Готовые домашние задания по литературе 10 класс

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

1. Обращение А.Н. Островского к миру купечества позволяло воссоздавать картины, имеющие общенациональное звучание благодаря глубокому знанию реальной действительности, которым обладал писатель. В образах купечества Островский видел средоточие народной жизни. Детские годы, проведенные в Замоскворечье, непродолжительная учеба в Московском университете и служба в Московском совестном суде помогли будущему писателю накопить богатый материал о русской жизни, цельной русской натуре.

2. Драма «Гроза» была создана после путешествия А.Н. Островского по Волге. Наблюдательность и повышенное внимание К' окружающей действительности позволили драматургу подметить нарождающийся конфликт между патриархальными устоями купеческой среды и свободолюбием нового поколения. В образе города Калинова нашли свое воплощение черты жизни таких приволжских городов, как Кострома, Кинешма, Тверь, Торжок. Отраженная на страницах произведения Островского ситуация была типичной, как типичными были и конфликт, и характеры героев. Подтверждением этого явилась ставшая известной уже после написания пьесы история костромской мещанки Александры Клыковой, бросившейся в Волгу из-за деспотизма свекрови. Несоответствие временных рамок написания драмы и трагической истории семейства Клыковых, якобы положенной Островским в основу своей драмы, лишь доказывает авторскую прозорливость.

3. Сила и слабость самодурства Дикого и Кабанихи проявляют себя в отношении этих персонажей к другим действующим лицам. Их сила заключена в капиталах, которыми они безраздельно владеют (Дикой) и в подавлении любого намека на неповиновение в собственной семье (Кабаниха). Однако их уверенность в себе заканчивается там, где заканчивается их власть. «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!» — говорит о своем дяде Борис. Проявляется слабость самодурства и в тех редчайших моментах, когда Дикой или Кабаниха сталкиваются с людьми, на стороне которых-нравственный закон» В таких ситуациях не спасает даже ханжество, и слабость самодурства становится очевидной: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся...»

4. Песню «Среди долины ровныя», звучащую из уст Кулигина в самом начале пьесы, можно считать эпиграфом ко всему драматическому произведению, т. к. в ней заявляется основная идея «Грозы»: красота, внутреннее благородство и духовность, как правило, обречены на одиночество и неприкаянность в окружающем мире.

 

Среди долины ровныя.

На гладкой высоте

Цветет, растет высокий дуб

В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый.

Один у всех в глазах;

Один, один, бедняжечка,

Как рекрут на часах.

                                                                     

Даже могучему дубу в песне необходимо заботиться о ком-то и самому получать защиту от ударов судьбы, от природной стихии:

 

Взойдет ли красно солнышко, —

Кого под тень принять?

Ударит ли погодушка, —

Кто будет защищать?

 

Соотнесенность же этого образа с героиней пьесы Островского «Гроза» делает Катерину еще более хрупкой и одинокой.

 

Ни сосенки кудрявыя,

Ни ивки вкруг него;

Ни кустики зеленые

Не вьются вкруг него.

 

В песне лирический герой ведет жизнь один, без подруженьки. В драме Островского формально у Катерины есть супруг, есть даже возлюбленный, но это не спасает от одиночества: нет самого главного, что роднит людей, — понимания, заботы.

 

Ах, скучно одинокому

И дереву расти!

Ах, горько, горько молодцу

Без милой жизнь вести!

 

И «золотая клетка» не может удержать Катерину своим богатством и достатком: любовь и свобода оказываются дороже серебра и злата. Ту же тему развивает в очередном своем куплете лирическая песня:

 

Есть много сребра, золота:

Кого им подарить?

Есть много славы, почестей:

Но с кем их разделить?

 

Одиночество среди людей, пожалуй, одно из самых страшных испытаний как для лирического героя песни, так и для Катерины Кабановой (вспомним ее прогулки с мужем и свекровью по бульвару):

 

Встречаюсь ли с знакомыми:

Поклон — да был таков;

Встречаюсь ли с пригожими:

Поклон — да пара слов.

 

Даже самые близкие люди остаются таковыми только до определенного момента, когда невзгоды и испытания проверяют дружеские чувства на прочность:

 

Одних я сам чуждаюся,

Другой бежит меня.

Все други, все приятели

До черного лишь дня!

