загрузка...

Готовые домашние задания по литературе 10 класс

H. А. НЕКРАСОВ

I.  О народных истоках мироощущения Некрасова.

1) Детские впечатления, которые получил Некрасов в имении Грешнево.

2) Проезжая дорога, проходившая мимо окон барского дома, стала своеобразным учебником по «предмету» «Народная Россия» (тема дороги станет сквозной в творчестве поэта: стихотворения «Тройка», «В дороге», поэма «Кому на Руси жить хорошо» и т. д.).

3) Своеобразие природных условий сказалось на богатстве народного ремесла ярославско-костромских крестьян, с чем также смог познакомиться в детские годы будущий поэт.

4) Дух правдоискательства простых крестьян был усвоен Некрасовым и перенесен им на литературное «поле».

 

2.

Под наши густые, старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы

Про Киев, про турку, про чудных зверей.

Иной подгуляет, так только держися —

Начнет с Волочка, до Казани дойдет!

Чухну передразнит, мордву, черемиса,

И сказкой потешит, и притчу ввернете...>

Случалось, тут целые дни пролетали,

Что новый прохожий, то новый рассказ...

(«Крестьянские дети»)

 

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется —

То бурлаки идут бечевой!

(«Размышления у парадного подъезда»)

 

Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Все ту же песню ты поешь,

Все ту же лямку ты несешь,

В чертах усталого лида

Все та ж покорность без конца...

(«На Волге»)

 

Эй, Федорушки! Варварушки!

Отпирайте сундуки!

Выходите к нам, сударушки,

Выносите пятаки!

Жены мужние — молодушки К коробейникам идут,

Красны девушки-лебедушки Новины свои несут.

(«Коробейники»)

 

3.         Герои таких стихотворений Н.А. Некрасова, как «В дороге», «Тройка», «Огородник» появились хронологически раньше персонажей цикла И.С. Тургенева «Записки охотника». Некрасов в литературе «прокладывал» тему о крепостных крестьянах. Так, в стихотворении «Тройка» Некрасов представляет типичную судьбу крепостной женщины. В отличие от образов крестьян в «Записках охотника» жизнь некрасовских крестьян изображается с большей суровостью и правдивостью. Поэт не только раскрывает красоту народной души, но и с болью описывает мучительные тяготы крестьянской жизни. Талант, красота в народной среде зачастую обречены на раннюю и бесцельную гибель («Тройка»). Присуще некрасовским героям и стремление найти правду жизни, справедливость («Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо»).

4. Детские, отроческие и юношеские годы Некрасова.

28 ноября 1821 г. на Украине в городке Немирове родился будущий поэт Н.А. Некрасов. Когда отец мальчика, Алексей Сергеевич Некрасов, вышел в отставку после службы в армии, вся семья вернулась в Грешнево, родовое имение отца. Здесь прошли детские годы поэта. Деспотизм отца, человека сурового и своенравного, чувствовали не только крепостные, ио и домочадцы. Более всех доставалось матери, Елене Андреевне. Именно она, женщина добрая и прекрасно образованная, повлияла на формирование мировоззрения поэта. Детские переживания не могли не отразиться в стихотворениях Некрасова, когда тот вырос:

 

Нет! В юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет;

Но все, что жизнь мою опутав с первых лет.

Проклятьем на меня легло неотразимым, —

Всему начало-здесь, в краю моем родимом!

 

В Грешнево Н.А. Некрасов испытал беспредельную любовь к родному краю и пристрастился к охоте, которая стала источником многих счастливых минут в жизни поэта. Здесь же завязывается дружба с крестьянами.

Вместе с братом Андреем Николай был определен отцом в Ярославскую гимназию. Система образования, не стремящаяся привить интерес к дисциплинам, преподаватели и сама атмосфера данного учебного заведения не вызывали у Некрасова особых симпатий, и, как следствие, — мальчик учился неровно. Однако подросток много читал и среди товарищей был признанным рассказчиком.

Попытки сочинительства Некрасов предпринимал еще в детстве, по его собственным словам, «писать стихи начал с семи лет». Но только в годы обучения в гимназии рождается серьезное отношение к поэзии.

В 1837 г. Некрасов оставляет гимназию и через год уезжает в Петербург. Планы на будущее сына у Алексея Сергеевича и у самого Николая Алексеевича не совпали: отец хотел, чтобы Николай поступил в Дворянский полк (это было военно-учебное заведение для детей дворян), а сын стремился связать свою жизнь с литературой и потому желал поступить в университет. Ослушание воли родителя было наказано лишением материальной поддержки. Поступить в университет не удалось, и для Некрасова начинается тяжелый период жизни, полный лишений. Сам Некрасов позднее вспоминал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенатскую площадь и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получать за это несколько копеек». В это же время будущий поэт готовился к поступлению в университет, однако этой мечте не суждено было сбыться. Некрасов был принят в университет в качестве вольнослушателя, но зарабатывать на жизнь и учиться было очень сложно, и пришлось оставить лекции.

