Русская литература XII–XX вв. Справочник в кармане

Твардовский Александр Трифонович 1910–1971

Василий Теркин

 

Поэма «Василий Теркин» по жанру – сплав эпоса и лирики, юмора и патетики, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией.

Главные герои: автор-рассказчик, Василий Теркин и др.

Поэма Твардовского имеет свободный сюжет, позволяющий включать или выключать, а также переставлять главы без особого ущерба для смысла.

Особенностью поэмы является то, что она включает 29 самостоятельных глав, связанных между собой образами автора-рассказчика и Василия Теркина.

Автор, описывая войну, подчеркивает, что те, кто отправился на подвиг, – не герои от рождения, это обычные молодые ребята:

Поглядеть – и впрямь – ребята!  

Как по правде, желторот,  

Холостой ли он, женатый,  

Этот стриженый народ.  

 

Некоторые впервые участвуют в военных событиях: «Желторот этот стриженый народ». Но отсвет героизма лежит на их лицах. И речь поэта поднимается до лирического пафоса. Он подчеркивает, что подвиг современников является продолжением славных традиций русских воинов прошедших столетий:

Но уже идут ребята,  

На войне живут бойцы,  

Как когда-нибудь в двадцатом  

Их товарищи – отцы.  

Что путем идут суровым,  

Что и двести лет назад  

Проходил с ружьем кремневым  

Русский труженик-солдат.  

 

Автор-рассказчик в полушутливой форме говорит об участии Теркина в войне.

Кульминацией, мажорной нотой главы являются слова:

Нынче мы в ответе  

За Россию, за народ…  

От Ивана до Фомы,  

Мертвые ль, живые,  

Все мы вместе – это мы,  

Твой народ, Россия.  

 

Теркин полушутя полусерьезно мечтает о том, как после победы вернется в родные места. И как бравый солдат, он считает, что его заслуги достойны награды. Но, проявляя скромность, он не просит орден, а «согласен на медаль». Эта медаль нужна бравому воину, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение, как он героем будет держаться с односельчанами, рассказывая о войне, о своих подвигах. И никто бы не осудил героя за хвастовство:

И явившись на вечерку,  

Хоть не гордый человек,  

Я б не стал курить махорку,  

А достал бы я «Казбек»…  

…И девчонки на вечерке  

Позабыли б всех ребят,  

Только б слушали девчонки,  

Как ремни на мне скрипят.  

 

Беспечным, лукавым весельчаком выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурящих фронтовых друзей. Атмосфера молодого веселья сменяется возвращением к суровой реальности:

Страшный бой идет кровавый,  

Смертный бой не ради славы —  

Ради жизни на земле.  

 

Автор показывает, что путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу, а судьба каждого человека слита с судьбой его страны, и счастье каждого невозможно без счастья народа. Вот та глубокая мысль, которая лежит в основе этой веселой сценки.

Теркин понимает, как важно на войне оставаться человеком, а не просто воином. Он умеет поднять настроение товарищей, добивается, чтобы они взглянули на мир иными глазами.

Звуки музыки внезапно разбудили воспоминания бойцов о доме, о праздниках. Сменилась мелодия и начинается лихая солдатская пляска. Автор очень выразительно дает понять, что никакие испытания войны, ни кровь, ни смерть не могут заглушить силу жизни, бодрость духа солдат.

Хоть бы что ребятам этим,  

С места – в воду и в огонь.  

 

Музыка и пляски развеяли угрюмость и суровость двух танкистов, которые потеряли в бою своего командира. Они дарят Теркину гармонь:

– Забирай, играй в охоту,  

В этом деле ты мастак,  

Весели свою пехоту… —  

– Что вы, хлопцы, как же так?..  

– Ничего, – сказал водитель, —  

Так и будет. Ничего.  

Командир наш был любитель,  

Это – память про него.  

 

Этими словами автор подчеркивает, что память о мертвых не нуждается в застывших памятниках, она – в делах и борьбе живых. Так в главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность высокого подвига «ради жизни на Земле».

Автор говорит о важных понятиях, используя бытовые примеры:

Потерять кисет с махоркой,  

Если некому пошить —  

Я не спорю – тоже горько,  

Тяжело, но можно жить,  

Пережить беду-проруху,  

В кулаке держать табак.  

Но Россию, мать-старуху,  

Нам терять нельзя никак.  

