загрузка...

Готовые домашние задания по литературе 10 класс

Л.Н.ТОЛСТОЙ

1. Детство, отрочество, юность Льва Толстого.

Родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семье, имевшей глубокие исторические корни: род вел свое существование в течение 600 лет. Многие предки писателя были связаны с русской историей.

В 1830 г. при родах скончалась мать будущего писателя. После смерти матери дети, а их в семье было пятеро, воспитывались Т.А. Ергольской, дальней родственницей. Много семейных воспоминаний было связано с Отечественной войной 1812 г., что не могло не сказаться на нравственном и патриотическом воспитании мальчиков. Старший брат Николенька придумал игру в «муравей- ных братьев», основной смысл которой сводился к обретению знания о всеобщем счастье и благоденствии. Эта игра во многом определила будущую судьбу писателя, став основной темой его творчества. В том самом месте, где по преданию была скрыта «зеленая палочка», на которой и был написан рецепт счастья, по завещанию самого Толстого он и был похоронен. В 1835—1838 гг. появляются первые литературные опыты Толстого.

В январе 1837 г. семейство Толстых перебирается в Москву, а в июне того же года умирает отец.

В 1841 г. после смерти тетушки Александры Ильиничны — переезд в Казань к последней тете по отцовской линии Пелагее Ильиничне Юшковой, которая становится опекуншей осиротевших детей. Толстой получает прекрасное домашнее образование.

В 1844 г. Толстой поступает на восточный факультет Казанского университета, а через год переводится на юридический факультет того же университета. Толстой ведет жизнь человека comme il faut. Сам Л.Н. Толстой писал впоследствии: «О моем тогдашнем состоянии лучше сказать, чем Пушкин в «Евгении Онегине», невозможно». Однако в 1847 г. Толстой покидает университет, не закончив образования, т. к. остается неудовлетворенным качеством обучения, и уезжает в Ясную Поляну, с целью продолжить серьезное самообразование.

С 1847 по 1850 гг. Толстой находится в поиске дела жизни: занимается музыкой и .философией и т. д. С 1847 г. ведет дневник и составляет для себя целый «моральный кодекс». В 1849 г. Толстой переезжает в Петербург для сдачи экзаменов на степень кандидата прав, однако, выдержав два из них, отправляется в Ясную Поляну, где начинает заниматься хозяйственной деятельностью.

В 1850 г. он поступает на службу в канцелярию Тульского губернского правления, но уже летом следующего года вместе с братом Николенькой Лев отправляется служить на Кавказ, где будущий писатель почерпнул немало жизненного опыта. Знакомство с жизнью казачества отразилось позднее в повести «Казаки». Здесь же Толстой впервые сталкивается с нелицеприятной стороной военных действий, наполненных бессмысленным кровопролитием.

2. Картина истории детства разворачивается в первой части трилогии Толстого в ее сюжетном плане в течение двух дней. Здесь четко прослеживается авторское внимательное отношение к каждому прошедшему, настоящему и будущему дню человеческой жизни. Уже в этом произведении можно отметить характерную черту творческой манеры Толстого — сочетание «мелочности и генерализации». Писатель ставит задачу выявления целого, всеобщего через частное, детальное. Детство рассматривается автором как основной этап закладки личностного начала. Толстому интересно проанализировать все возможности этой поры человеческой жизни. Преимуществом детского мировосприятия определяется тот факт, что эмоциональный мир ребенка, его чувства еще свободны и чисты, не скованы общественными правилами поведения. Социальные условности еще не успевают вторгнуться в детское сознание, хотя начинают давить исподволь. Детство, по Толстому, источник добра и естественности. «Диалектика души» становится главным предметом внимания писателя. Проявления тщеславия, гордости и лени в герое становятся фактом, навязанным извне, обществом, они вступают в противоречие с внутренним, нравственным законом, по которому живет Николенька. «Понимание», являющееся по Толстому определяющим фактором личности, лежит в основе сознания Николеньки Иртеньева. Раскрытию фальши и лжи в собственном становлении мальчика помогают его близкие (Карл Иванович, Сонечка, Наталья Савишна). Детское стремление посильно сохранить «чистоту нравственного чувства» в неблагополучной атмосфере окружающей действительности составляет основной авторский интерес.

