загрузка...

Готовые домашние задания по литературе 10 класс

А.П. ЧЕХОВ

1. Эпоха 80-х годов, когда в среде интеллигентов происходила переоценка основных жизненных ориентиров, нашла свое отражение в художественном мироощущении А.П. Чехова. Скептическое отношение писателя к любым проявлениям идеологического фанатизма определяло и направленность его произведений, где заявило о себе авторское стремление к духовному раскрепощению личности, обретению ею настоящей свободы. Автор не выступал на страницах своих произведений в образе наставника, знающего истину и ведущего за собой, наоборот, объективность изображения всегда доминировало в художественной манере А.П. Чехова. Через изображение деталей автор проникал в суть изображаемого и вел за собой читателя. Это умение создавать общую картину из внимания к частностям стало яркой особенностью чеховской языковой манеры. Особенность авторского мироощущения отражается в специфике юмористической традиции Чехова: любая мелочь, несоответствие или случайность, возведенные в закон, становятся объектом смеха. Рассказы. А.П. Чехова имеют небольшие объемы, но в них автор, прибегая к широким обобщениям, умел поднимать глобальные проблемы, рассмотрению которых другие писатели посвящали целые романы.

2. А.П. Чехов родился 17 (29) января 1860 г. в Таганроге в семье владельца бакалейной лавки, выходца из крепостной семьи. Семейная история гласила, что дед по отцовской линии сам заработал деньги и выкупил всю свою семью из крепостной зависимости. Похожей была и история «освобождения» всей семьи по материнской линии. Это «наследственное», особое чувство свободы стало определяющим и для будущего писателя. Отец был человеком с суровым нравом: «Деспотизм и ложь исковеркали ваше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой...». Однако образованию детей отец придавал большое значение: дети изучали языки, музыку. Сам отец хорошо пел и музицировал, а когда дети немного подросли, то определил их в церковный хор. Часть этих детских воспоминаний отразилась в рассказах «Художество», «Святой ночью» и др. Мать писателя была женщиной доброй и кроткой, именно ее душевные качества стали основой душевного мира будущего писателя. С ранних лет в жизнь А.П. Чехова вошла русская литература и увлечение театром. Артистические таланты Чехов применял в домашних постановках. Из классической литературы он унаследовал основной жизненный принцип — постоянная работа над собой, постоянное самосовершенствование.

С 1868 по 1879 гг. Чехов обучается в Таганрогской гимназии. Дважды оставался на второй год обучения. После переезда семьи в Москву вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством. В это время он особенно активно занимается самообразованием, посещает театры.

С 1879 по 1884 гг. А.П. Чехов обучается на медицинском факультете Московского университета. Начало медицинской практики он вспоминал впоследствии так: «За это лето я так насобачился лечить... что даже прихожу в восторг... Положительно убежден, что без нашего брата пришлось бы круто». Врачебная практика дала писателю богатый материал для написания многих произведений.

3. Юмористические рассказы А.П. Чехова раннего периода уже обладают своим художественным своеобразием, что отличает их от произведений других писателей. Одной из таких черт является лаконизм чеховских рассказов. В юмористических рассказах Чехова раннего периода преобладает отношение к жизни как к абсурду, нелепости, а потому над ее алогичностью, считает писатель, можно только смеяться («Пересолил»). Комические сюжеты автор всегда строил на сверхобобщениях, когда любая мелочь возводится героем в непреложный закон. В своих произведениях автор предполагает активное «сотворчество» читателя, часто прибегает к развитию зоологической тематики (использует прием уподобления человека представителю животного мира — рассказ «Хамелеон»). В юмористических рассказах Чехова традиционные темы русской литературы XIX в. получают новое развитие и звучание: так, тема «маленького человека» превращается в тему «мелкого человека», так как острой становится проблема низкопоклонства и чинопочитания («Смерть чиновника»).

4. План рассказа «В поисках живой души».

1) Пробуждение человеческой души в мире пошлости и мещанства интересует Чехова-писателя.

2) Поворотным моментом в жизни человека, по мнению автора, становится некое драматическое событие, заставляющее его заняться рефлексией («Горе», «Скрипка Ротшильда»).

3) Пробуждение души человеческой наталкивается на безразличие окружающей жизни, и как следствие бесприютности и ненужности возникает щемящее чувство одиночества и тоски («Тоска»).

4) В жестоком мире проявление искренних чувств становится обременительным, красота — мимолетной, но само возникновение счастливых мгновений, лишенных рациональной продуманности, является залогом нравственного возрождения человечества.