 

В тоне высокой патетики заканчивает автор главу «Поединок»:

Фронт налево, фронт направо,  

И в февральской вьюжной мгле  

Страшный бой идет, кровавый,  

Смертный бой не ради славы —  

Ради жизни на земле.  

 

На войне не всегда должна соблюдаться субординация. Теплые человеческие отношения характеризуют строки:

На прощанье  

Обнялись они, мужчины:  

Генерал-майор с бойцом, —  

Генерал – с любимым сыном,  

А боец – с родным отцом.  

 

Твардовский поет, может быть, с грустью, гимн любви: материнской, девичьей, женской… И чем труднее в бою ребятам, тем нежнее они вспоминают о своих матерях, женах, девушках.

Пишет автор и о женщинах, оставленных дома. Он рассказывает об их нелегком труде дома, в семье, на работе:

Жены думают, любя,  

Что иное слово  

Все ж скорей найдет тебя  

На войне живого.  

 

Описывая женские судьбы, взаимоотношения между мужьями и женами в довоенное время, автор не забывает о Теркине. Он сетует, что Василия никто в дорогу не провожал, но верит, что какая-то девушка еще полюбит его. И просит автор за своего героя:

Полюбите молодца,  

Сердце подарите,  

До победного конца  

Верно полюбите!  

 

Твардовский хотел еще раз подчеркнуть обобщающий образ Теркина – веселого, удалого бойца. В главе каждый из двух встретившихся Теркиных хочет доказать, что именно он тот самый Теркин. Начинается спор-соревнование:

Чуть обидно, да приятно,  

Что такой же рядом с ним.  

Непонятно, да занятно  

Всем ребятам остальным.  

 

Этот спор разрешает мудрый старшина:

Что вы тут не разберете?  

Не поймете меж, собой?  

По уставу каждой роте  

Будет придан Теркин свой.  

 

Твардовский описывает, как в первые годы войны о Теркине еще не все знали. Но популярность этого бойца стала расти. Теперь каждый знал о Теркине. Обобщая образ бойца, автор говорит:

Все худое он изведал,  

Он терял родимый край  

И одну политбеседу  

Повторял:  

– Не унывай!  

С первых дней годины горькой  

Мир слыхал, сквозь грозный гром  

Повторял Василий Теркин:  

Перетерпим. Перетрем…  

 

Автор с большой любовью относится к своему герою. Он верит и выражает уверенность в том, что благодаря мужеству, находчивости, отваге таких русских солдат, как Теркин, война будет выиграна:

Праздник близок, мать-Россия,  

Оберни на запад взгляд:  

Далеко ушел Василий,  

Вася Теркин, твой солдат.  

…Он идет, святой и грешный,  

Русский чудо-человек.  

 

Обобщая образ героя и автора, Твардовский говорит об их дружбе (героя и автора):

С первых дней годины горькой,  

В тяжкий час земли родной,  

Не шутя, Василий Теркин,  

Подружились мы с тобой.  

 

Подводя итог всей книге, Твардовский правдиво и откровенно говорит о своей цели:

Я мечтал о сущем чуде:  

Чтоб от выдумки моей  

На войне живущим людям  

Было, может быть, теплей.  

 

И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX в.

План произведения

1. Герой поэмы произносит монолог, где раскрывает свой характер.

2. Трудность переправы под вражеским огнем. Среди достигших противоположного берега и Василий Теркин.

3. Бойцы останавливаются переночевать в деревне, находящейся в тылу врага.

4. Теркин ранен. Он попадает в медсанбат.

5. Герой рассуждает о том, как приятно вернуться домой с наградами.

6. Теркин играет на гармони. Музыка согревает души бойцов.

7. Герой поэмы предстает перед читателем в сравнении со стариком, ветераном прошлой войны.

8. Мысли героя поэмы о незначительных потерях на войне (кисет, шапка) и о главной потере, которую нельзя допустить (речь идет о потере Родины).

9. Теркин бьется с немцем один на один.

10. Он из винтовки сбивает самолет.

11. Генерал вызывает бойца к себе и вручает за этот подвиг орден.

12. Теркин среди других солдат ведет бой в болотной местности.

13. Автор описывает мечты героя об отдыхе.

14. Взвод, где служит Теркин, переходит в наступление.

15. Раненый Василий на поле боя разговаривает со смертью.

16. Встреча Теркина со стариком и старухой.

17 Дорога на Берлин, которой идут русские солдаты.

18. Солдаты моются в бане. Их тела украшают шрамы, а гимнастерки – ордена.

19. Автор прощается со своим героем.





загрузка...
загрузка...