у А.В. Кудинова. Домашняя работа по литературе за 5 класс к учебнику «Литература. 5 класс»

Домашняя работа по литературе за 5 класс

Из русской литературы XIX века

Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

К стр. 116

1. Стихотворная речь отличается от прозаической четким ритмом и рифмой.

Возьмем отрывок из сказки «Царевна-лягушка»:

«Старшие братья как пошли искать свой стрелы, сразу их нашли: один— в боярском тереме, другой— на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы».

Мы видим, что в этом отрывке ударения располагаются без всякого порядка: после первого ударного два безударных, после второго ударного три безударных, после третьего ударного один безударный и т.д.

Рассмотрим отрывок из «Сказки о мертвой царевне...»:

Но невеста молодая,

До зарй в лесу блуждая.

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

В этом отрывке основные ударные слоги располагаются ритмично: каждая группа состоит из двух безударных, одного ударного и одного безударного. Строки рифмуются попарно: первая со второй, третья с четвертой. В народной сказке рифмы нет.

2. Ритм — это размеренное повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени, например, тиканье и бой часов. В речи ритм может проявляться в размеренном

чередовании ударных и безударных слогов в строке, в повторении одинаково построенных частей предложения, в повторении звуков.

В «Сказке о мертвой царевне...» чередование слогов размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в разных частях отличается друг от друга. С помощью прилагательных и повторения звука «о» Пушкин создает плавный, медленный ритм при описании яблочка:

Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Возьмем другой отрывок:

Вбежав,

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох.

Ритм этого отрывка быстрый, стремительный, отрывистый. Такое впечатление возникает от употребления нескольких глаголов подряд. Это соответствует содержанию текста.