В 1840 г. Некрасову посчастливилось опубликовать небольшой сборник «Мечты и звуки», стихотворения которого были написаны в духе романтизма и подражания поэтам-романтикам, а потому успеха издание не имело. Первая неудача не остановила поэта, и он продолжал активно работать и самосовершенствоваться. Пережитые испытания заставили Некрасова пристальнее всматриваться в окружающую действительность, и выводы находили свое отражение в его поэтических произведениях: все контрасты жизни большого города обозначили себя и вытеснили из некрасовских стихотворений романтическую мечтательность.

1842 г. ознаменовался для Некрасова знакомством с В.Г. Белинским, который принял участие в судьбе начинающего поэта. Признательность последнего нашла свое отражение впоследствии в его произведениях:

                                                  

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе...

 

Революционно-демократические взгляды критика повлияли и на мировоззрение молодого человека: он становится убежденным демократом, а в его произведениях укореняется реализм.

С середины 1840-х годов набирает обороты издательская деятельность Некрасова: в 1844—1845 годах он выпустил два тома альманаха «Физиология Петербурга», в 1846 г. — «Петербургский сборник», в том же 1846 г. он берет в аренду журнал «Современник», основанный еще А.С. Пушкиным. Почти двадцать лет он возглавлял обновленный журнал, на страницах которого публиковались произведения передовых писателей того времени.

5. Редакторская и журналистская деятельность Некрасова.

1) Некрасов подготовил и выпустил несколько литературных альманахов, сыгравших значительную роль в становлении «натуральной школы».

1844 — 1845 годы — два выпуска «Физиологии Петербурга»

1846 год — «Первое апреля».

1846 год — «Петербургский сборник».

В «физиологических» очерках с демократических позиций освещались различные стороны петербургского быта. У данных альманахов был открыто программный и достаточно полемический характер.

Среди участников изданий, привлеченных Некрасовым, были: Д.В. Григорович, В.И. Даль, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.И. Герцен и сам Некрасов.

2) С января 1847 г. выпускает журнал «Современник». Этот печатный орган сыграл огромную роль в становлении литературы, критики и общественной мысли XIX в., для которых он стал передовой трибуной. Журнал, возглавляемый Некрасовым, приобретает энциклопедический характер. Успех издания строился на идеях и талантах, что отличало «Современник» от других журналов. Некрасовский «Современник» открыл двери - в литературу для И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и многих других. «... здесь собирались самые лучшие силы тогдашней литературы — притом не в случайной встрече по журнальным делам <...> а в сознательном единении, которое внушалось общими литературными взглядами и задачами, сродством художественного вкуса и взаимной оценкой...» — так высоко оценил результаты работы редактора и его соратников А.Н. Пыпин1.

 

1 А Л. Пыпин (1833—1904) — литературовед, академик Петербургской Академии Наук.

 

6. В стихотворении «Поэт и гражданин» нашли свое отражение самые драматичные процессы в развитии отечественной истории и русской поэзии:

1) утрата чувства гражданственности и истинного патриотизма («Кто гражданин страны родной? // Где ты? Откликнись! Нет ответа. // И даже чужд душе поэта // Его могучий идеал!»);

2) страх перед властью и неуверенность в собственных силах («В ночи, которую теперь // Мы доживаем боязливо, // Когда свободно рыщет зверь, // А человек бредет пугливо...»);

3) стремление к известности и благоденствию заставляет поэтов отступить от борьбы («А мы с своей душой ленивой, // Самолюбивой и пугливой, // Не стоим медного гроша. // Спеша известности добиться, // Боимся мы с дороги сбиться // И тропкой торною идем...»); 

4) ангажированность поэзии («Бичуя маленьких воришек // Для удовольствия больших, // Дивил я дерзостью мальчишек // И похвалой гордился их»);

5) сделка с совестью приводит к «смерти» таланта («Под игом лет душа погнулась, // Остыла ко всему она, // И Муза вовсе отвернулась, // Презренья горького полна»).

7. В освоение народной темы некрасовский сборник стихотворений 1856 г. вносит представление процесса развития, который осуществляется в народном сознании. Постепенно на смену невежеству приходит рост самосознания (от стихотворения «В дороге» к «Школьнику»). В самой народной речи уже нет фольклорных интонаций, некрасовский ямщик начинает говорить без прикрас. В литературной традиции голос автора никогда не сливался с лирическим «я» героя (в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина» авторское «я» наблюдает со стороны родные просторы). В стихотворениях же Некрасова появляется новое звучание поэтического «многоголосия»; в речи одного героя слышатся голоса многих персонажей, представителей самых различных сословий. Автор умел прислушиваться к народным характерам и, выводя какой-то один, наполнять его метафорическим смыслом, расширяя тем самым рамки образа одного героя. Примером такого «поэтического многоголосия» может служить стихотворение «Песня преступников»:

 

Дружней! Работа есть лопатам,

Недаром нас сюда вели,

Недаром Бог насытил златом

Утробу матери земли.

Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь,

Спасибо скажут наши внуки,

Когда разбогатеет Русь!

