Домашняя работа по литературе за 6 класс

ЧАСТЬ II

 

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

 

Вопросы и задания (к стр. 192-193)

1.     Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды. Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»), метафоры («красный диск луны»), эпитеты («последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали»), обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, // Умчись без цели на коне...»).

2.     Следующее стихотворение Блока — «О, как безумно за окном...» — описывает бурную ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («... Ревёт, бушует буря злая, // Несутся тучи, льют дождём, // И ветер воет, замирая!», «... Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишённых крова», и ему хочется испытывать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка особенно выразительна. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать и буре, которую описывает поэт, и о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.

3.     В этом стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:

 

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мёрзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

 

В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться // Юность русских деревень...» Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы «зарыдали», «ножка» у берёзки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мёрзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Всё стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мёрзлыми звонами осин», «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой берёзкой, рыдания и веселья.

4.     В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мёрзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны. Во втором четверостишии начинается сказка:

Заколдован невидимкой, (метафорический эпитет) Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора) Словно белою косынкой (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)

Подвязалася сосна, (метафора)

В третьей строфе эта метафора развивается, превращаясь в сравнение:

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)

В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединённое с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).

Такое сочетание изобразительных средств создаёт впечатление сказочности.

5.     Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревья весело-сухие», «тёплый ветер»). Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:

 

... И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

 

Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.

6.     Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредотачивает своё внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.

В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (олицетворение) смотрит в полынью.

Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда— и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры).

В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньёй, а всю страну и даже планету:

 

Земля полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей Земли...

 

Тревога жителей противопоставляется приветливому (эпитет) лучу звезды. Так поэт использует антитезу.

В четвёртой строфе «города, поднявшиеся вдали», противопоставляются русскому полю:

 

Но только здесь, во мгле заледенелой

Она восходит ярче и полней.

 

Оригинальный эпитет «во мгле заледенелой» соединяется в одно целое с постоянным эпитетом, который употребляется в русских сказках и других произведениях устного народного творчества: «на свете белом». Так в этом стихотворении Николай Рубцов объединяет личные чувства с чувствами своего народа.

 





загрузка...
загрузка...