 

Не способны прийти на помощь Катерине ни Варвара, ни Борис, казалось бы, самые доверенные люди. В самые тяжелые для героини дни она остается со своим горем один на один, как и лирический персонаж песни:

 

Где ж сердцем отдохнуть могу,

Когда гроза взойдет?

Друг нежный спит в сырой земле,

На помощь не придет.

Ни роду нет, ни племени

В чужой мне стороне;

Не ластится любезная

Подруженька ко мне!

 

Если не удается найти родственную душу среди друзей и родных, то, вероятно, покой и гармонию возможно обрести в заботе о детях? Практически перекликаются слова Катерины, мечтающей о детях и счастье материнства, с несбывшимися грезами, звучащими в очередном куплете:

 

Не плачется от радости

Старик, глядя на нас,

Не вьются вкруг малюточки.

Тихохонько резвясь.

 

Ни за какие материальные блага невозможно купить человеческую душу, подчинить свободную волю героя, для которого вечными и неизменными превыше всего остаются нравственные ценности: Возьмите же все золото,

 

Все почести назад, —

Мне Родину, мне милую,

Мне милой дайте взгляд!

 

Такой же выбор делает и героиня драмы А.Н. Островского Катерина Кабанова.

5. В речи практически всех героев пьесы Островского «Гроза» представлена фольклорная стихия, которая реализует себя в самых различных жанрах:

 

Кулигин: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...» (присказка из народных сказок).

Катерина: «... отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» (мотив сравнения с птицей часто встречается в народных песнях).

«Ах, беда моя, беда! Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» (причитания — особый жанр фольклора).

Феклуша: «А то есть еще земля, где люди с песьими головами» (в народных сказаниях изменники родины превращались в существа с собачьими головами).

Кабанова: «Дальние проводы — лишние слезы» (пословица).

Кудряш: «Как донской-то казак, казак вел коня поить...», «Гуляй, млада, до поры...» (русские народные песни).

Варвара: «За рекою, за быстрою, мой Ваня гуляет...» (русская народная песня).

 

Причиной столь широкого использования фольклорных элементов является тот факт, что жизнь купечества и простого народа в приволжском городке тесно связана с народной традицией, отражающейся и долгое время сохраняющейся в речи в виде пословиц, песен, устойчивых образов.

Религиозные переживания Катерины

Религиозная атмосфера в мире Диких и Кабановых

Действие 1, явление 7:

«... у нас полон дом был странниц и богомолок. А придем из церкви... странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. /.../ Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»

«И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было».

Действие 1, явление 8:

« ...Что смеетесь! Не радуйтесь! Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой, Вон, вон куда красота-то ведет!» (Барыня)

Действие 2, явление 1:

«Глаша: ...Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь. Греха-то вы не боитесь.

Феклуша: Нельзя, матушка, без грехa: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, ак нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцять приставлено; вот и надобно их всех побороть».

Действие 3, явление 1:

«Феклуша: ...А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет.

«...в солнечный день из купола такой светлый

От того-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко. /.../Авот умные люди замечают, чгоу нас и время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, коща кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается».

Действие 4, явление 6: «Что прячешься? Нечего пря

столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно

таться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пажить

облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этомстол-

хочется! Как не хотеться! — видишь, какая красавица.

бе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью

Ха-ха-ха! Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красо

встану — у нас тоже везде лампадки горели — да

ту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь,

где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано ут

людей соблазнишь, вот тоща и радуйся красоте-то сво

ром в сад уйду, еще только солнышко восходит,

ей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на

упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о

поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Окрики старые, благочестивые об смерти забывают, со

чем молюсь и о чем плачу... И об чем я молилась

тоща, чего просила, не знаю; ничего мне не надоб

блазняются на красогу-то! А кто отвечать будет? За все

но, всего у меня было довольно. А сны какие... Или

тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да

храмы золотые, или сады какие-то необыкновен

скорей, скорей! /.../ От Бога-то не уйдешь! Все в огне го

ные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом

реть будете в неугасимом!»

пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишут».