3. 7 ноября 1854 г. после удовлетворения его прошения о переводе в действующую армию Л.Н. Толстой приезжает из Дунайской армии в осажденный Севастополь. Все мысли и поступки писателя проникнуты в этот период чувством глубокого патриотизма, он сильно переживает неудачи русской армии. «Дух упадает ежедневно, и мысль о возможности взятия Севастополя начинает проявляться во многом», — пишет Толстой в своем дневнике 21 апреля 1855 г. Служба в одном из самых опасных мест обороны Севастополя — на 4-м бастионе, где духовное единение лучших представителей офицерской среды и солдат стало для Толстого своеобразным открытием, — и участие в боях дали писателю богатый материал, отразившийся в севастопольском цикле, главной темой которого стала тема — народ и война. Именно в этот период писатель приходит к выводу, что истинный патриотизм проявляет себя в среде простых солдат. .Нравственный образ народа, высота его духа, его философское отношение к жизни и смерти — это та самая сила, которая определяет исход сражений за Севастополь. Все эти темы, затронутые писателем в рассказах «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года», получат свое развитие в романе-эпопее «Война и мир». Понятие «диалектики души» раскрывает сложный процесс формирования личности героя. Через внимание к процессу зарождения, становления и развития души человеческой писатель приходит к новому осознанию человеческого характера. Безусловно, такие художественные открытия Толстого не могли не получить своего дальнейшего развития, что мы и наблюдаем в романе «Бойна и мир».

4. Творческая история создания романа «Война и мир».

1) Замысел романа как истории декабриста, вернувшегося из ссылки в 1956 г., был вызван недовольством Толстого современностью, где не было места личности с гражданскими идеалами.

2) Трансформация замысла: писателя интересует формирование цельного характера героя, поэтому Толстой обращает свой взор на события 1825 г., но понимает, что в этот период герой уже был возмужалым, сформированным, а следовательно, необходимо было взглянуть на молодость персонажа. В итоге действие романа начинается «в июле 1805 года»^ заканчивается в 1820 г., когда начинают формироваться идеи будущих декабристов.

3) Кропотливая подготовка к написанию исторической правды в романе, изучение документов, биографий и т. п. Работа над романом-эпопеей длилась в течение 6 лет.

5. Одним из животрепещущих вопросов, волновавших Толстого в период работы над романом «Война и мир», был вопрос о примирении интересов крестьян и дворян. Возможность установления национального мира, при котором все члены общества будут иметь равные права, предоставляла для писателя жгучий интерес. Все попытки Толстого вести просветительскую деятельность в своем имении наталкивались на противодействие со стороны соседей-дворян. Писатель задается Целью исследовать возможность такого объединения, которое уже имело место в период Отечественной войны 1812 г., восстания декабристов и Крымской войны.

6. Произведение Л.Н. Толстого «Война и мир» является романом-эпопеей. Такое жанровое своеобразие проявляет себя как в масштабности изображаемых событий, так и в их реалистической достоверности. Отличает произведение русского классика от романной традиции западноевропейской литературы единство, в котором рассматривается частная жизнь и исторические события. По мнению автора романа-эпопеи, повседневная жизнь является той силой, которая формирует историю. Такой подход был для того времени новаторским. Специфика жанра проявляется и в особом изображении характеров героев, которые предстают перед читателем в постоянной динамике, так называемой «диалектике души». Эти характеры не обособлены и своим взаимодействием влияют друг на друга.

7. Композиция романа-эпопеи «Война и мир».

Роман состоит из 4-х томов, каждый из которых включает в себя несколько частей: 1—3, 2—5, 3—3, 4—4 и две части в эпилоге. Все персонажи и события, при кажущейся их разрозненности, в повествовании находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Характеристики и описания вымышленных героев переплетаются с представлением на страницах романа реальных исторических лиц и событий, с ними связанных, что придают изложению определенную, хроникальную заданность, а жизненные искания центральных персонажей и концентрический характер этих сюжетных ходов придают роману особую напряженность. Центральной точкой композиционного построения становится война 1812 г., в описании центральных событий которой сходятся воедино все сюжетные нити повествования. Именно здесь звучит авторская мысль о настоящей исторической силе — народе и истинной, «общей жизни».

