог по незначительным приметам сориентироваться на местности, благодаря чему и выжил.

План произведения

1. Озеро, памятное Васютке.

2. Жизнь рыбаков в ожидании путины (времени, когда особенно удачен лов рыбы).

3. Васютка в лесу.

4. Мальчик заблудился.

5. Первый вечер в тайге.

6. Васютка обнаружил неизвестное озеро.

7. Мальчик вышел к Енисею.

8. Васютка найден.

9. Озеро, нанесенное на карту.