загрузка...

Домашняя работа по литературе за 5 класс

Устное народное творчество

 

Царевна-лягушка

К стр. 25

1. Сказка «Царевна-лягушка» — это волшебная сказка. Она начинается с зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве...», завершается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». В сказке есть повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками (осыпали), искала, искала. Постоянные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, темные леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец, красное солнце.

2. Главные герои— Иван-царевич и Василиса Премудрая. Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, которая подобрала стрелу младшего царевича.

3. Жены старших царевичей кликали себе на помощь мамушек, нянюшек и красных девушек, а Василиса Премудрая выполняла задания царя сама. Царь принимает каравай, а затем ковер сначала у старшего сына, затем у среднего и только потом у младшего. Первый каравай он приказывает отнести дворовым псам, а первым ковром от дождя лошадей покрывать. О каравае среднего сына говорит, что такой будешь от большой нужды есть, ковер же купеческой дочери можно только у ворот стелить. Каравай и ковер младшего сына по своей красоте подходят только для больших праздников.

Пир был богатым и веселым, было много угощений. После еды все танцевали.

4. В сказке «Царевна-лягушка» чувствуется внутренний ритм. Например, отрывок о клубочке можно записать так:

Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам...

Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту действия:

 

Обрадовался царевич,

разбил яйцо,

достал иглу

и отломил у нее кончик.

 

Известен вариант сказки, текст которой к изданию готовил В. Аникин. Этот вариант в основном совпадает с тем, что дан в учебнике. Но есть небольшие отличия. Лягушка немного иначе приветствует Ивана, когда он возвращается домой после приказов отца: «Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?» Сначала царь задает невесткам сшить рубашку, а потом испечь хлеб. Василиса зовет на помощь мамок и нянек. При описании пира нет слов «музыка» и «танец», говорится, что «настал черед плясать». Царевна обернулась не белой лебедью, а серой кукушкой. В варианте Аникина не говорится о железных сапогах и железных хлебах. Иван-царевич видит на дубу не ларец, а кованый сундук. По-разному рассказывается зачин и концовка этих сказок.

5. Волшебная сказка называется так потому, что в ней есть чудо, волшебство. Чудо в том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея Бессмертного. Его дочь хитрее отца, и потому отец превращает ее в лягушку. Эта лягушка оказывается в царстве людей, и к ней в болото попадает стрела младшего царевича. Чудеса приходят в мир людей, когда Иван- царевич берет лягушку в жены. Волшебным образом Василиса создает ковер: «Где кольнет иглой раз— цветок зацветет...» Удивителен ее танец на пиру и новое превращение в белую лебедь. После долгого пути в поисках Василисы Иван-царевич встречает первого волшебного помощника— старого старичка, получает в дар волшебный предмет— клубочек. От голода он хочет съесть сначала медведя, потом зайца, затем щуку, но жалеет и отпускает их. Они тоже становятся потом волшебными помощниками Ивана-царевича. Последняя удивительная встреча героя — с бабой Ягой, которая раскрывает тайну смерти Кощея Бессмертного.

6. Царевич проявил нетерпение и раньше времени без разрешения своей жены спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их.

 





загрузка...
загрузка...