Русская литература XII–XX вв. Справочник в кармане

Карамзин Николай Михайлович 1766–1826

Бедная Лиза

 

Неотъемлемой частью творчества H. М. Карамзина является человек с его внутренними качествами, переживаниями его «души» и «сердца». Тот же мотив лежит и в сентиментальной повести «Бедная Лиза». В центре повести находится любовный конфликт. Оба героя – и Лиза, и Эраст – любят друг друга, но из-за сословного неравенства не могут быть вместе. Ведь он дворянин, а она крестьянка. Но все же трагический конец повести – это результат обстоятельств и легкомысленности характера главного героя, а не социального неравенства.

Карамзин основное внимание сосредоточил на психологии героев, достигнув здесь значительного мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, он сумел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувства. Завязкой в повести является встреча двух героев и рождение их чувств. Для каждого из героев это чувство было новым. Лиза впервые полюбила, она не знала раньше, что это такое, и теперь все ее мысли заняты только возлюбленным. Эрасту раньше доводилось любить женщин, но все они были светские барышни, развращенные большим светом. Поэтому Эраст пресытился чувствами, скорее похожими на страсть, чем на истинную любовь. В Лизе он нашел идеальный образ возлюбленной, о котором читал у греческих и римских поэтов. Она была невинной пастушкой, жившей на природе и не знавшей ничего, кроме своей хижины и окружающих ее полей. Однако его чувства изменились, после того как Лиза полностью стала его. Новизна ощущений исчезла, и Лиза перестала быть для него ангелом.

Кульминационный момент повести и любви героев наступает, когда Эраст признается в необходимости жениться на старой вдове. Жизнь для Лизы кончена, в ней больше нет смысла. Она идет к пруду, в котором и погибает.

Современник Карамзина В. В. Сиповский первым обратил внимание на трагическую развязку повести, столь не характерную для этого жанра: «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гете в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».

План произведения

1. Автор знакомит нас с Лизой и ее матерью.

2. Лиза встречает Эраста.

3. Молодой человек приходит в дом Лизы.

4. Мысли героев произведения после посещения Эраста.

5. Герои начинают встречаться каждый день.

6. Эраст лишает Лизу невинности и изменяет свое отношение к ней.

7. Лиза встречает Эраста в Москве и узнает, что он женится на богатой вдове.

8. Самоубийство Лизы.

9. Смерть матери девушки от горя. Муки совести Эраста.






загрузка...
загрузка...