 

Эти слова в равной мере могут быть в своем переносном смысле отнесены к речи любого труженика, работа которого идет на благо родиныl пахаря, литератора, инженера и т. д.           

Умение чувствовать чужую боль как свою становится источником глубокого драматизма в поэтическом мироощущении Некрасова.

8. Новаторство Некрасова в области юмористической поэзии:

1) сатирические произведения Некрасова лишены откровенно назидательного характера, что было характерно для предшественников поэта;

2) герои произведений получают полную свободу в представлении своих мыслей, чем и разоблачают себя, вызывая при этом у читателя смех и негодование;

3) прием сатирического «перепева» основан на литературной реминисценции. 

9. Новаторский характер поэзии Некрасова о любви проявляет себя как в тематике, так и в новом облике, в котором предстает героиня в лирических произведениях поэта. До Некрасова существовали определенные каноны, определяющие тематику любовной поэзии, так, например, у А.С. Пушкина мы находим: воспевание прекрасных, возвышенных чувств («На холмах Грузии...»); страдания, виной которых являлась любовь («Признание»); восхищение красотой возлюбленной, самопожертвование во имя счастья любимой («Я вас любил, любовь еще, быть может...») и т. п. Некрасов первый заговорил о другой стороне любовных отношений, о той «прозе», которую всячески старались избегать его предшественники. Так, например, в стихотворении «Если мучимый страстью мятежной...» поэт представляет перед читателем обычную семейную сцену, с эстетической точки зрения не достойную внимания посторонних. Разногласия и размолвки между любящими людьми несколько снижают общий пафос, но в то же время своей будничностью становятся наиболее приближенными к миру читателя. В произведениях Некрасова сталкиваются два равных по силе характера, что приводит к драматическому финалу. Героиня любовных произведений Некрасова уже не бессловесный идеал, которому посвящаются возвышенные слова, она сама становится активной участницей любовных переживаний, сама определяет свою линию поведения. Равноправные отношения между любящими людьми, многосторонность характера женщины, демократизм взаимоотношений нашли свое воплощение в любовной лирике Некрасова.

10. Причины успеха поэтического сборника Некрасова 1856 г.:

1) Поэт провозглашает идеал высокой гражданственности, столь актуальный в период роста общественного самосознания.

2) Народная жизнь изображается не только извне, но уже передается видение самих крестьян, что создает своеобразное поэтическое «многоголосие».

3) Новаторский характер сатирических стихотворений Некрасова.

4) В любовную лирику Некрасова проникают темы равноправия во взаимоотношениях возлюбленных.

11. Поэмы Некрасова о народе, написанные им в 1860-е годы, отличает не только тематика, но и адресат произведений (вспомним, что поэма «Коробейники» была посвящена «другу-приятелю» по охоте из деревни Шоды). Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос» были созданы не только о народе, но и для народа. Оценка реальной действительности в этих поэмах дается не отстранение), из уст интеллигенции, а самими народными «философами», рассказчиками здесь являются сами крестьяне. Через песни, поговорки, шутки автору удается передать не только колорит народнопоэтического творчества, но и само народное мировосприятие. Объективность и многовековая народная мудрость звучат в этих оценках, не питают лишних иллюзий коробейники:

 

Нашим дело нынче многого

Не добыть — не те года!

Подошла война проклятая,

Да и больно уж лиха,

Где бы свадебка богатая —

Цоп в солдаты жениха!

Царь дурит — народу горюшко!

Точит русскую казну,

Красит кровью Черно морюшко,

Корабли валит ко дну.

Перевод свинцу да олову,

Да удалым молодцам.

Весь народ повесил голову,

Стон стоит по деревням.

 

Но при всей симпатии к коробейникам автор не лукавит, не стремится представить их идеальными и непогрешимыми. Верующие христиане, чтящие святыни, они тем не менее обманывают своих покупателей:

 

Осквернил уста я ложию —

Не обманешь — не продашь!

 

И есть какая-то бесшабашность в поведении этих веселых продавцов:

 

Я тряхну кудрями русыми,

Заломлю — чего хочу!

 

Мир крестьянства с его бедами и радостями предстает перед читателями поэм Некрасова.

12. Поэму «Коробейники» высоко оценила критика. Журнал «Русское слово» (1861, № 12) особо выделил «Песнь убогого странника»: «...что может быть безыскусственнее и проще этой песни! Но простотой-то она и сильна. Это великая и грозная своим, величием простота». «Песня убогого странника» играет в поэме роль обличения, потрясающего своей лирической силой. Лексический состав этой песни крайне беден: она состоит из бесчисленных повторов, одних и тех же интонаций, но по своей силе эта песня не уступает самым изысканным декларациям прав и свобод.

Тема чистой любви Катеринушки вносит в поэму тему нравственной силы народа, его трудолюбия, верности. Даже когда возлюбленный уходит с «коробушкой» торговать, Катерина не расстается с трудовой жизнью:

 

Как ни часто при ходи лося

Молодице невтерпеж,

Под косой трава валилася,

Под серпом горела рожь.