 

Резко противопоставляются друг другу одухотворенная религиозность Катерины и нетерпимая догматичность, довлеющая над человеком в мире Кабановых и Диких. Все православные обычаи и ритуалы, которых так строго придерживается Кабаниха, превратились в неживые, оторванные от реальной жизни, бессодержательные формальности. Да и сама религиозность «темного царства» мрачная и гнетущая, с постоянно насаждаемым страхом смерти. Иного рода религиозность Катерины. Для этой героини обряд не мыслим вне его содержания. Именно внутренняя сторона религии — поэтический экстаз и чувство нравственной ответственности — привлекают девушку. Религиозность Катерины несет в себе творческое, вечно живое начало православной культуры.

7. Народные основы характера Катерины прослеживаются в соединении в ее образе языческих и православных традиций славян:

А. Связь с языческими традициями славян, которые часто искали защиты у сил природы, отражается в образе Катерины в следующих положениях:

1) В пьесе звучит мотив полета свободной птицы, которая стремится на волю. Монолог Катерины «Отчего люди не летают!» сопоставим с плачем Ярославны в «Слове о полку Игореве». И в том, и в другом произведении присутствуют символические образы птиц, традиционные для устного народного творчества.

2) Связь Катерины с языческими основами прослеживается и в ее особом отношении к солнцу: «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу...» Мифология славян трактовала рай как владения Бога Солнца.

3) Силы природы являются для Катерины ее спасителями, и здесь особую роль играет река. Часто в народных сказках и песнях присутствует обращение героя к водной стихии. О Волге говорит героиня в 1-м действии, когда мечтает о воле: «... кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями...» Волга же становится избавительницей Катерины от ее непереносимых мучений.

4)     

А. Представления о бессмертии человека, который превращается после своей кончины в часть природы заимствуется из языческой мифологии: «В могиле лучше... Под деревцем могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие...»

Б. Как в народном сознании рядом с языческими традициями уживаются традиции православные, так и в душе Катерины находит место это объединение:

1) Искренняя вера рождает в душе героини доброе и светлое отношение к жизни, что особенно ярко иллюстрирует монолог Катерины о времени ее пребывания в родительском доме.

2) В православных традициях формируется нравственность героини. Катерина боится греха и пытается всячески его избежать, когда же ей э!го не удается, единственным способом облегчить душу она избирает принародное покаяние: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому...».

8. Трактовка образа Катерины в устах критика революционера-демократа предстает довольно спорной. Отмеченная Добролюбовым «сосредоточенная решительность» героини иллюстрирует объективную сторону оценки образа: «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе...». Критик также отмечает, что «это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный». Однако в статье «Луч света в темном царстве» есть и некоторая односторонность оценки: критик увидел в Катерине лишь «натуру», а не человеческую душу, ранимую, поэтичную, стремящуюся на волю из тисков ханжества и самодурства. Добролюбов не сумел также провести границу между религиозностью Катерины и религиозностью «темного царства».

 

9. Действие 3, сцена вторая, явление 3.

Борис. Кабы вы знали, Катерина Петровна, как я

люблю вас!

Катерина. Не трогай, не трогай меня! Ах, ах!

Борис. Не сердитесь! '

К атерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.

Борис. Не гоните меня!

Катерина. Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски, до гробовой доски...

/.../

 

Катерина. Загубил, загубил, загубил!

Борис. Сохрани меня Бог! Пусть лучше я сам погибну!

Катерина. Ну, как же ты не загубил меня,, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.     '

Борис. Ваша воля была на то.

/.../

Катерина. Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!

Борис. Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?

К атерина. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.

Борис. Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня...

Катерина. Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я!..

Борис. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!

/•••/

Борис. Надолго ли муж-то уехал?

Катерина. На две недели. .

Б о р и с. О, так, мы погуляем! Время-то довольно.

К атерина. Погуляем. А там... как запрут на замок, вот смерть! А не запрут на замок, так уж найду случай повидаться с тобой!

Действие 5. явление 3.

Катерина. /.../ Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

Борис. Полно, что ты! Что ты!

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Борис. Еду.

Катерина. Куда едешь?

Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

К атерина. Поезжай с Богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.      

Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?

Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

Б о р и с. А муж-то?

Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

Борис. Тяжело тебе. Катя?

К атерина. Уж так тяжело. Так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидела тебя. Радости видела мало. А горя-то, горя-то что! Да еще впереди-то. сколько! Ну. Да что думать о том, что будет! Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут: а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня...

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала...

Б о р и с. Не застали б нас здесь!

К атерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать... Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голо- ве-то все путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

/.../

Борис. Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе.

