у
Из русской литературы XIX века
Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
К стр. 116
1. Стихотворная речь отличается от прозаической четким ритмом и рифмой.
Возьмем отрывок из сказки «Царевна-лягушка»:
«Старшие братья как пошли искать свой стрелы, сразу их нашли: один— в боярском тереме, другой— на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы».
Мы видим, что в этом отрывке ударения располагаются без всякого порядка: после первого ударного два безударных, после второго ударного три безударных, после третьего ударного один безударный и т.д.
Рассмотрим отрывок из «Сказки о мертвой царевне...»:
Но невеста молодая,
До зарй в лесу блуждая.
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
В этом отрывке основные ударные слоги располагаются ритмично: каждая группа состоит из двух безударных, одного ударного и одного безударного. Строки рифмуются попарно: первая со второй, третья с четвертой. В народной сказке рифмы нет.
2. Ритм — это размеренное повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени, например, тиканье и бой часов. В речи ритм может проявляться в размеренном
чередовании ударных и безударных слогов в строке, в повторении одинаково построенных частей предложения, в повторении звуков.
В «Сказке о мертвой царевне...» чередование слогов размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в разных частях отличается друг от друга. С помощью прилагательных и повторения звука «о» Пушкин создает плавный, медленный ритм при описании яблочка:
Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Возьмем другой отрывок:
Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох.
Ритм этого отрывка быстрый, стремительный, отрывистый. Такое впечатление возникает от употребления нескольких глаголов подряд. Это соответствует содержанию текста.