 

Любовь Катерины выражается прежде всего в ее способности к самопожертвованию, в готовности облегчить жизнь будущего мужа, стать ему верной подругой и помощницей:

 

Ты не нудь себя работою,

Силы мне не занимать,

Я за милого с охотою

Буду пашенку пахать.

Ты живи себе гуляючи,

За работницей женой,

По базарам разъезжаючи,

Веселися, песни пой!

 

13. Драматичный финал поэмы Некрасова «Коробейники», где по случайности погибают главные герои, напоминает сюжеты некоторых народных песен и тем самым не выпадает из общей направленности произведения. Народно-песенная основа логическим образом продолжает себя и в этой части «Коробейников». Алчность и стремление к легкой наживе заставляют лесника поднять оружие на коробейников, но, как и в фольклорных произведениях, в поэме Некрасова такие деньги не могут принести счастья: бахвальство перед православными «ребятушками» заканчивается для лесника острогом. Есть в последних строках поэмы некоторая обыденность, снижающая трагичность финала, но и в этом Некрасов следует песенной традиции.

14. В то время, когда в 60-е годы в общественной среде начинает укрепляться мнение, что народ не сможет стать движущей силой истории, Некрасов приступает к написанию поэмы «Мороз, Красный нос», в которой он пытается раскрыть и показать своим читателям силу народного духа. Автору удается придать эпический характер повествованию. Воссоздание на страницах поэмы русского национального характера, способного даже в самых трудных испытаниях сохранять христианскую любовь и выносливость, стало своеобразным ответом тем слоям интеллигенции, которые потеряли в эпоху «трудного времени» веру в силу духа народа.

15. Эпический характер поэме придает авторское повествование, акцентирующее внимание читателя не только на крестьянском горе, но и на силе духа народного характера, на отсутствии эгоизма, на любви ко всему окружающему и способности переносить удары судьбы, не озлобляясь. Вспомним здесь стремление Дарьи спасти мужа чудотворной иконой и то, как стоически она принимает смерть любимого:

 

К ней выносили больных и убогих...

Знаю, владычица! знаю: у многих

Ты осушила слезу...

Только ты милости к нам не явила.

 

За частной судьбой одной крестьянской семьи, тяжкой судьбой женщины встает обобщенный образ всей народной Руси, ее истории:

 

Века протекали — все к счастью стремилось,

Все в мире по нескольку раз изменилось,

Одну только Бог изменить забывал

Суровую долю крестьянки.

И все мы согласны, что тип измельчал

Красивой и мощной славянки.

 

Былинный характер образа Прокла, песня-плач, звучащая в поэме из уст родных, монолог-причитание Дарьи, образ Мороза да и весь повествовательный строй произведения, пронизанный народной поэзией, передают самобытность русского национального характера, придавая поэме общенародное звучание. Жизнь деревни неразрывно связана с миром природы, а потому картины русской зимы органично вплетаются в ткань произведения и также создают эпический колорит, эмоциональную выразительность.

16. Для Некрасова христианские мотивы становятся значимыми во многих произведениях. Стремление помочь простым людям даже ценой собственных страданий со стороны декабристов (поэма «Русские женщины») являет собой подвижнический труд, а забота о близких и любовь к ним как к самим себе есть один из постулатов христианской морали. Похожий мотив мы встречаем и в произведении «Мороз, Красный нос». Самоотречение Дарьи, сила ее любви, способность к всепрощению позволяют говорить о реализации православной традиции и в этой поэме. Объясним этот факт может быть следующим: жизнь народа, его сознание, лучшие стороны его духовного мира не могут быть отделены от православной веры, вошедшей в кровь и плоть русского человека.

17. В 70-е годы Некрасов обращается к традициям поэтического творчества предшествующих поколений. Образы некрасовских поэтических произведений обретают обобщенное символическое звучание, получают новое развитие старые темы. Так, в начале-70-х Некрасов создает свои исторические поэмы «Дедушка» и «Русские женщины», в которых поэт на примере подвига декабристов учит молодое поколение бескорыстному служению родине. Более острый характер приобретают сатирические произведения поэта, примером может служить поэма «Современники» (1877), где с едкой иронией автор изображает всех «хозяев» послереформенного времени в России.

