у А.В. Кудинова. Домашняя работа по литературе за 5 класс к учебнику «Литература. 5 класс»

Домашняя работа по литературе за 5 класс

Из русской литературы XIX века

Антоний Погорельский

 

Черная курица, или Подземные жители

К стр. 148—149

1. Несмотря на то, что непривычный старинный слог иногда затрудняет понимание текста, события сказки увлекают читателей.

Наше отношение к Алеше меняется по ходу развития сюжета. Сначала мы очень сочувствуем Алеше, который ощущает себя одиноко в пансионе, особенно во время вакаций (то есть каникул). Затем мы видим, что Алеша под влиянием своих новых возможностей начинает поступать дурно, но все же мы продолжаем сочувствовать ему и желаем ему исправиться, увидеть себя со стороны. В конце мы испытываем радость оттого, что Алеша снова стал самим собой.

2. Петербург и дом, в котором располагался пансион, описаны автором с любовью и очень подробно. В волшебной народной сказке не может быть такого детального описания, потому что народная сказка всегда передавалась из уст в уста, поэтому в памяти сохранялись только типические, самые общие и характерные черты.

3. Алеша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор», потому что переулок за забором был для него непознанной территорией, а от неизведанного всегда ждут чуда. Алеша мечтал, что вдруг появится волшебница и через дырочку подаст ему игрушки, талисман или письмо от родителей.

Приезд директора училищ во время зимних вакаций разочаровал Алешу. Мальчик любил немецкие романы, в которых описывались рыцари, и думал, что директор — это необыкновенный рыцарь. Оказалось, что директор — самый обычный человек с маленькой лысой головкой, в простом сером фраке, а не в латах, и приехал он не верхом на прекрасном скакуне, а на извозчике. Несмотря на это, все обращались с директором очень почтительно.

4. Эпизод спасения Чернушки от лица Алеши.

Я присел на бревно и только начал подманивать к себе кур, как вдруг увидел кухарку. В руках у нее был большой нож. Я понял, что она хочет зарезать еще одну курицу. Мне было их жаль, и я заплакал и побежал прочь, чтобы спрятаться за курятником. Кухарка кричала, чтобы я помог ей, но я не мог этого сделать.

Вдруг я услышал голос Чернушки. Мне показалось, что она зовет меня и просит ее спасти. Я выглянул и увидел, что кухарка уже схватила Чернушку за крыло. Тогда я бросился к ней на шею и стал просить ее отпустить Чернуху. Курица тем временем вырвалась и взлетела на крышу.

Кухарка была вне себя от досады и хотела идти жаловаться учителю, но я стал умолять ее, чтобы она этого не делала. Кухарка не соглашалась. Тогда я достал из кармана самое дорогое, что у меня было, — золотой империал, подарок бабушки. Я очень любил эту большую красивую монету и берег ее, но ради Чернушки расстался со своим драгоценным подарком.

Кухарка ушла, а Чернушка стала кружиться около меня, хлопать крыльями, будто она понимала, что я избавил ее от верной смерти.

5. Как меняйся характер Алеши (рассказ от лица одноклассника).

Алеша был спокойным и сдержанным мальчиком, воспитанным и добрым. Иногда он грустил, потому что родители всех учеников жили в Петербурге, а его родители в дальней губернии. Когда не отпускали домой на праздники или каникулы, Алеша оставался в пансионе один. И вот однажды после зимних каникул мы вернулись и не узнали Алешу. Раньше он, как и все дети, ошибался, запинался, отвечая уроки, а тут с ним будто чудо произошло. На все вопросы учителей он отвечал без труда, сколько бы ему ни задавали, у него все от зубов отскакивало. Между тем мы видели, что он вовсе не учит заданные уроки, а целыми вечерами слоняется без дела и безобразничает. Все учителя его хвалили, а Алеша важничал перед нами и вел себя так, будто он самый умный и самый лучший на свете. Кончилось тем, что Алеша так расшалился, что учитель решил его наказать и задал выучить двадцать страниц наизусть.

На следующий день Алеша гордо вышел отвечать, но не смог сказать ни слова. Учитель рассердился и отправил его в спальню, чтобы там Алеша в одиночестве учил свой урок. Когда у нас закончились уроки и мы тоже пришли в спальню, Алеша пытался с нами заговорить, но никто из нас не хотел с ним разговаривать. Кажется, что только в этот момент Алеша понял, как изменилось наше отношение к нему. Тем не менее, когда учитель через день приказал выпороть Алешу, нам стало жалко его. Стремясь избавиться от порки, Алеша начал рассказывать какую-то невероятную историю про курицу, которая оказалась министром, но учитель ему не поверил и выпорол его. После этого Алеша заболел и долго пролежал без памяти. После этого он стал прежним добрым и спокойным мальчиком, и мы снова стали дружить с ним.

6. Алеша не стыдился рассказывать о том, что произошло с ним во время каникул: он не мог об этом говорить, потому что обещал Чернушке молчать, ибо его рассказ мог причинить большие бедствия народу, живущему под землей. Только угроза порки заставила его рассказать, что с ним случилось. Но ему никто не поверил.

7. Алеша не похож на героев народных волшебных сказок. В народных сказках герой — воплощение какого-то одного главного качества. Он или герой, или злодей, или добрый, или злой. У героя народной сказки характер не меняется: перед нами или положительный, или отрицательный персонаж. У Алеши характер меняется на протяжении повествования в зависимости от ситуаций, в которые он попадает. Это свидетельствует о том, что перед нами авторская сказка.