Катерина. Ничего, ничего. Поезжай с Богом! /.../

Борис. Ну, Бог с тобой! Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго! Прощай!

Реплики Бориса раскрывают его нравственный облик и не оставляют никаких сомнений в отрицательном ответе на вопрос: «Можно ли считать Бориса достойным избранником Катерины?». С самых первых реплик герой малодушно снимает с себя всякую ответственность за происходящее, говоря Катерине, что это ее выбор и желание. Для Бориса встречи с Катериной изначально носят временный и исключительно увеселительный характер: «О, так мы погуляем! Время-то довольно». Немногим лучше ведет себя герой и в финальной сцене встречи с Катериной. Не психологическое состояние возлюбленной и не переживания за ее судьбу волнуют Бориса, а эгоистичный страх, что их могут увидеть. Нравственные качества героя в этих сценах вызывают большие сомнения, особенно ярко контрастируя с заботой Катерины о будущем любимого. Оставляя Катерину одну, Борис понимает, на какие муки он ее обрекает, и, жалея, просит для нее у Бога смерти. Безответственность, трусость и эгоизм персонажа не позволяют считать его достойным избранником Катерины.

10. Катерину роднит с молодыми героями драмы угнетенное положение, в котором все они находятся. С образом Кудряша Катерину связывает и глубокое народное начало. Но есть и существенные различия между этими персонажами. Деспотизм и самодурство Кабанихи и Дикого отравляют жизнь всем, кто так или иначе находятся в их власти, и каждый представитель молодого поколения находит в мире «темного царства» свою «отдушину»: Тихон — пьет, Варвара — гуляет по ночам, Кудряш — бесшабашно озорничает, Борис — влюбляется в Катерину. Никто из них не решается выступить открыто против власти Кабановой и Дикого. Их главный принцип озвучивает Варвара: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Искренность Катерины, ее неумение лгать и приспосабливаться, стремление к свободе любой ценой отличает эту героиню от других персонажей молодого поколения, которых характеризуют нравственная слепота и малодушие.

11.

Катерина

Варвара

1.  «Отчего люди не летают!»

2. «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? /.../ Сил моих не хватает. Куда мне деваться: я от тоски что-нибудь сделаю над собой!»

3.  «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

4. (реакция на слова Барыни) «Ах, как она меня испугала! Я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь».

1. «Я не понимаю, что ты говоришь».

2.   «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

3. «Ты какая-то мудреная. Бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

4. (реакция на слова Барыни) «Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит. Она всем так пророчит. Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».

5. Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора».

Продолжение таблицы

Катерина

Варвара

5. «Кабы я маленькая умерла, лучше было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бц невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летела бы с василька на василек по ветру, как бабочка. А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолят.

 

Особенностью драматического произведения является раскрытие характера персонажа, осуществляющееся через речь героя. Сопоставление реплик героинь пьесы Островского «Гроза» позволяет сделать выводы относительно индивидуальных черт Катерины и Варвары. Поэтическая душа Кати, которая особенно ярко раскрывается в ее монологе «Отчего люди не летают...», контрастирует с прозаической репликой Варвары, лишенной какой бы то ни было лиричности, романтики. Мысли о грешной любви к Борису гнетут Катерину, не дают ей покоя, и она пытается противостоять искушению. Иной характер у Варвары. Стоит ли мучить себя, если все равно никто не пожалеет? Не вера определяет поступки Варвары, а ее собственные желания. Катю страшат муки собственной совести, для Варвары такой проблемы не существует, т. к. ее нравственные понятия формировались в доме Кабанихи, где ханжество изуродовало внутренний мир девушки. Набожность Катюши усугубляет ее переживания, она доверчиво внимает словам Барыни и воспринимает их как пророчество, в очередной раз предчувствуя трагическую развязку. Варвара не воспринимает устрашающие слова Барыни как серьезное предупреждение, ее прозаическое отношение к жизни сразу определяет причину, по которой Барыня запугивает всех. Такие «пустяки», как стремление помочь бедным и забота о собственной душе, не особенно беспокоят Варвару, но становятся определяющими в характере Катерины. Как видно из приведенных примеров, через реплики героинь, относящихся к одной проблеме, можно сделать вывод о различиях характеров и особенностях мировосприятия Катерины и Варвары.

