загрузка...

Домашняя работа по литературе за 5 класс

Из русской литературы XIX века

 

Кавказский пленник

К стр. 258-259

1. На создание рассказа «Кавказский пленник» Толстого натолкнули события, происходившие во время войны русских с горцами на Кавказе. Однажды чеченцы преследовали Толстого и чуть не взяли его в плен. Затем писатель прочитал воспоминания кавказского офицера Ф.Ф. Торнау, который на самом деле был в плену у чеченцев.

Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное свое внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но по- настоящему героем можно назвать только Жилина.

Главная идея рассказа— научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели.

2. Жилин и Костылин оказались вместе на опасной дороге. Жилин взял отпуск, чтобы поехать к старой матери. Костылин ехал по своим делам. Они вместе ускакали вперед от обоза. Жилин быстрее домой хотел, а Костылину было жарко и есть хотелось.

3. Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, потягиваются. Все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой.

Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.

Жилин наблюдал, как одеваются татары, и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие, башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних, башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.

4. Костылина привели в дом, когда уговаривали Жилина написать письмо с просьбой о выкупе. Костылин стал рассказывать Жилину, что ружье осеклось, а лошадь стала. На самом деле Костылин не защитил своего товарища и, когда на Жилина напали татары, пустился наутек.

Костылин в плену по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда выкуп придет. Жилин ходил по аулу и искал возможность сбежать, или рукодельничал — плел корзины из прутьев, лепил кукол, ремонтировал часы и пистолеты, даже лечил татар.

Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему хорошую еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей — колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не воюет с детьми.

Первый побег не удался, потому что Костылин все лежал в сарае и ослабел за время плена. Жилину пришлось его нести. Когда он закричал, то татарин услышал и поднял тревогу. У Костылина не было выдержки и мужества.

К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских и Жилина тоже.

Смысл рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной. С осуждением относится он к предательству, которое совершает Костылин. С уважением он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.

5. Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еду. Ф.Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он использовал воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли в плен.

Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и придумал историю первого и второго побегов.

Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать. Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, и подтверждает это дружбой Жилина и Дины.

Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.

Рассказ— небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

6. Когда читаешь рассказ, то сочувствуешь Жилину и Дине. Страх чувствуешь, когда Жилина после предательства Костылина берут в плен, когда татары совещаются и хотят убить пленников. Грустно становится, когда Дина прощается с Жилиным. Радостно, когда Жилин добегает до казаков и возвращается в крепость.

 





загрузка...
загрузка...