18. К написанию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов шел долгие годы; еще в «Коробейниках» зарождается замысел, который впоследствии будет реализован поэтом. В 1863 г. начинается работа поэта над эпической поэмой, над которой он будет трудиться с большими перерывами без малого пятнадцать лет и которая останется незавершенной. «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо»... Это такая вещь, которая только в целом может иметь свое значение. И чем дальше пишешь, тем яснее представляешь себе дальнейший ход поэмы, новые характеры, картины... Если бы еще года три-четыре жизни», — писал тяжело больной Некрасов незадолго перед смертью. Поэт предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, однако успел написать лишь четыре: «Часть первая» (без заглавия), «Последыш» (из второй части), «Крестьянка» (из третьей части) и «Пир — на весь мир». Отдельные части оставались не связанными друг с другом, эти пробелы поэт намеревался заполнить впоследствии. Первая часть поэмы была написана вскоре после крестьянской реформы и отразила отношение Некрасова к ней как к профанации и издевательству над народом: освобождение осталось на бумаге, но не затронуло жизни крестьян (не смогли странники найти «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села»). Из всех частей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» наиболее строгой цензурной правке подвергалась последняя часть. Цензор А.Г. Петров предупредил издателя, что, если «Пир — на весь мир» будет опубликован в журнале «Отечественные записки», то весь тираж этого номера подвергнется аресту. Издатель Краевский по собственной инициативе, «пользуясь беззащитностью уже безнадежно больного Некрасова», изъял из ноябрьского выпуска «Отечественных записок» за 1876 г. «Пир — на весь мир». Это событие Некрасов переживал очень сильно. Его сестра вспоминала, что поэт посылал за цензором Петровым, а потом несколько часов доказывал ему беспочвенность столь кардинальных решений. «Петров пыхтел, сопел и отирал пот с лица, как после жаркой бани, и только по временам мычал отрывистые фразы: «Да успокойтесь, Н.А.» или «вот поправитесь, переделаете — тогда и пройдет» (Л.Н, 1, с. 174—175). Даже после некоторых изменений последняя часть не была напечатана при жизни поэта. Не помогли и две строки, прославляющие Александра I, которые Некрасов вставил в текст поэмы в угоду цензора: «Славься, народу // Давший свободу!» Лишь в январе 1881 г., через три года после смерти Некрасова, Салтыков-Щедрин смог снова представить «Пир...» в цензурный комитет и, получив разрешение, опубликовал четвертую часть поэмы в февральской книжке «Отечественных записок» 1881 г.

19. После смерти Некрасова, помешавшей ему закончить работу над поэмой, в среде литературоведов возникли жаркие споры о порядке расположения частей произведения. Предложенный после революции К. Чуковским вариант следования частей («Пролог», «Последыш», «Пир — на весь мир», «Крестьянка») не соответствовал замыслу поэта, на что указывали и подзаголовки частей. Принятое в последующие годы следование глав, на наш взгляд, соответствует внутренней логике повествования. Глава «Пир — на весь мир» не может находиться внутри поэмы, т. к. именно в этой части заключается финальная, пафосная идея: выводится образ народного заступника, являющегося «ответом» на заглавный вопрос поэмы. Именно образом Гриши Добросклонова должна заканчиваться поэма-эпопея:

 

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного!..

 

20. Специфической чертой композиционного построения поэмы является использование автором произведения традиционной для жанра эпопеи формы нанизывания на общую нить (мотив дороги и поиска ответа на мучающий вопрос, общий для семерых мужичков-правдоискателей) повествования отдельных сюжетных частей. Время и пространство в поэме также не имеют строгой логики: то время течет медленно и последовательно, то вдруг совершается «прыжок» во времени назад или вперед. Такая же ситуация и с развертывающимся пространством. Столь вольное обращение с данными категориями, как и сама композиционная структура, являются неотъемлемыми чертами эпопеи. Да и обилие персонажей поэмы, которые являются представителями практически всех сословий, создает перед читателем масштабную картину всей Руси великой.

21. «Пролог» становится вводной частью поэмы.

22. Антиклерикальные настроения русского крестьянства, находившие свое отражение в произведениях устного народного творчества, звучат в первых строках главы «Поп», где мужички-странники на своем пути встречают представителя духовенства. Поп иронично оглашает составляющие понятия счастья, как его понимают крестьяне:

 

В чем счастие по-вашему? 

Покой, богатство, честь?

Не так ли, други милые?

 

Однако рассказ попа о своей жизни заставляет мужичков призадуматься. Смущение правдоискателей и их сочувствие вызывают слова священника, которые шаг за шагом развеивают заблуждения странников. Разве покой царит в жизни попа?

 

Не верьте, православные,

Привычке есть предел:

Нет сердца, выносящего

Без некоего трепета

Предсмертное хрипение,

Надгробное рыдание,

Сиротскую печаль!

 

Почет также достаточно сомнителен:

 

О ком слагаете

Вы сказки балагурные,

И песни непристойные,

И всякую хулу?..

 

И благосостояние священников напрямую связано с материальным положением его паствы — крестьян:

 

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы,поилицы,

Рабыни, богомолицы

И труженицы вечные,

Господь, прибавь им сил!

С таких трудов копейками

Живиться тяжело!

 

Сельский поп оказывается немногим счастливее обычных крестьян, так как пореформенное разорение не могло затронуть один слой, не затрагивая другой, тесным образом связанные между собой.

23. Как меняется образ народного мира от «Сельской ярмонки» к «пьяной ночи» в главе «Счастливые».

В главе «Сельская ярмонка» перед читателями предстает образ народной души, широкой во всех своих проявлениях:

 

По пьяным по головушкам

Играет солнце вешнее...

Хмельно, горласто, празднично,

Пестро, красно кругом!

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебедками плывут!