12. Молодые силы в лице Тихона, Варвары, Кудряша и Катерины восстают против самодурства и ханжества Кабанихи и Дикого, которые тоже чувствуют изменения: «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». За спиной матери, еще не смея выступить открыто, но уже не имея сил быть покорной, «протестует» Варвара: тайно по ночам гуляет она с Кудряшом. Разудалый Кудряш постоянно вступает в споры с Диким, не сильно пугаясь гнева последнего: «Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею». Гибель Катерины провоцирует других героев на более серьезные поступки и предрекает тем самым гибель устоям «темного царства». Безропотный и трусливый Тихон в финале драмы почти бунтует против деспотизма матери, обвиняя ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...». Вместе с Кудряшом убегает из дома Варвара, окончательно выходя из-под власти Кабанихи.

13. Трагический характер конфликта в пьесе Островского «Гроза» может быть раскрыт на основе противостояния нравственных традиций народной жизни и домостроевской культуры, за. которыми скрывается историческое противостояние народного и государственного начал.

14. Не без оговорок, которые касаются оценки, данной критиком внутреннему миру героини, трактовка образа Катерины в статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» видится нам более объективной, нежели резкая оценка, данная центральному персонажу Д.И. Писаревым. Постоянные метания Катерины, о которых упоминает Писарев, есть не что иное, как результат смятения, вызванного стремлением Вырваться из-под гнета Кабанихи и муками совести. Нельзя согласиться и с выводом, который делает Писарев о самоубийстве Катерины. Не «глупое средство», а решительный протест являет собой поступок героини, подтверждение бунтарскому началу звучит в последнем монологе героини: «Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!

И люди мне противны! Не пойду туда! Нет, нет, нет, не пойду...».

15. «Весенняя сказка» раскрывает перед читателем представление драматурга об идеальном мире, где не будет места власти денег, эгоизму, жестокости. Светлые, поэтические строки русской жизни, нашедшие свое отражение в творчестве А.Н. Островского второй половины XIX в., продолжают развиваться в образе Снегурочки, жертвенная любовь которой спасает мир берендеев. Островский обращается к миру сказки. Пьеса создается на основе использования различных фольклорных жанров. Сам стиль произведения строится на речи, свойственной устному народному творчеству, где обилие эпитетов-приложений создает неповторимые образы:

 

Товарищи: сороки-белобоки,

Веселые болтушки-щекотуньи,

Угрюмые грачи, и жаворонки,

Певцы полей, глашатаи весны,

И ты, журавль, с своей подругой цаплей,

Красавицы-лебедушки, и гуси

Крикливые, и утки-хлопотуньи,

И мелкие пичужки, — вы озябли?

 

Здесь можно встретить жанр лирической народной песни, с типичными для нее припевами и повторами:      

 

Земляничка-ягодка

Под кусточком выросла;

Сиротинка-девушка

На горе родилася.

Ладо, мое Ладо!

Земляничка-ягодка

Без пригреву вызрела,

Сиротинка-девушка

Без призору выросла.

Ладо, мое Ладо!

 

Заговоры и заклинания, широко используемые в устном народном творчестве, находят свое отражение в пьесе «Снегурочка». Так, например, художественно воспроизведен в пьесе «Снегурочка* обряд «проводов масленицы», включающий в себя заклинание. Сначала хор крестьян-берендеев грустно прощался с масленицей и уговаривал ее «воротиться»:

 

Воротись, масленица, воротися,

Воротися хоть на три денечка!

 

Однако затем тот же хор обращается к ней уже со словами:

 

Масленица-мокрохвостка!

Поезжай долой с двора,

Отошла твоя пора!

У нас с гор потоки,

Заиграй овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху!

 

Да и финальный хор берендеев полностью соответствует фольклорной традиции язычества воспевать природные стихии:

 

Даруй, бог света.

Теплое лето.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Краснопогодное,

Лето хлебородное.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

 

16.      Общее между образами Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой.

1) Жизнь обеих героинь протекает в провинциальных городках на берегах Волги.

2) Мечтательность и романтичность натур обеих героинь.

3) Безуспешная попытка смириться с положением. (Катерина признается в содеянном мужу и терпит попреки свекрови. Лариса сознательно собирается замуж за Карандышева, хотя и не любит его.)                  

Различия между образами Катерины и Ларисы.

