Домашняя работа по литературе за 6 класс

ЧАСТЬ II

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

 

Михаил Михайлович Пришвин

Вопросы (к стр. 39)

1.     В творчестве М.М. Пришвина К.Г. Паустовскому особенно близко и дорого то, что любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Паустовский писал: «Только единомышленнику можно доверить свою мечту. Таким единомышленником безвестных наших мечтателей и был Пришвин».

2.     В качестве эпиграфа взяты слова Пришвина: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эпиграф перекликается с вступительной статьёй Паустовского в таких словах: «В повестях, рассказах и «географических очерках» Пришвина всё объединено человеком — неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой».

 

Кладовая солнца

Вопросы и задания (к стр. 72-73)

1.     В сказке-были «Кладовая солнца» действие происходит в 1943 году в деревне возле Переславля-Залесского.

2.     Сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк. Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.

3.     Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

 

Разберёмся в прочитанном

1.     В самом начале произведения автор говорит о Насте и Митраше, что они были очень милые. Автор описывает Настю, сравнивая её с золотой курочкой на высоких ножках. Настя была такая же хлопотливая, как курочка. «Золотой» Пришвин называет её за цвет волос: «Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом...»

Митрашу в деревне называли, пишет автор, «Мужичок в мешочке». «Мужичком» называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали «Мужичок в мешочке».

2.     Отношение автора к детям помогают понять сравнения и эпитеты, с помощью которых автор описывает детей. Настя — «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький». Митраша — «мужичок в мешочке», «в золотых веснушках», носик «чистенький тоже, как у сестры». Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.

3.    После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду, ладил для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

4.    Митраша начал спорить с Настей, когда она захотела идти по набитой тропе, Митраша доказывал, что надо идти на север, как учил отец, по компасу, а Настя хотела идти, как все люди ходят. На мой взгляд, симпатии автора на стороне брата. Ему нравится желание быть самостоятельным в выборе своего пути, а не просто ходить и делать то, что все люди.

5.     Митрашу заставили пойти по неизведанной тропе вера в слова отца и упрямство. Он попал в беду потому, что остался один, и ему не хватало опыта, чтобы держаться тропы, которую указывала трава белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: «И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погружённого в болото маленького человечка». Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: «Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы».

6.    Настя, оставшись одна, увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.

7.     Писатель вставляет в повествование в самое начало описания пути героев по болоту рассказ о ели и сосне, растущих вместе. Он как бы даёт этим понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живёт собака— друг человека, и волк — враг человека. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.

8.     Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки- старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро иод водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство».

В словосочетание «кладовая солнца» автор вкладывает большое значение. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.

9.     Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.

10.     Травка пришла на помощь человеку, потому что она была верной охотничьей собакой, преданной своему хозяину, и после смерти Антипыча искала хозяина, в каждом человеке пыталась увидеть Антипыча.

 

Сделаем выводы

1.     Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа не в этом. Главная идея в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.

2.     «Сказка-быль» — это жанровое определение произведения. Сказка — это повествование, основанное на вымысле. Быль — это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения.

3.     Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.

 

Будьте внимательны к слову

(к стр. 73-74)

1.     Существительные и эпитеты с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «золотая курочка», «золотые монетки», «носик чистенький», «десять лет с хвостиком», «коротенький», «Мужичок в мешочке».

Писатель говорит о своих героях с чувством любви и внимания.

2.     Предложение «Маленький человек остановил в себе большое сердце» автор употребляет, когда рассказывает о Митраше, который подзывает собаку, чтобы спастись с её помощью из болота. Митраша маленький по возрасту, но

душа у него, как у взрослого сильного и душевного человека. О таких людях говорят, что у них большое сердце.

«Был мужичок... да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой». Мужичок — слово шутливое, оно указывает на то, что мужичок — это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнати, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота, во-первых. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

 

Литература и живопись (к стр. 74)

1.     На первой иллюстрации художника Е. Рачёва изображена Настя во время сбора клюквы. Девочка подползает к пеньку, на котором лежит гадюка, а в осиннике стоит лось и смотрит на девочку, не узнавая в ней человека. Именно так можно представить себе Настю, описанную автором. Иллюстрацию можно озаглавить так: «Гадина подняла голову и зашипела. И Настя тоже подняла голову...»

На второй иллюстрации изображён момент, когда Митраша спасается из болота. Иллюстрацию можно озаглавить такими словами из текста: «Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки маленького человека, если бы тот, уже достаточно выволоченный, не схватил её другой рукой за другую ногу».

Ещё можно было бы нарисовать такие иллюстрации: Настя и Митраша расходятся по разным тропинкам; Настя и Митраша несут домой корзину клюквы; Травка несёт Митраше зайца; Митраша стреляет в Серого Помещика.

2.    В библиотеке мне предложили издание «Кладовой солнца» с иллюстрациями Ивана Бруни (М.: Советская Россия, 1983). Рисунки выполнены акварелью. Крупным планом даны портреты детей: Настя на фоне хозяйственной утвари, Митраша на фоне бондарных инструментов. В книге много рисунков, изображающих птиц: глухарей, бекаса, кулика, куропатку, журавлей, ворон, сорок. Как живая, нарисована собака Травка со стариком Антипычем в старой избе, волки, лисы, заяц и лось-великан.

Мы видим загадочные, сказочные деревья и закат на Блудовом болоте. Художник изобразил, как тонет в болоте Митраша, как подходит к нему Травка, как Настя собирает ягоду. Мы видим, как дети сидят ночью у костра, а утром идут в деревню с корзиной на плече.

Иллюстрации Е. Рачёва динамичны, в них много движения.

Рисунки Ивана Бруни красочные и яркие, но при этом более статичные.

 





загрузка...