 

Здесь же автор показывает не только умение широкой русской натуры наслаждаться праздником безгранично, но и способность сострадать, готовность в трудную минуту прийти на помощь (образ Павлуши Веретенникова, купившего ботиночки для внучки Вавилы). Не остается незамеченной и одаренность и острый ум русского народа, не просто наблюдающего балаганное представление, а и принимающего в нем самое активное участие:

 

Хохочут, потешаются

И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого нс придумаешь,

Хоть проглоти перо!

 

Но нет здесь и лишнего приукрашивания народного образа. Некрасов обличает ограниченность крестьянского сознания, связанную с его невежеством и низкой эстетической воспитанностью:

 

Выла тут также лавочка

С картинами и книгами,

Офени запасалися

Своим товаром в ней.

— А генералов надобно? —

Спросил их купчик-выжига.

«И генералов дай!

Да только ты по совести,

Чтоб были настоящие —

Потолще, погрозней».

 

В главе «Пьяная ночь» народное гуляние достигает своего кульминационного момента, и на сцену выходит герой с сильным характером — Яким Нагой. Образ этого крестьянина утверждает очень важную мысль: в народной среде главенствующую роль играют духовные, а не материальные ценности:

 

Пришла немилость божия.

Деревня загорелася —

А было у Якимушки

За целый век накоплено

Целковых тридцать пять.

  

Скорей бы взять целковые,

А он сперва картиночки

Стал со стены срывать;

Жена его тем временем

С иконами возилася,

А тут изба и рухнула —

Так оплошал Яким!

 

Этот образ крестьянина опровергает мысль о счастье как материальном благополучии.

В главе же «Счастливые» усиливается многоголосие всей Руси. На фоне «дырявого с заплатами» счастья крестьян появляется Брмила Гирин, уверенность которого черпает силы в окружающем его народном мире:

 

Крестьянство раскошелилось,

Несут Ермилу денежки,

Дают, кто чем богат.

 

Вся история жизни этого героя изменяет представление мужичков о счастье как спокойствии, деньгах и почете. Для Ермилы все эти «вещи» не имеют никакой ценности, и он с легкостью расстается с ними ради соблюдения народной правды. Что конкретно произошло с персонажем остается за рамками поэмы, но, видимо, несогласие Ермилы помогать государеву посланнику усмирять вотчину помещика Обрубкова и стало причиной заключения Гирина в острог.

24. Тема неразрывной связи между крестьянами и дворянским сословием, поставленная еще Тургеневым, углубляется Некрасовым в главе «Помещик». Обнищание и духовное оскудение послереформенной жизни больно ударяет не только по крестьянам, но и по сословию дворян.

За рассказом Оболта-Оболдуева о собственной жизни встает обобщенный образ помещичьей России:

 

Картиной возмутительной

Что шаг — ты поражен:

Кладбищем вдруг повеяло,

Ну, значит, приближаемся

К усадьбе... Боже мой!

Разобран по кирпичику

Красивый дом помещичий,

И аккуратно сложены

В колонны кирпичи!

Обширный сад помещичий,

Столетьями взлелеянный,

Под топором крестьянина

Весь лег...

 

Искренняя боль звучит в словах помещика, боль не за себя, а за всю Россию, ее тысячелетнюю историю. И особое внимание привлекает то обстоятельство, что говорит он об этом, употребляя множественное число, т. е. говорит от имени всего дворянского сословия:

 

Поля — недоработаны,

Посевы — недосеяны, порядку нет следа!

О матушка! О родина!

Нс о себе печалимся,

Тебя, родная, жаль.

Ты, как вдова печальная,

Стоишь с косой распущенной,

С неубранным лицом!

 

И все та же сквозная тема звучит в конце беседы мужичков и помещика:

 

Порвалась цепь великая,

Порвалась —расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!

 

Осознание многовековой исторической общности крестьян и господ при их различном материальном и социальном положении особо остро чувствуется всеми в самые драматические моменты новой жизни.

25. Особенности жанра поэмы-эпопеи проявляют себя в образах помещиков в части «Крестьянка» через описание дворянской усадьбы:

 

В усадьбе той слонялися

Голодные дворовые,

Покинутые барином

На произвол судьбы.

 

Положение, при котором «помещик за границею, а управитель при смерти», можно было наблюдать после крестьянской реформы не только в данном помещичьем имении. В этом эпизодическом описании отражается не столько индивидуальная судьба конкретного помещика и его крестьян, старых, хворых и, «как в цыганском таборе», одетых, сколько судьба русского, дворянства вообще: крестьянская реформа принесла обнищание и утрату духовной связи не только низшим слоям населения, но и тем, кто, как казалось странничкам, должен был быть счастливым уже по своему рождению, положению в обществе, материальному достатку и т. д.

Образ же Матрены Тимофеевны реализует эпические традиции через описание внешности героини (тип «величавой славянки»), ее рассказ о жизни (в нем отразились практически все тяготы, которые выпадали на женскую долю) и, конечно, через фольклорные элементы, придающие рассказам и песням Матрены Тимофеевны общенародное звучание.