1) Характер Катерины был сформирован на основе народных традиций, глубокой веры, фольклорных образов, что отразилось на силе внутреннего мира героини. В характере Ларисы такой тесной связи с народной основой нет.

2) Сила характера и бунтующее начало. У Катерины более сильный характер, способный вырваться из «темного царства» ценой собственной жизни. Лариса же, хотя и пробует броситься в Волгу, не способна совершить такой поступок: «Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил».

3) Эстетическое развитие героинь. Лариса более развита и образована в сравнении с Катериной: Огудалова поет, играет на фортепиано и гитаре.

4) Нравы общества, в котором живут героини: ханжество и самодурство города Калинова подавляют личную свободу Катерины, власть денег предает поруганию красоту Ларисы.

17. Чистота внутреннего мира и доверчивость героини позволяют оправдать то, что она жестоко обманывается в окружающих ее людях. Стремление видеть в других достоинства и не обращать особого внимания на недостатки мешает Ларисе объективно оценить того или другого человека.

18. Мечтательная натура Ларисы идеализировала и характер Паратова, и характер Карандышева. Сергей Сергеевич — человек широкой души, умеющий ценить талант, хорошо разбирающийся в людях, натура сильная и даже властная. Однако за этими качествами Лариса не замечает в своем возлюбленном свойственный ему холодный расчет и жестокосердие. Когда необходимо сделать выбор между безбедным будущим и чувством к бесприданнице, Паратов, практически не колеблясь, выбирает первое.

За милой неуклюжестью и детской ранимостью Карандышева скрывается не менее страшная натура. Тщеславие собственника, мнящего себя имеющим власть над красотой и талантом, и зависть прослеживаются в образе героя в сцене званого обеда.

Сложность характеров и излишняя идеализация их героиней привела Ларису к трагическому финалу.

19. В самом названии пьесы — «Бесприданница» — звучит социальная тема: власть денег решает судьбу человека. Отсутствие приданого у поэтичной, искренней и возвышенной Ларисы Огудаловой обрекает ее на гибель.

20. Противоречивость личности Ларисы ярко проявляется в финальных частях пьесы. В этих сценах отражаются те перемены, которые происходят с героиней под влиянием горького разочарования. Ларисе открывается ложность того идеала, за который она готова была пожертвовать чем угодно. В монологах и диалогах с другими героями Лариса непоследовательна, мечется в поисках спасительного решения: «Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть! Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!..» Только что героиня мечтает о болезни и смерти как избавлении и уже через небольшой промежуток времени, не найдя в себе силы покончить с собой, принимает решение стать содержанкой: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь! /.../ Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Доведенная до отчаяния, она пытается изменить себе, приспособиться к «новым правилам» жизни: «Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота».     -

Лариса не может найти в себе силы и, как Катерина Кабанова, покончить с собой. Она пытается перегнуться через решетку, но страх сковывает ее: «Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя, их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я!.. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! /.../ Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь...» Причины этой нерешительности кроются в особенностях характера героини, которая, в отличие от Катерины, не имеет уже таких тесных связей с народной традицией, не обладает таким цельным и сильным характером, способным противостоять ударам судьбы. Внутренний мир Ларисы более хрупкий и беззащитный. Чтобы решиться на самоубийство, нужны силы, которых у Ларисы не оказывается, вот почему выстрел Карандышева она воспринимает как благодеяние.

21.Своеобразие драматургии А.Н. Островского заключается в ее эпическом начале.

1) Сюжеты драматических произведений Островского отличаются простотой и естественностью, где через изображение быта иллюстрируются частные формы жизни. Начальная реплика в пьесе является ответом на вопрос, который зрители'не слышат, такое неожиданное начало сразу погружает зрителя в реальность происходящего.

2)  Конфликт не разрешается в рамках пьесы, не развязывает всех жизненных коллизий.

3) Развязка драматических произведений имеет относительный характер, что делает финал открытым.   

4) В пьесах Островского комическое и трагическое переплетаются друг с другом, такой прием используется автором с целью реалистичного отражения потока жизни.

5) Особое внимание уделяет автор развитию любовной коллизии, которая, по мнению драматурга, всегда в той или иной мере отражает нравственное состояние общества.

6) Островский создает галерею женских образов, обладающих богатым внутренним миром.

7) Особый, афористичный язык драматических произведений Островского.

 





загрузка...