5) Источником к пробуждению души человека могут стать и простые люди, не испорченные негативным влиянием цивилизации пастухи, охотники и др. Эти духовно свободные представители народа сохранили в своих сердцах те силы, которые и смогут возродить все общество («Свирель», «Он понял!»).

6)  Нравственной чистотой обладают и дети, так как лживый меркантилизм взрослых еще не успел проникнуть в их невинные души («Гриша», «Детвора»).

 5. Для А.П. Чехова итоговым произведением второй половины 80-х годов становится повесть «Степь», где воплотились все основные мотивы, заявившие о себе в произведениях писателя в этот период. Изменения в общественном сознании, предчувствие неизбежного противостояния нового и отжившего, сама судьба России волнуют писателя. Само заглавие указывает на один из центральных образов повести. Степь обретает облик живого существа, естественного, величавого, могучего. Широта изображения придает образу символическое звучание, где за живым образом степи встает вся Россия. Частью этого живого мира становится и мальчик Егорушка, детское сердце которого чутко улавливает неразрывную связь времен, царящую в степи. Фольклорные образы, рождающиеся в сознании ребенка, берут свое начало в древности и устремлены в будущее, в мечты о счастье. Внутренний мир мальчика переполнен образами, звуками, красками, он изобилует той красотой, которую может видеть и любить только чистое сердце. Вот почему за мальчиком мы видим душу народа, душу всей России.

Своеобразный отпечаток слома эпохи предстает в переплетении человеческих судеб и характеров. Рядом с нравственной чистотой Егорушки автор показывает героев, все помыслы которых сводятся к пошлому желанию обогатиться. Сухая деловитость богача Варламова и купца Кузьмичова есть порождение их безрадостного и, главно», бессмысленного существования, в них умерла душа, а потому они не интересны автору.

Образ подводчика Дымова противоречив: в нем много жестокости и злобы, и вместе с тем тоска переполняет этого героя. Определенное предчувствие зарождающейся стихии звучит в словах этого персонажа: «Жизнь наша пропащая, лютая!»

Как всегда Чехов остается верен себе и не дает прямых ответов на мучительные вопросы о будущем. Через внимание к конкретным персонажам автор опять создает масштабное обобщение: за тоской и нежеланием жить «лютой» жизнью возникает смутная возможность жизненных перемен и надежда на торжество добра и красоты.

6. Высокая требовательность к себе, неудовлетворенность своими делами, вернее их «малыми» результатами (это притом, что писатель занимался медицинской практикой и благотворительной просветительской деятельностью), подталкивают Чехова к принятию гражданского решения отправиться на остров Сахалин с целью проведения переписи населения.

7.   Новые мотивы в творчестве А.П. Чехова 1890—1900-х годов.

1) Борьба с ущербными общественными идеями, в своем стремлении к монополии ограничивающими свободу и полноту жизни: «Никто не знает настоящей правды» («Дом с мезонином»).

2) Общественная и гражданская пассивность («Палата № 6»).

3) Духовное и физическое обнищание народа («Мужики», «В овраге»).

4) «Футлярность» жизни и страх перед свободомыслием («Человек в футляре»).

5) Жизнь и счастье подменяются мещанским стремлением к собственности («Крыжовник»).

6) В мире, где царит духовная инертность и бескрылость, нет места любви («О любви»).

7) Процесс омертвления человеческой души в мире денег и пошлости.

8.   Смысл афоризма заключается в невозможности обладать исключительным правом знания истины. Всякое самоуверенное утверждение собственной правды уже несет неприязнь и отторжение, а значит, ею не является.         

9. Чеховское своеобразие заключается в краткости и точности определения сути проблемы. Однако, обозначив ее и создав обобщенный образ, писатель не прибегает к дидактичности и морализаторству, оставляя за читателем право сделать выводы.

10. Искание правды — занятие трудное, и этой теме посвящены несколько произведений А.П. Чехова 90-х годов. Одним из них является исповедальняя повесть под названием «Моя жизнь» (1896), имеющая подзаголовок «Рассказ провинциала». Герой этого произведения, Мисаил Полознев, начинает чувствовать ложь, которая лежит в основе самого устройства жизни, и понимает всю иллюзорность отмены крепостного права, никак не сказавшейся на реальной жизни крестьян: «Мы уже не дерем на конюшне наших лакеев, но мы придаем рабству утонченные формы, по крайней мере, умеем находить для него оправдание в каждом отдельном случае». Однако столь объективная оценка современного положения соседствует в сознании героя с несколько нереальными представлениями о возможностях противостояния этому злу: самому не принимать участия в нем. Следуя своей идее, Полознев становится простым маляром. Жена же героя не разделяет идеи Мисаила и делает собственные выводы: «Тут нужны другие способы борьбы, сильные, смелые, скорые! Если в самом деле хочешь быть полезен, то выходи из тесного круга обычной деятельности и старайся действовать сразу на массу!» Однако за этими умными словами нет ни реальных указаний на дела, ни самих дел: Мария Викторовна, жена Полознева, просто уезжает за границу. Так претензия на знание настоящей правды остается всего лишь претензией. Другие же вовсе не думают об изменении жизненных устоев, например, доктор Благово и инженер Должников. И лишь Мисаил, пройдя через многие жизненные трудности, сохраняет главное условие для самого себя — оставаться непричастным к миру гонителей. Так, в поиске и отстаивании собственной правды, герои повести в очередной раз подтверждают общую идею автора, высказанную им в повести «Дом с мезонином»: «Никто не знает настоящей правды».