26. Многие аспекты связывают между собой отдельные главы поэмы. Прежде всего это сквозной образ семерых мужиков-правдоискателей и сам вопрос, который задается ими всем встречающимся по пути. Сюда же может быть отнесен и мотив дороги, который пронизывает все главы. Развитие центральной темы осуществляется последовательно: каждая глава внутренне связана с предыдущей.

27. Образ Савелия, богатыря святорусского, предстает перед читателем в части «Крестьянка». Первое знакомство с этим персонажем происходит со слов Матрены Тимофеевны. Данный прием позволяет автору добиться большей достоверности и объективности в создании образа героя. Уже в описании внешности Савелия прослеживаются фольклорные мотивы русского богатырства, с их приверженностью ко всему гиперболизированному:

 

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал.

Особенно как из лесу,

Согнувшись, выходил.

 

Истоками русского богатырства сам Савелий считает русское долготерпение, которое помогает простому человеку переносить все, что сулила ему судьба. Сила характера и внутренняя свобода могут длительное время мириться с тяготами существования, не замечать физических лишений:

 

А потому терпели мы,

Что мы — богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик — не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою — а богатырь!

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней — сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

Ужли не богатырь?

 

Но стать безгласным рабом богатырь не может, и тогда ему достаточно всего одного слова «наддай», которое, с одной стороны, освобождает от власти немца Фогеля, а с другой — обрекает на каторгу. И выбор, сделанный Савелием однажды, отражает всю его свободолюбивую натуру: на все обидные прозвища он отвечает словами: «Клейменый, да не раб!..» И с тем же богатырским духом переносит Савелий новые испытания:

 

Лет двадцать строгой каторги,

Лет двадцать поселения.

 

И даже после этих событий нет конца и края невзгодам и тяготам: по вине старого Савелия погибает маленький сын Матрены — Демушка. Закономерным становится и финал жизни «святорусского богатыря» — уход в монастырь на покаяние.

Рассказ о судьбе Савелия имеет важность и с исторической точки зрения, так как позволяет автору отразить на страницах своего произведения сто семь лет из крепостной жизни русского крестьянства («Он [Савелий] жил сто семь годов»).

28. Матрену Тимофеевну отличает от Савелия активная жизненная позиция. Сила духа и мужество героини вызывают уважение даже у мужчин странников, однако те же качества ее характера не позволяют Матрене Тимофеевне безропотно сносить удары судьбы. С присущей ей женской мудростью и смелостью героиня противостоит несчастьям, борется за себя и своих близких. Именно это позволяет Матрене Тимофеевне подсмеиваться над похвальбой Савелия.

29. В образах народных героев постепенно нарастает мотив богатырства и душевной щедрости. В образе Якима Нагого показано презрение народа к материальным ценностям, тема эта усиливает свое звучание в образе Ермилы Гирина, и уже абсолютно никакой роли деньги не играют в жизни Савелия и Матрены Тимофеевны. Сила духа и мощь в образах Якима и Ермилы лишь обозначены, но становятся гимном русскому народу в образах главных героев в части «Крестьянка».

30. Глубокое общественное звучание «камедь», которую разыгрывают крестьяне перед помещиком, проявляет себя в многовековой рабской покорности, не исчезнувшей даже после отмены крепостного права. Рабская психология вошла в сознание многих крестьян: не только бывшие крепостные князя Утятина не могут по-настоящему почувствовать и осознать свою свободу. Сила привычки срабатывает в сознании многих:         

 

— Не только над помещиком,

Привычка над крестьянином

Сильна, — сказал Пахом. —

Я раз, по подозрению

В острог попавши, чудного

Там видел мужика.

За конокрадство, кажется,

Судился, звали Сидором,

Так из острога барину

Он посылал оброк!

 

Именно тот факт, что «камедь» начинает многими восприниматься серьезно в силу привычки, придает этому эпизоду общественное звучание:

 

Дворовый, что у барина

Стоял за стулом с веткою,

Вдруг всхлипнул! Слезы катятся

По старому лицу.

 

31. В постепенном движении вслед за автором от части «Последыш» до «Пира — на весь мир» читатель наблюдает эволюцию состояния народного мира, который постепенно, шаг за шагом освобождается от многовековых оков духовного сна, сам становится активным участником исторического процесса. И праведный гнев, рождающийся в сердце народа-страстотерпца, не оценивается православием как грех, а наоборот, оценивается как искупление.

32. Шаг за шагом в последней части поэмы прослеживается рост самосознания народа. Данный процесс особенно ярко проявляется в песенном творчестве крестьян. Горькая ирония сокрыта в названии песни «Веселая», где рефрен «Славно жить народу на Руси святой!» завершает каждую строфу, в которой отражается полуголодное, бесправное существование простых крестьян:

 

— Кушай тюрю, Яша!

Молочка-то нет!

«Где ж коровка ваша?»

— Увели, мой свет!

Варив для приплоду

Взял ее домой.

Славно жить народу

На Руси святой!