8. В современный Толстому период господствовал особый взгляд на движущую силу истории. Таковой признавалась выдающаяся личность, способная принимать решения, влияющие на ход всей истории. Культ сильной личности отразился в философском учении Гегеля и разделил всех на пассивный материал и великих одиночек, способных из этого материала выстраивать, пусть и при помощи диктата, судьбы государств. Совершенно иную точку зрения на развитие исторического процесса имел Л.Н. Толстой. Его взгляды отразились в романе-эпопее. Не исключительная личность творит историю, а народное большинство как единое целое, чутко улавливающее любые исторические процессы благодаря своей нравственности, духовности. Личность лишь может «услышать» стремление этого большинства и пойти за ним, но не вести его за собой. По-настоящему велик может быть тот, кто обретает духовное единение с народом, так как именно народ, по Толстому, это живая душа нации.

Одно из состояний общей жизни, «жизнь миром», раскрывает себя в самые драматические моменты повествования: эпизод, когда горожане уничтожают свое имущество и оставляют давно обжитые места лишь бы не оказаться под властью французов; духовное единение людей, невзирая на сословные различия, во время сражения на Бородинском поле (Пьер и солдаты батареи Раевского) и т. д. События 1812 г. раскрепощают самосознание народа, укрепляют его дух. Состояние же «толпы» определяется не общим стремлением, а какими-то эгоистическими целями и заботами, животными инстинктами. Поведение французской армии в захваченной ею Москве, а затем и отступление являются примером такого состояния: «Войско это, как распущенное стадо, топча ногами тот корм, который мог бы его спасти от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве. <...> Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их. Все эти люди, лошади как будто гнались какой-то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все один и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески-решительное и жестоко-холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала».

9.   Поведение Наполеона и поведение Кутузова во время военных действий кардинально противоположны. Для тщеславного и самовлюбленного Наполеона его солдаты всего лишь пешки, не имеющие сами по себе никакой ценности и предназначенные для исполнения его великих замыслов. Он обращается с ними с «привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности». Активность Бонапарта во время Бородинского сражения иллюзорна и бессмысленна: «Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, — роль, которую он так верно понимал и осуждал». Возглавляя французскую армию, Бонапарт не задумывается о духе собственного войска, его нравственных устремлениях; воспринимая каждого воина как марионетку, он сам становится вождем бездумной и мало управляемой толпы. Его величие становится смешным и ничтожным (вспомним, какое значение он придавал дрожанию своей левой икры: «La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi»). Его «страшный размах руки падал волшебно-бессильно», и причина этого оставалась для него неразрешимой загадкой.

Иное отношение к солдатам у величественного в своей простоте Кутузова: он не разделяет себя с простыми людьми (эпизод с молебном перед иконой Смоленской Божьей Матери), не ведет себя наигранно и театрально (вспомним Наполеона перед портретом своего сына). Кутузов не мнит себя творцом истории, как это делает французский император, он всего лишь подчиняется народной воле, являющейся истинной движущей силой исторического процесса. Не «убивать и истреблять» стремится Кутузов, «спасать и жалеть». Соглашаясь или не соглашаясь с предлагаемыми ему вариантами распоряжений, главнокомандующий русскими войсками проводит в жизнь волю самого народа, его личная воля полностью подчинена «общей жизни», таким образом, мы имеем право назвать Кутузова «слугой» народа..

10. Семейные и христианские мотивы играют в реализации «мысли народной» в романе-эпопее «Война и мир» основополагающую роль. Народ — хранитель духовных и нравственных ценностей, православных традиций, а потому обретение смысла жизни неразрывно связано будет для любимых толстовских героев с народом. Высшей ступенью духовного развития становится, по Толстому, единение героев с народом, обретение с ним «общей жизни». Только лучшие представители русских дворянских семей близки к народу и передают эту связь своим детям.

11. Таковыми ценностями Л.Н. Толстой считает «простоту, добро и правду», в полной мере измеряющими «хорошее» и «дурное».

