у А.В. Кудинова. Домашняя работа по литературе за 5 класс к учебнику «Литература. 5 класс»

Домашняя работа по литературе за 5 класс

Из русской литературы XIX века

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

К стр. 112

1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли.

2. Среди героев этой сказки мне понравились молодая царевна, богатыри и королевич Елисей, а мачеха вызвала чувство возмущения.

3. Сказка Пушкина ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.

В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин чаще использует ритмичные повторения, например, «путь-дорога», «царь-отец»,

«росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например, «с белой зори», «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».

Сказка Пушкина нравится мне больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.

4. Когда царица прощается с царем, ей очень грустно. Грустное настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преувеличивает, что царевна видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.

5. У царицы родился ребенок, и ей нельзя было волноваться. Когда она увидела царя, то почувствовала такое волнение, что здоровье не выдержало. Царица умерла к моменту начала обедни, то есть церковной службы.

6. Новая царица не похожа на первую. Первая любила мужа, а вторая любит только себя. Пушкин пишет о ней:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

7. Симпатии читателей вызывает царевна. Стихотворные строки о ней начинаются с союза «но», потому что Пушкин противопоставляет молодую царевну царице, ее мачехе.

8. Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая красивая. Пушкин называет по-разному героиню сказки, чтобы подчеркнуть, что в некоторые моменты она ведет себя как царица, в другие просто как баба, в третьи именно как злая мачеха. Царица относится к молодой царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белее. Она ведет себя не как царица, а как завистливая баба и злая мачеха.

В полной мере выражает причины недоброго отношения к царевне словосочетание «злая мачеха».

9. Когда царевна попадает к богатырям, мы узнаем ее характер. Она вежливая, работящая, скромная, добрая, хозяйственная. Богатыри наблюдательные, смелые, заботливые, удалые. Они полюбили царевну за красоту, доброту и ласковую заботу, хотят жениться на ней, но уважают ее чувства.

10. Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклору. В этих обращениях проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

11. Царевна умоляет Чернавку пощадить ее, обещает наградить. Чернавка любит молодую царевну и понимает, что та ни в чем не виновата. Она отпускает царевну и говорит ей: «Не кручинься, Бог с тобой». Христиане верят, что Бог всегда помогает праведникам, и Чернавка надеется, что Бог поможет царевне.

12. Первая фраза звучит неуверенно, как-то дребезжаще. Вторая уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово «трезвонить» начинается теми же буквами, что и слово «трубит». Но первое слово дребезжит (звук [р'] мягкий, сочетание [зв]), второе слово звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].

В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.