у А.В. Кудинова. Домашняя работа по литературе за 5 класс к учебнику «Литература. 5 класс» 
загрузка...

Домашняя работа по литературе за 5 класс

Из русской литературы XIX века

 

Крестьянские дети

Стр. 186

1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» названо так, потому что главная его тема — жизнь крестьянских детей. Оно рассказывает о разных встречах автора с деревенскими ребятишками и об авторском осмыслении этих встреч.

Встреча героя во время его очередной охоты произошла, когда герой утомился, заснул в сарае, а проснувшись, увидел, что за ним наблюдают через щель несколько крестьянских ребятишек.

Автор — не крестьянин. Некрасов пишет о себе: живя в Петербурге, занимаясь журналистикой, он очень любил охотиться и часто уезжал из города в леса, где отдыхал, охотился и писал стихи.

Первое, что видит герой, — это глаза детей. Он описывает их с большой любовью, потому что в глазах отражается душа человека, сравнивает их с полевыми цветами:

 

Все серые, карие, синие глазки

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

 

Когда дети обращаются в бегство, подумав, что герой просыпается, поэт пишет: «человека заслыша, / Так стаей с мякины летят воробьи». Автор ласково сравнивает детей со стайкой пугливых воробьев.

2. Дети рассуждают о герое, разглядывают его, пытаются определить его социальную принадлежность: барин он, то есть помещик, дворянин, или разночинец. Они обращают внимание на бороду (дети считают, что «у бар бороды не бывает — усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.

 

Что было со мною — всему подивились

И мой приговор изрекли:

— Такому-то гусю уж что за охота!

Лежал бы себе на печи!

И видно не барин: как ехал с болота,

Так рядом с Гаврилой...

Дети считают, что охотятся люди, чтобы добыть дичь и съесть ее. Они видят, что человек, заснувший в сарае, достаточно богат, чтобы охотиться ради пропитания, и может спокойно отдыхать, по мнению детишек, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, то есть с одним из крестьян их деревни, а «баре», по их мнению, никогда не будут дружно и свободно общаться с крестьянами. Поэтому гость — «не барин».

3. Надо сказать, что Некрасов, в отличие от многих дворян того времени, никогда не считал крестьян людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в них природную смекалку, ум и человеческую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детьми. Дальше автор вспоминает, как в детстве он ходил с детьми за грибами.

Автор пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его найти. Крестьянские же дети легко потом находили такие места по одним им понятным приметам. Дети могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес дети «губили довольно» змей и клали на перилы моста, по которому проходила через село большая дорога. Они думали, может быть, под впечатлением русских народных сказок, где богатыри сражаются со Змеем Горынычем, что народ, проходящий по ней, удивиться подвигам живущих здесь ребятишек, подумает: «Это кто ж столько змей наловил?»

В селе росли старинные раскидистые вязы, и в жаркий летний день здесь на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в основном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие рассказывали внимательным слушателям о том, что видели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для детей своеобразной школой жизни.

4. Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость.

6. Перед мысленным взором читателя, который знакомится с этим стихотворением, проходит много картин.

1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а дети подглядывают за ним в щелку и разговаривают друг с другом, обсуждая охотника.

2) Автор вспоминает, как был маленьким, вспоминает походы крестьянских детей за грибами и их шутку со змеей.

3) Крестьянские дети на большой дороге слушают рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.

4)  После сбора грибов дети купаются в луговой речке.

5) Вернувшись в деревню, дети занимаются играми, кто-то помогает родителям.

6) Дети идут в лес по ягоды, там находят себе забавы: пугаются внезапно выскочившего зайчонка, ловят старого глухаря.

7)  Картины сельского труда, которые наблюдает ребенок.

8) Встреча автора с шестилетним Власом, который помогает отцу возить из лесу дрова.

9) Автор возвращается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с детьми: автор скомандовал дрессированной собаке показать некоторые шутки, и дети радовались неожиданному представлению. Неожиданно началась гроза, и дети убежали в деревню.

7. Картины, нарисованные автором, проникнуты добрым чувством любования и одновременно грусти: автор хорошо знает жизнь крестьянских детей, он понимает, что радость и свобода имеет обратную сторону. Автор понимает, что дети — это и есть будущее народа.

8. См. 6-й вопрос.

Поэт обращается к детям с призывом любить свою родную землю:

 

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой —

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

 





загрузка...
загрузка...