Русская литература XII–XX вв. Справочник в кармане

Лермонтов Михаил Юрьевич 1814–1841

Мцыри

 

По жанру «Мцыри» – поэма. Типично романтическое произведение. Композиция поэмы замкнутая. Мцыри волею рока возвращается в монастырь (романтическая идея неодолимого рока, пессимистический пафос произведения).

Главные герои: Мцыри, монах – его наставник.

Завязка: русский генерал везет с собой с Кавказа пленного ребенка. По дороге ребенок занемог, его оставляют в монастыре на попечении монаха.

Кульминация: рассказ Мцыри о трех днях, проведенных на воле.

Развязка: Мцыри просит похоронить его в саду, откуда виден Кавказ.

Перед нами картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести «из гор к Тифлису». Тот в пути занемог: «Он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал». Один из монахов оставляет мальчика у себя, и он поначалу живет в стороне от всех: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел вздыхая на восток». Его окрестили, скоро ему предстояло принять монашеский обет. Но однажды осенней ночью юноша исчезает. Три дня его ищут, потом «в степи без чувств нашли».

Мцыри слаб, худ и бледен, «как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал… И близок стал его конец, тогда пришел к нему чернец…». Мцыри исповедуется: «Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог».

Его душа звала «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мцыри не просит о прощении, он говорит, что смерть его не страшит, спрашивает, зачем старик спас его от смерти еще в детстве?

Юноша рассказывает, что он видел на воле – пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали, сквозь туман – покрытые снегом горы своей далекой отчизны. Мцыри говорит, что убежал из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые ниц монахи молят Бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Как сон, проносятся перед ним воспоминания о родных горах, встает образ отца, отважного воина с гордым взором. Мцыри представляется звон его кольчуги, блеск оружия. Вспоминает он и песни своих юных сестер. И решает во что бы то ни стало найти путь домой.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил – и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей». На воле Мцыри любуется дикой природой, спускается к горному потоку, чтобы утолить жажду, видит молодую прекрасную грузинку. Ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились…». Девушка исчезает. Мцыри засыпает и видит ее во сне. Проснувшись, продолжает путь, сбивается с дороги. На поляне видит барса, вступает с ним в бой, побеждает его. «Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».

Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю: «Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков». Мцыри уважает своего противника: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!..» Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому он понимает, что до родного дома ему уже не добраться, и суждено погибнуть «во цвете лет, едва взглянув на Божий свет» и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой».

Мцыри впадает в беспамятство. Его находят. Он не страшится смерти, опечален лишь тем, что его похоронят не в родной земле. «Увы! – за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял…» Он просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ».

План произведения

1. Русский генерал привозит в монастырь пленного больного ребенка.

2. Мцыри убегает из монастыря. Через три дня он найден.

3. Юноша рассказывает своему наставнику о днях, проведенных на воле (он видел девушку, пришедшую за водой, бился с барсом).

4. Мцыри завещает похоронить себя в саду, откуда виден Кавказ.





загрузка...
загрузка...