Готовые домашние задания по литературе 10 класс

А.В. КОЛЬЦОВ

1. С детских лет впитавший в себя культурные традиции богатой истории Воронежского края, полюбивший красоту южной степи и хорошо знакомый с устным народным творчеством, Кольцов получил щедрый материал для своего поэтического творчества. Прасольское ремесло лишь помогало Кольцову расширять свои познания в сфере крестьянского быта и народного характера.

2. Своеобразие фольклорных начал в «русских песнях» Кольцова заключается в том, что. они одновременно сохраняют все признаки народных песен и являются произведениями литературными. Образы, представленные в песнях Кольцова, вполне народны, но то, как художественно рисует их поэт, в большей степени характеризуется литературной основой.

3. Духовно связан с землей-матушкой русский крестьянин, а потому любовное отношение к земледельческому труду становится важнейшим пафосом «русских песен» Кольцова:

 

Весело я лажу Борону и соху,

Телегу готовлю,

Зерна насыпаю,

Весело гляжу я

На гумно, на скирды,

Молочу и вею...

Ну! Тащися, сивка!

 

Труд на земле, как бы он ни был тяжел, несет в себе духовное начало и именно поэтому радостен и весел. «Мать-сыра земля» в сознании крестьянина не имеет границ и приобретает вселенские масштабы, что придает песням Кольцова философское звучание. Наставником и заступником в тяжелом, но самом важном в жизни человеческой занятии — труде, да и в самой жизни, является Господь, без веры в волю которого немыслим русский человек.

4.   Сила духа и оптимизм присущи герою кольцовских песен. Он старается не сгибаться под тяжестью невзгод, а искать пути, чтобы преодолеть их. С исключительно русским размахом может крестьянин предаваться как веселью, так и печали. Безбрежность пейзажей, на фоне которых проходит жизнь русского человека, отражает широту его души.

5.   Любовь в песнях Кольцова.      

Любовная поэзия Кольцова представляет собой лирику, воспевающую земную радость. Автор раскрывает в своих произведениях восторженное преклонение перед гармонией духовной и физической красоты. В понимании поэта, человек — это часть мира природы, а значит, его чувства, его переживания не могут не быть в согласии с окружающим миром. В полной мере эту мысль подтверждает песня «Не шуми ты, рожь...». Да и образ возлюбленной можно сравнить только с самыми прекрасными явлениями в природе. Так, например, в песне «Последний поцелуй» восхищение любимой лирический герой передает через следующее сравнение:

 

Пусть пылает лицо,

Как поутру заря...

Как весна, хороша

Ты, невеста моя!

 

Любовь в песнях Кольцова всегда исполнена света и чистоты. Герои его лирических произведений — это люди с щедрой душой: они любят от всего сердца, черпая в своем чувстве силы жить:

 

Сладко было мне

Глядеть в очи ей;

В очи, полные

Полюбовных дум!

 

В самые трудные дни истинная любовь освещает жизненный путь обездоленных людей, придает им силы в борьбе с превратностями судьбы. Например, герой песни «В поле ветер веет...» — бобыль, многое уже переживший и перестрадавший, но ему не страшна

 

Доля нелюдская,

Когда его любит

Она, молодая!                                       

 

Любовные песни Кольцова отличаются глубоким лиризмом, искренностью чувств. Поэту удается уловить и передать в своих стихотворениях самые тонкие движения человеческой души, самые интимные переживания. К таким произведениям можно смело отнести песни «Пора любви», «Разлука», «Грусть девушки», «Не скажу никому...».

Не бывает в жизни только светлых дней, не бывает и в любви только радости. И Кольцову удается передать внутреннее состояние влюбленной героини в тот момент, когда она расстается со своим возлюбленным:

 

Вмиг огнем лицо все вспыхнуло,

Белым снегом перекрылося...

 

Сколько поэзии в этом метафорическом образе! И опять отметим: поэт для передачи эмоционального состояния героини использует скрытое сравнение с явлением природы. Сердечное терзание девушки передается в ее прерывистой речи («Не ходи, постой! Дай время мне...»), в оттенке чего-то недосказанного («На тебя, на ясна сокола...»), да и в самом зримом образе раскрытия душевного горя героини («Занялся дух — слово замерло...»).

Столь глубокое внимание к внутреннему миру людей из народа, воспевание красоты их душевных переживаний стало новым словом в поэзии тех лет.

 





загрузка...