11. В произведении А.П. Чехова «Палата № 6» перед читателями предстает картина «всеобщего безумия», которое становится совершенно обычной нормой жизни, где один страдает равнодушием, другой заражен неизлечимой пошлостью и обыденностью, у третьего «симптом» тупой наглости и т. д. Этот образ символизирует одновременно и дом умалишенных, и тюрьму, а в более обобщенном виде всю Россию.

Один из больных, интеллигент Громов, страдает манией преследования, но именно он, психически больной человек, остро чувствует ложь и пошлость окружающей действительности. Он становится единственно нравственно здоровым человеком в окружении носителей зла и лжи. Именно этот персонаж говорит «о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду», и он же мечтает «о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле». В словах этого героя нет никаких новых теорий. Он высказывает всем давно известные истины, но именно эти давно забытые «ведопетые песни» напоминают об изначально человеческом, духовном, истинном.

В столь странном мире Громову противопоставлен образ доброго, умного, но пассивного доктора Рагина, который под влиянием нового собеседника переосмысливает свое отношение к жизни. Ранее он оправдывал высшими соображениями примирение со злом, считал борьбу с ним бессмысленным занятием. Единственный способ сохранить себя, свою свободу — это жить своим

внутренним миром. Расплата за такую «удобную философию» не заставляет себя долго ждать: как неблагонадежный, бывший доктор сам попадает в палату № 6, и лишь здесь начинает меняться мировоззрение Рагина. Но трагическая развязка пресекает бунт доктора.

12. Изображение народной жизни в чеховских произведениях 90-х годов отличалось от художественных картин его предшественников тем, что писатель не идеализировал крестьянство. Наоборот, по мнению Чехова, все общественные беды, отражающиеся на нравственном здоровье нации, в среде крестьян проявляют себя особенно остро. Невежество, разочарованность, духовное оскудение приобретают в народной среде открытые и устрашающие формы. Это и старался показать своим читателям А.П. Чехов.

13. Среди серых будней бездуховности крестьянского существования пробиваются ростки веры, нравственной красоты и добра, всего того, что сможет вернуть людям их человеческий облик. Пейзажные зарисовки усиливают общую картину внутреннего перерождения героев. Так, например, в повести «В овраге» описание природы сопровождает смиренное осознание Липой ограниченности человеческого разума и зарождение веры во что-то лучшее, что не находится во власти человека. -

14. Реализм Чехова позднего периода претерпел некоторые изменения. Отстраненность авторской позиции, столь яркая черта чеховских произведений раннего периода, уступает место активной оценке, проявляющей себя в преувеличениях, нарушающих изображение реальности. Наиболее звучно заявляет о себе обобщенность образов. Так, «маленькая трилогия» иллюстрирует все эти изменения авторской поэтики, подвергая исследованию три основных составляющих жизни человека: любовь и семья («О любви»), власть («Человек в футляре»), собственность («Крыжовник»). Авторское гротесковое изображение «футлярной» жизни учителя гимназии Беликова или описание «счастья» Николая Ивановича, вкушавшего кислый, но собственный (!) крыжовник, обретает обобщенный смысл. Писатель выносит приговор старым устоям, где призрачность и приземленность «мечты» лишает человека возможности жить по-настоящему, без страха и пошлости.

