Готовые домашние задания по литературе 10 класс

И.А. КРЫЛОВ

1. Родившись 13 февраля 1769 г. в семье бедного армейского офицера, который умер, когда сыну было 10 лет, Иван Андреевич Крылов не смог получить систематического образования. Десятилетний подросток был вынужден зарабатывать на жизнь, и отсутствие образования восполнял жизненным опытом. Работая переписчиком казенных бумаг, Иван Андреевич в мельчайших подробностях смог познакомиться с чиновничьим поведением, взяточничеством и т. п. Подросток занимается самообразованием.

Здесь литературные опыты Крылова обретают серьезные формы: он пишет трагедии, комедии, комические оперы. Однако фортуна не сразу одарила будущего баснописца своей благожелательной улыбкой, и Крылов некоторое время работает журналистом. Идейное и творческое становление молодого Крылова пришлось на период правления Екатерины II, когда вслед за Пугачевским восстанием, императрица стала проводить реакционную политику. Лучшие люди той эпохи (Радищев, Новиков, Фонвизин) пытались выступать против гнета и насилия. К числу этих передовых людей можно по праву отнести и И.А. Крылова.

В 1789 г. он издает сатирический журнал «Почта духов», в котором «эзоповым языком» высмеивает общественные пороки своего времени: деспотизм, мздоимство, преклонение перед всем иностранным, отсутствие справедливого судейства и т. п. Публикации были столь сатиричны и остры, что в августе 1789 г. Крылов был вынужден прекратить издание. В 1792 г. Крылов открывает журнал «Зритель», сатирическая направленность которого была изначально предопределена самой литературной манерой Ивана Андреевича. Журнал просуществовал всего пять месяцев и потом был закрыт. Журнал Крылова 1793 г. «Санкт-Петербургский Меркурий» постигла та же участь.

Крылов переезжает жить из Петербурга в провинцию и с осени 1797 г. поселяется в имении князя С.Ф. Голицына, где пишет «шуто-трагедию» «Подщипа». В своей комедии драматург смело и достаточно зло высмеивает самодержавие, в атмосфере которого задыхалась Россия в царствование Павла I. Опубликована комедия была лишь в 1871 г.

Возвращается Крылов в столицу только после прихода к власти Александра I. Иван Андреевич предпринимает новую попытку попробовать себя на драматургическом поприще, и его комедии «Модная лавка» и «Урок дочки» получают признание у публики. Реалистический талант Крылова с 1806 г. заявляет о себе в басенном жанре: в январском номере журнала «Московский зритель» были напечатаны его первые басни. Всего за свою жизнь Иван Андреевич написал и издал восемь книг, в которые вошли его лучшие 197 басен.

Разочарование в возможностях человеческого разума, которые так высоко оценивались просветителями, привело Крылова к мировоззренческому кризису. Писатель обращает свое внимание на мудрость народа, которую высоко ценит. Баснописец видит причину зла не в общественных структурах, а в несовершенстве самого человека. Творческие искания Крылова завершились переходом писателя на позиции реализма.

2. Жанр реалистической басни позволил Крылову представить многоликий образ российской действительности, сделать этот образ понятным всем. За героями басен Крылова без труда можно угадать реальные исторические прототипы. Реформирование басенной традиции отразилось в следующих положениях: видоизменение нравоучений в пословичную форму или их полное отсутствие; углубление психологизма в изображении героев; предельная динамичность достигается использованием диалогов; персонификация речи персонажей, в основе которой лежит разговорный язык; употребление разностопного ямба, позволяющего передать сказовую манеру повествования.

3. Поэтика басен Крылова имеет свои особенности. Талант баснописца, создававший удивительно «живые» сценки, сделал излишним дидактические нравоучения,, столь значимые для басенного творчества предшественников Крылова. Так, например, в баснях «Воронёнок», «Крестьянин и змея» и ряде других мораль представляет собой афористичное высказывание пословичного типа («Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют», «Когда почтен быть хочешь у людей, —// С разбором заводи знакомства и друзей!»), а во многих баснях («Волк на псарне», «Стрекоза и Муравей» и др.) нравоучительная сентенция отсутствует.

В большинстве басен Крылов создает бытовые зарисовки, где реалистично отражается действительность и различные психологические типы. Предпочитая диалоговую форму повествованию, Крылов не только раскрывает психологию героев, обозначает их социальную принадлежность, но и добивается предельной динамичности в представлении событий. Речевая индивидуализация персонажей является характерной особенностью поэтики Крылова. Виртуозное владение народными словечками и идиомами, их органичное введение в язык басни позволяет автору представить в своих произведениях «народную физиономию языка». Не случайно многие нравоучительные высказывания Крылова превращались в пословицы: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил» и др.

Крылов предпочитал разностопный ямб, что позволяло ему придавать языку басен разговорную интонацию, т. е. опять создавало иллюзию живого рассказа.

4. События Отечественной войны 1812 г. сыграли в басенном творчестве Крылова определяющую роль, т. к. именно в них ярче всего проявлялся национальный взгляд на происходящее. В баснях были последовательно отражены важнейшие этапы Отечественной войны: от борьбы за главные посты в русской армии, еще до назначения Кутузова («Раздел», «Кот и Повар»), до требования Александром I от главнокомандующего Кутузова решительного преследования отступающих войск Наполеона («Обоз»). Народность крыловских басен проявляется прежде всего в том, что автор представляет в своих произведениях народную точку зрения на события и дает им народную оценку. Басни Крылова, посвященные событиям Отечественной войны 1812 г., оказали влияние на дальнейшее развитие русской литературы XIX века: задолго до Л.Н. Толстого произведения Крылова противопоставили общепринятой версии побед над армией Наполеона свою трактовку их с позиций нравственности народа.

5. Высокая оценка, данная басням Крылова критиком В.Г. Белинским, отражает все сильные стороны творческого наследия баснописца. «Практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами» мы видим, например, в басне «Стрекоза и муравей», когда герой дает совет беззаботной Стрекозе: «Ты всё пела? это дело: // Так поди же попляши!». «Природная верность взгляда на предметы» отражается в басне «Волк на псарне» в словах ловчего, отказывающегося верить обещаниям серого разбойника. Способность русского ума кратко и «кудряво» выражаться россыпью представлена почти во всех баснях Крылова, что особенно ярко бывает проиллюстрировано в морали: «Кто посмирней, так тот и виноват» («Мор зверей»), «Над хвастунами хоть смеются, // А часто в дележе им доли достаются» («Заяц на ловле») и др. Каждая басня — это миниатюрный учебник жизни, явившийся «плодом практической опытности» всего народа.

 





загрузка...
загрузка...