Домашняя работа по литературе за 5 класс

Из русской литературы XIX века

Афанасий Афанасьевич Фет

 

«Чудная картина...»

К стр. 227

1. «Чудная картина», нарисованная Фетом, вызывает чувство задумчивости, легкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.

2. Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей. Он делает это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.

Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие», сани «далекие», бег «одинокий». Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.

3. Стихотворение написано трехстопным хореем: это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые. Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р']. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передает ощущение света.

Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха.

4. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, постоянна. Это происходит благодаря тому, что все стихотворение представляет собой одно предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части сложного предложения грамматическая основа выражена местоимением «ты» и кратким прилагательным «родна». Во второй части мы видим однородные подлежащие «равнина», «луна», «свет», «снег», «бег», но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим картину, нарисованную художником на полотне.