15. Чехову удается представить всю историю жизни человека в рамках короткого рассказа благодаря его излюбленному приему — внимание к деталям и частностям. Уже в молодом докторе Дмитрии Ионовиче Старцеве заметны намечающиеся изменения: под влиянием всеобщего восхищения пошлостью «культурного» семейства Туркиных он высоко оценивает бездарную игру Котика. Подмена истинной жизни, настоящего чувства происходит и в его душе: размышления Старцева на следующий день после романтического посещения кладбища и страстного желания любви «во что бы то ни стало» обретают меркантильные черты: «А приданого они дадут, должно быть, немало». В таких несоответствиях уже просматривается будущее героя. Прагматизм и обывательское начало вытесняют все самое лучшее, что было в Дмитрии Ионовиче. Всего через несколько лет происходят разительные изменения во внешних атрибутах жизни, которые отражают и внутренние метаморфозы. Если в начале произведения молодой Старцев ходил «пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было)», то в финальной части перед читателем предстает совершенно иная картина: «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным: «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». И не остается никаких сомнений в завершении процесса омертвения души данного героя, окончательном превращении его из доктора Старцева в Ионыча после эпизода с осмотром дома, предназначенного к торгам, «...он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: — Это кабинет? Это спальня? А тут что?» Так, вычленяя разные периоды жизни героя и обращая внимание прежде всего на детали поведения, мелкие, ничем не примечательные факты и фактики, автор создает общую картину истории жизни человека, не прибегая к объемному жанру романа.

16. Общая характеристика «новой драмы».

1) Атмосфера всеобщего неблагополучия проявляет себя в том, что в пьесах Чехова нет ни одного счастливого героя (В «Чайке» Нина Заречная отвечает на вопрос Медведенко о причине ее предпочтения черного цвета: «Это траур по моей жизни. Я несчастна»).

2) Всеобщая разобщенность и одиночество: герои не слышат и не слушают друг друга (Аркадина: Серой пахнет. Это так нужно? Треплев: Да. Аркадина (смеется): Да, это эффект. Треплев: Мама! Нина: Он скучает без человека... Полина Андреевна (Дрону): Вы сняли шляпу. Наденьте, а то простудитесь. Аркадина: Это доктор снял шляпу перед дьяволом, отцом вечной материи. Треплев (вспылив, громко). Пьеса кончена! Довольно! Занавес!).

3) Обыденность и будничность зла (мир героев пьесы «Чайка» груб и скуден, проза существования и мещанский быт разъедают поэтику жизни).

4) Конфликт нивелируется, отсутствует деление героев на положительных и отрицательных (Аркадина мелочна, эгоистична и легкомысленна, но при этом добра и порой великодушна).

5) Символическое звучание образов (чайка в одноименной пьесе превращается в символ чего-то бесцельно загубленного и бессердечно забытого, относящегося ко всей жизни, представленной в спектакле).

17. Исторические истоки «новой драмы» связаны с общественным подъемом 1890—1900-х годов. В это время жизнь требовала пересмотра старых теорий и поиска новых идей, поэтому:

1) Герои чеховских пьес испытывают духовный кризис, неудовлетворенность собой.

2)  Поиск веры становится отправной точкой для героев чеховских пьес.

18. Особенности поэтики «новой драмы» Чехова:

1) В пьесах отсутствует центральное событие, которое было основой единства действия в классической драме.

2) Полифония чеховских драматических произведений.

3) Все персонажи становятся равноправными героями, утрачивается деление не только на положительных и отрицательных, но и на главных и второстепенных.

4) Раскрытие характера осуществляется через внутренние переживания персонажа, что находит отражение в его репликах, однако речь героев лишена индивидуализации.

5) «Подводное течение» чеховских пьес.

6) Чеховские пьесы ставят вопросы, но не дают на них однозначных ответов.

19. Жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад» заключается в определении ее как лирической комедии. Это объясняется совмещением по авторскому замыслу грустной и комической тональности пьесы и двойственностью в изображении характеров героев. Эта двойственность достигается через представление героев с самых разных сторон: например, к Раневской зритель испытывает глубокую симпатию, героиню даже жалко (умер сын, приходится отдавать сад на торги), но в то же время Чехов показывает ее беспомощность, инфантилизм и какую-то барскую беспечность. В старых хозяевах вишневого сада привлекательными являются их радушие, умение ценить и помнить свои корни, но настораживает, что эти персонажи оторваны от реальной действительности, плохо ориентируются в новом времени и ничего не предпринимают, чтобы как-то поправить свои дела. В этом сказывается многовековая традиция дворянской жизни, в основе которой лежало паразитическое существование. На смену старым хозяевам приходит Лопахин, человек новой формации, с хорошо развитой практической жилкой. Но он не может быть принят в качестве нового хозяина, так как и его «время идет». Не вызывают зрительского доверия и слова молодого поколения. Кроме оптимистического духа в них нет ничего конкретного, жизненного. На этом-то общем фоне и разворачивается глубинный конфликт пьесы — разлад между многовековыми, корневыми основами жизни и несформированностью новых.





загрузка...
загрузка...