12. Оба центральных персонажа романа-эпопеи проходят тернистый путь жизненных исканий, целью которых является стремление обрести гармонию общей жизни. И Андрей Болконский и Пьер Безухов совершают на этом пути ошибки, испытывают попеременно воодушевление и разочарование, но продолжают поиски. Взлеты и падения наполняют судьбы Болконского и Безухова. Героев роднит их открытость и желание жить полной, осмысленной жизнью, а не бездумно прожигать время. Оба достаточно быстро понимают всю призрачность мишуры светской жизни, где все лживо и наигранно, и оба уходят от нее. И Андрей, и Пьер проходят через заблуждение очарованностью великой личностью Наполеона, но и один за другим разочаровываются в этом кумире. Грезы о славе посещают и Болконского, и Безухова: Андрей мечтает о своем «Тулоне», а Пьер собирается спасти мир, убив Наполеона. Однако честолюбие уступает место более приземленным, но от того ничуть не менее важным для человека стремлениям: Андрей стремится к простому семейному счастью, которого ранее не замечал, а Пьер обретает веру в добро и всепрощение. Обоих героев притягивает естественность и духовная красота Наташи Ростовой. В очередной этап духовного воскресения Болконский начинает заниматься общественной и политической деятельностью, увлекаясь идеями Сперанского. Хотя искусственность, не замеченная героем вначале, начинает проявляться, и Андрей вскоре осознает всю иллюзорность и поверхностный характер реформ и проектов. Несколько в ином ракурсе, но к необходимости определенных перемен придет в эпилоге романа и Безухов, мысли которого будут созвучны идеям декабристов. События войны 1812 г. становятся переломными в духовных поисках обоих героев. В финале жизненного пути Андрей Болконский осознает народ как творца истории, сближается с ним и заслуживает дорогое звание «наш князь». Пьер же приходит к духовному единению с народом (на Бородинском поле получает похожий титул — «наш барин»).   

Существенно различаются эти два центральных героя романа своими характерами. Рационализм и сдержанность Андрея резко контрастируют с мягкостью, естественностью и некоторой неуверенностью в поведении Пьера. Излишняя рассудочность и неспособность понять «живую жизнь» не позволяют Андрею Болконскому обрести семейное счастье с Наташей Ростовой, а вот умение Пьера сопереживать позволило ему проникнуть в мир героини. Наследственной чертой характера Болконского является его гордость, часто мешающая ему самому. У Безухова гордость не определяет его характер и манеру поведения: стремление заботится о других и умение переживать чужие беды как свои не оставляют для гордости места в душе Пьера. Если Андрей только подошел к осознанию народной жизни, то Пьер стремится влиться в эту народную жизнь, стать ее неделимой частью: «Солдатом быть, просто солдатом! <...> Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

13. Осознание мирской суеты и тщетности честолюбивых помыслов под небом Аустерлица меняет внутренний мир Андрея Болконского. Последовавшие затем потеря жены, заботы о ребенке корректируют характер героя: он становится более добрым и мягким. Ночь в Отрадном вселяет в душу Андрея уверенность в том, что «жизнь не кончена в тридцать один год», и затворничество уступает место желанию жить для людей и вместе с ними. Жажда деятельности на благо Отечества начинает определять жизненный путь князя Андрея. После измены Наташи в Андрее крепнут сила воли и самообладание, хотя он еще не способен на великодушное прощение и в его душе «злое чувство». Бородинское же сражение и ранение вносят в характер героя и способность к христианскому всепрощению. Неизменными в характере князя остаются его врожденная гордость и рассудочность.

14. Любовь Наташи к князю Андрею обречена потому, что оба героя совершенно по-разному воспринимают жизнь и не понимают друг друга. «Живая жизнь» Наташи, ее импульсивность, радостное и жизнеутверждающее начало остается загадкой для рассудочности князя Андрея. Земная жизнь, столь родная мироощущению Наташи Ростовой, становится недостижимой для Болконского.

15. Именно эти два события приводят Пьера к пониманию истинного предназначения. Желание жить с народом общей жизнью возникает на Бородинском поле, когда духовное единство перерастает в герое в стремление стать «простым солдатом», стать частью единого целого. Общение же с Платоном Каратаевым укрепляет Пьера в. этой мысли и открывает смысл деятельной любви, примиряет Безухова с жизнью и привносит в его сердце покой.

16. Христианское всепрощение князя Андрея, которое он обретает уже на смертном одре, идеально и несколько оторвано от жизни, это небесное чувство, отрешенное от человеческих взаимоотношений. В нем есть некоторая холодность, начисто отсутствующая в христианской любви к жизни Платона Каратаева. Простота и исцеляющая доброта переполняют каратаевское отношение к миру. Именно деятельная сторона любви, веры («Любить жизнь, любить Бога»), способность прощать определяют жизненную основу мировоззрения крестьянского «идеолога», для которого каждый человек — это лишь частица целого мира.