 

Не менее «жизнерадостна» и следующая песня — «Барщинная». В ней предстает судьба мужичков («Верченный, крученный, // Сеченый, мученый, // Еле Калина бредет»), которая и объясняет их поведение, частое желание забыться в вине:

 

В ноги кабатчику стукнется,

Горе потопит в вине,

Только в субботу аукнется

С барской конюшни жене...

 

В этой песне уже звучат первые элементы осознания крестьянами причин своих бед. Но противостоять угнетателям мужички еще только учатся. Собственной смертью наказывает своего барина холоп Яков. Рабское положение, которое всю свою жизнь сносил этот крестьянин, определило и выбор его мести. Совершенно иной путь избирает в другой легенде разбойник Кудеяр. Свободный, но жестокий атаман разбойников однажды раскаивается в тех злодеяниях, которые он творил, и получает отпущение грехов, когда убивает народного кровопийцу пана Глуховского. Здесь, в представлении крестьян, даже православная традиция оправдывает тяжкий грех убийства, воспринимая его как акт освобождения от насилия.

Объективный взгляд на реальную действительность не чужд крестьянам, и, обвиняя в грехах дворян, мужички не забывают и о крестьянских грехах. Жадность старосты Глеба в легенде «Крестьянский грех» обрекает на долгие годы крепостной зависимости восемь тысяч душ. Нет стремления у крестьян обелить себя и в песне

«Голодная», когда почти доведенный до голодной смерти герой мечтает:

 

Ковригу съем

Гора горой,

Ватрушку съем

Со стол большой!

Всё съем один,

Управлюсь сам.

Хоть мать, хоть сын,

Проси — не дам!

 

Но не жестокосердие звучит в этой песне, а обвинительный приговор сытым и благополучным. И уже совсем иной этап духовного роста народа открывается в четвертой части «Доброе время — добрые песни». В песне «Средь мира дольного...» провозглашается истинный путь к счастью:

 

За обойденного,

За угнетенного —

Стань в их ряды.

Иди к униженным,

Иди к обиженным —

Там нужен ты.

 

В новых песнях отражается горение души, стремление найти применение богатырской силе. В настоящий гимн «сердцу народному» превращается финальная песня Гриши Добросклонова «Русь». Эта песня, в которой «сказалась правда ... великая», и становится ответом на центральный вопрос поэмы.

33. Появление Гриши Добросклонова и его песен в конце части «Пир — на весь мир» является логичным завершением мысли автора о росте народного самосознания, когда из всеобщего многоголосия выделяется голос одного героя, в песнях которого звучит осмысление прошлого, настоящего и будущего Руси.

34. Четверостишие, заключающее поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», содержит в себе ответ на поставленный автором вопрос всего произведения:

 

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные.

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного!

 

Именно в песне Гриши Добросклонова, посвященной народному пробуждению и осознанию собственных сил и возможностей, видит автор будущее счастье. Финальное четверостишие прямо указывает на основную идею произведения.

35. Фольклор в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо».

Создавая свою эпическую поэму, Некрасов стремился следовать определенным народным традициям, придавая ткани повествования фольклорный колорит.

В этой поэме нашли свое отражение самые разные жанры устного народного творчества: песни любовные, свадебные, семейно-бытовые, исторические, сказки, загадки, легенды, былины, пословицы и поговорки.

Многие фольклорные мотивы были поэтом переработаны или несколько видоизменены. Сама тема поэмы отражает фольклорную тему поиска счастья, которую можно встретить во многих русских народных сказках, песнях, где герои находятся в поиске правды и справедливости. Фольклорному мотиву о «сглотнутых» рыбиной ключах, которыми открывались «тюрьмы заключевные», автор поэмы в главе «Бабья притча» придает новое истолкование, превращая их в ключи от счастья и «вольной волюшке» простых крестьянок. Легенда о разбойнике Кудеяре в устном народном творчестве строилась на исключительно бытовом материале и была проникнута глубокой религиозной моралью. Некрасов вносит иное звучание: в его интерпретации именно борьба с угнетателями становится правым делом.

Поэма проникнута глубоким лиризмом, нашедшим свое отражение и в эпитетах («столбовая дороженька», «звери быстроногие», «галчата малые» и др.), и в обращениях («Ой! Ночка, ночка пьяная!», «Ой тени! Тени черные!») и т, д. В поэме звучит и сама народная речь, непринужденная интонация разговора:

 

...Как вскочит! Прямо к барину —

Хвать карандаш из рук!

«Постой, башка порожняя!

Шальных вестей, бессовестных

Про нас не разноси!»

 

36. Н.А. Некрасов внес в развитие русской поэзии неоценимый вклад:

1)  поэт расширил тематическое многообразие .рики, включив те аспекты, которые ранее считаюсь исключительно уделом прозаического осмысления;

2)  поэтический мир Некрасова отражал народное видение и понимание мира;

3) Некрасову удалось обновить тематику и стилистику любовной и сатирической поэзии;

4) поэт расширил возможности поэтической речи, смело введя в нее повествовательное начало;

5) Некрасов не только использовал в художественных целях в своей поэзии различные произведения устного народного творчества, но и творчески перерабатывал фольклорные образцы.

 





загрузка...
загрузка...