17. В отличие от Андрея Болконского и Пьера Безухова, сознательно ищущих и обретающих родство с «общей жизнью», Наташа Ростова впитывает его бессознательно, воспринимает на интуитивном уровне. В этом образе отражается мысль автора о «живой жизни», с ее крайностями, алогичностями и беспрерывным движением и развитием. Наташа Ростова не обладает внешней красотой, но она наделена естественностью и непосредственностью самой жизни, лучшими женскими качествами. Героине удается проникнуть в саму суть народного духа (эпизод народной пляски с дядюшкой). Полнота жизни, ее радость и открытость для дружбы и любви выплескиваются в движениях, улыбке, самом поведении. Это непременное условие согласия с миром, то, что обретет Пьер после общения с Каратаевым. Жажда жизни после общения с Наташей передается слишком рациональному князю Андрею, ее ранимость и чистота рождают в душе Пьера желание любви, стремление пожалеть и защитить. Наташа Ростова не является статичным персонажем, в ее образе Толстой раскрывает «диалектику души» героини. Ключевым моментом становится поведение Наташи во время войны 1812 г., ее жертвенное стремление спасать и помогать раненым есть показатель ее гражданской и нравственной зрелости. Христианская любовь не только к своим родным, но и к людям совершенно незнакомым заставляет ее «заворотить на свой двор как можно больше раненых». Поступками героини руководят столь важные для Толстого «простота, добро и правда». Смерть князя Андрея делает ее строгой и постаревшей, перенесенные страдания меняют внутренний мир, но встреча с Пьером, «проснувшаяся сила жизни» возрождает Наташу к любви и жажде счастья. Семейная жизнь Наташи с Безуховым, описанная автором в эпилоге романа, является новым этапом ее развития, когда семейные заботы становятся смыслом ее почти животного существования, продолжая писательскую мысль о непрерывном продолжении жизни. Институт материнства священен и одухотворен для Толстого, а потому семейное счастье становится заслуженной наградой для Наташи.

18. В эпилоге романа автор реализует свои мысли о семье как источнике человеческого счастья. Духовное родство, царящее в семье Безуховых и Ростовых, воплощает идею Толстого о создании новых взаимоотношений, где притягивающиеся «противоположности» гармонично дополняют друг друга и создают единое целое, что становится логичным результатом общенародного единения русских людей вследствие Отечественной войны 1812 г. И здесь в очередной раз утверждается мысль о связи истории и индивидуальных судеб героев.

19. В романе-эпопее Толстого «война» и «мир» предстают как два собирательных художественных образа, отражающих универсальные состояния человеческого бытия. Состояние «войны» есть состояние разобщенности, преследования сугубо эгоистичных целей. Нравственная глухота становится определяющей чертой поведения в этой ситуации. Именно такая картина предстает перед читателями на страницах, посвященных описанию событий наполеоновской Франции и великосветской России 1805 г. Состояние «мира» определяется совершенно иными координатами. Во многом залогом формирования этого состояния становится семья как источник духовной связи между родными и близкими. Единение людей между собой, опирающееся на нравственные основы и православные традиции, истинность чувств и переживаний меняют героев, помогают им обрести жизненные ориентиры. Чувство патриотизма, всеобщего народного «мира» связывает людей между собой, размывая сословные границы на полях сражения за свободу Родины.

20. Изменение художественного метода в романе «Анна Каренина», выраженного в сокращенных синтаксических конструкциях, внутренней сдержанности повествования, сокращении авторского внимания к «диалектике души», чередовании эпизодов, на первый взгляд, между собой не связанных, а на самом деле выполняющих авторскую задачу оценки, объясняется необходимостью передать ощущение драматизма ситуации скованности, замкнутости героев, чего не было в романе «Война и мир».

21. В сравнении с романом «Война и мир», где «мысль семейная» становится неотъемлемой составляющей «мысли народной», так как является скрепляющим единством между людьми (духовная близость, нравственные ценности объединяют порой героев, не связанных кровными узами), в романе «Анна Каренина» данная тема приобретает иное звучание: автор рассматривает обратный процесс — распад семейных отношений, разобщенность и утрату духовного единения.

22. Единство достигается через изображение «отраженных» эпизодов, когда сюжетная линия, связанная с Анной Карениной, проецируется на сюжетную линию Левина, и за счет такого сопоставления выявляется искусственный характер существования Анны. Две сюжетные линии не дополняют друг друга, а тесно переплетаются, создавая общую картину. Еще одним связующим моментом можно считать стремление к диалогу и отсутствие возможности быть услышанным как для Анны, так и для Левина. Эта тема невозможности диалога становится своеобразным символом времени. На протяжении всего романа автором подчеркивается невозможность диалога Анны и Вронского, точно так же наталкивается на непонимание во всех своих многочисленных встречах и Левин. Единственный эпизод, где герои слушают и слышат друг друга — встреча Анны и Левина.

23. Композиционное чередование жизненных путей Анны Карениной и Константина Левина привносит в повествование особый драматизм. На первый взгляд, эти две сюжетные линии никак между собой не связаны: светская жизнь Анны далека от хозяйственных преобразований, которыми занимается Левин. Однако между чередующимися эпизодами жизни одного и другого персонажа существует тесная связь. Иллюзорность светской жизни особенно ярко предстает в сопоставлении с картинами жизни деятельной, настоящей. Этот прием позволяет автору опосредованно обозначить оценку действий героини.

24. Чувство Анны Карениной к Вронскому зарождается как стихийное безрассудство. Однако полностью отдаться новой любви Анна не может, так как не в состоянии освободиться от своего прошлого, от своих материнских чувств, не испытывать собственной вины перед Карениным, являющимся отцом ее ребенка (слова Анны, сравнивающие глаза Каренина и глаза сына). Невозможность соединить любовь к мужчине с чувством к отцу своего ребенка, так как для героини это два разных человека, приводит Анну к драматичной развязке. Внутренний мир Анны противится ее любовной связи, лишенной духовной близости, и потому Взаимоотношения Карениной с Вронским постепенно вырождаются в тривиальное чувственное наслаждение.

25. Проблема семьи — это одна из решающих проблем в мировоззрении и духовных исканиях Толстого. Драма в семье Карениных приобретает на глазах читателя масштабы драмы, выражающей столкновение живой человеческой души с бездушной машиной общественных условностей, эгоистических устремлений. Автор ставит в романе на примерю трагической судьбы героини вопросы о правах и нравственных возможностях личности в мирю, полном разобщенности и внутренней обособленности.

26. Единственно возможный и правильный путь спасения современной цивилизации заключается, по мнению Л.Н. Толстого, в духовном самосовершенствовании. Разговор с мужиком Федором помогает Левину осознать то, что он никак не мог понять ранее, осознать истинный смысл религиозного миросозерцания: «Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие — награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий. <...> А вот оно чудо, единственно возможное, постоянно существующее, со всех сторон окружающее меня, и я не замечал его! <...> Что бы я был такое и как бы прожил свою жизнь, если б не имел этих верований, не знал, что надо жить для бога, а не для своих нужд? Я бы грабил, лгал, убивал. Ничего из того, что составляет главные радости моей жизни, не существовало бы для меня».

27. В основе религиозно-этических взглядов Л.Н. Толстого лежат 5 заповедей Иисуса Христа, взятые из Евангелия от Матфея:

1) «...всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...»;

2) «не прелюбодействуй... кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать»;

3) «не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его...»;

4) «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»;

5) «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...».

Основной для Толстого становится заповедь о непротивлении злу насилием, так как именно эта заповедь обрывает цепочку распространения зла.

28. В реализме творчества Толстого позднего периода отчетливо зазвучали темы обличения цивилизации и ее пагубных последствий. Развитие общества неминуемо влечет за собой наравне с позитивными отрицательные стороны прогресса. Утрата личной ответственности за совершаемые поступки становится нормой, индивидуальность уступает место стандартности и обезличенности, что выразительно предстает на страницах романа Толстого «Воскресение» в описании князя Дмитрия Ивановича Нехлюдова. В самооправдании героя («... если все так делают, то, стало быть, так и надо») заключена не только история его духовной гибели, но и история духовной смерти всего сословия. Изображение обезличенности и массовости, с их основными пороками (эгоизмом, утратой мук совести, грубостью, жадностью и т. п.) становится важным для писателя и кардинально меняет принципы его реализма в сравнении с периодом написания романа «Война и мир». И лишь через обретение героем утраченных нравственных ценностей, осознание собственной вины как части общей вины людей своего круга перед народом происходит воскресение души Нехлюдова. Идеи духовного прозрения, столь необходимого, по Толстому, в современном обществе, становятся доминантой его творчества позднего периода.

29. Последние годы жизни великого писателя становятся его реализацией теоретических умозаключений на примере собственной жизни. Л.Н. Толстой стремился к «опрощению», но образ жизни в Ясной Поляне не вполне соответствовал представлениям писателя. Стремясь не доставлять боль своим близким, писатель старался «примирить» свои убеждения и реальную действительность.

В его сознании начинает крепнуть мысль о возможности уйти из привычного круга, соединить, наконец, свои представления с действительностью: «Я устал и не могу больше и чувствую себя больным. Чувствую невозможность относиться разумно и любовно, полную невозможность. Пока хочу только удаляться и не принимать никакого участия. <...> Едва ли в моем присутствии здесь есть что-нибудь, кому-нибудь нужное. Тяжелая жертва, и во вред всем».

Уход писателя из Ясной Поляны был вызван целым комплексом причин социальных и личных, в которых центральную роль сыграл семейный разлад. Невозможность для Софьи Андреевны понять и разделить внутренний мир своего супруга стал основой разрыва. В своем письме к матери дочь Толстого Татьяна писала: «...Вы ... окружаете его материальную жизнь всевозможной заботой, а то, что ему дороже всего, как-то упускается Вами из вида. Как он был бы тронут й как бы воздал за это сторицей, если бы Вы также заботливо отнеслись к его внутренней жизни».

Неспособность понять Толстого была не виной, а скорее, по словам ее дочери, «больше ее несчастьем», которое в конечном счете ее и сломило. В 1910 г. писатель создает завещание, которому придает юридический характер. Формально по нему наследницей отца становилась младшая дочь Александра, но все редактирование и издание литературного наследия переходило в руки В.Г. Черткова, который в свою очередь должен был передать право издания на общую пользу. Софья Андреевна и Чертков ревниво пытаются поделить между собой доверие Толстого. В «Дневнике для одного себя» 24 сентября 1910 г. писатель отметил: «Они разрывают меня на части: Иногда думается: уйти от всех». Жизнь писателя в Ясной Поляне и его взаимоотношения с женой становятся достоянием многих лиц. После того как в середине октября 1910 г. Софья Андреевна находит «Дневник для одного себя» и знакомится с его содержанием, она начинает разыскивать «возможное» завещание. Начинаются преследования крестьян со стороны Софьи Андреевны за порубки и потраву, что доставляет Толстому дополнительные мучения. Наконец, в ночь с 27 на 28 октября 1910 г. Л.Н. Толстой, услышав шум в собственном кабинете и полагая, что это супруга продолжает поиски завещания, вместе с дочерью Александрой и доктором Д.П. Маковицким тайно покинул свой дом, оставив при этом жене прощальное письмо: «Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом. Но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни. Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твое положение, но не изменит моего решения. Благодарю тебя за твою честную, 48-летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всем, чем я был виноват перед тобой, так же как и я от всей души прощаю тебя во всем том, чем ты могла быть виновата передо мной».

В пути Л.Н. Толстой простудился и заболел воспалением легких, из-за чего вынужден был сойти с поезда и остановиться на станции Астапово. По совету доктора родными было принято решение не допускать свидания писателя с женой, пока он сам не захочет встретиться с ней. Толстой, полагая, что Софья Андреевна находится в Ясной Поляне, интересовался ее самочувствием. Однако проститься с мужем Софья Андреевна смогла только в тот момент, когда он был уже без сознания. 7 ноября по старому стилю 1910 г. великий русский писатель Л.Н. Толстой скончался. Старшая дочь напишет впоследствии: «Драма становится только тогда подлинной драмой, когда у нее нет виноватых, но обстоятельства заводят в тупик. Наша семья очутилась действительно в трагическом положении, из которого не было выхода».





загрузка...
загрузка...