Готовые домашние задания по литературе 10 класс

А.С. ГРИБОЕДОВ

1. Родился 4 (15) января 1795(?) г. в старинной дворянской семье в Москве. Домом управляла мать, женщина властная и резкая, отец особого участия в воспитании сына не принимал (человек со слабой волей, он много времени уделял карточным играм и мало семье). Александр Сергеевич получил прекрасное домашнее образование под руководством учителей, имевших ученую степень: мать видела в высокой образованности сына способ сделать хорошую карьеру. Полюбил музыку и впоследствии сам написал несколько вальсов.

В 1803 г. продолжает свое образование в Московском университетском благородном пансионе.

В 1806 г. поступает на словесное отделение Московского университета, которое заканчивает со званием кандидата, после чего слушает лекции на этико-политическом отделении. Грибоедов был полиглотом: знал многие европейские (французский, английский, немецкий, итальянский, греческий, латинский) и некоторые языки Ближнего Востока (арабский, турецкий, персидский). Университетские годы принесли Грибоедову знакомство с людьми свободомыслящими, будущими декабристами — П. Чаадаевым, Н. Тургеневым, Н. Муравьевым, И. Якушиным.

В 1812 г. отправляется служить добровольцем в Московском гусарском полку, хотя принять участие в военных действиях Грибоедову не довелось. Однако это был очень важный жизненный опыт, отозвавшийся и в мировоззрении .юноши, и в его будущей литературной деятельности.                   

В 1814 г. появляются первые публикации Грибоедова в «Вестнике Европы» (военные корреспонденции), а в 1815 г. состоялся дебют драматургический — в свет выходит комедия «Молодые супруги».

После оставления в. 1816 г. военной службы Грибоедов живет в Петербурге. В 1817 г. писатель поступает на службу в Коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря. В это время происходит встреча Грибоедова с А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером. Поэтическая душа Грибоедова попадает в свою стихию: он знакомится с писателями-«архаистами» и пробует себя в создании оригинальных и переводных пьес.

К сожалению, слова А.С. Пушкина о трагичности судьбы талантливых людей в России являются реальностью. Примером тому может служить не только судьба Грибоедова, но и самого Пушкина, а также М.Ю. Лермонтова.

2. В июне 1824 г., когда Грибоедов переезжает в Петербург, он начинает активно общаться с участниками декабристского движения: А. Одоевским, К. Рылеевым, А. Бестужевым. В этот период он завершает работу над своей комедией «Горе от ума». Грибоедов скептически относился к романтической горячности декабристов, надеявшихся собственными усилиями способствовать преобразованиям в России через политический переворот. Александр Сергеевич, в отличие от декабристов, все чаще задумывается об утраченной связи между дворянами и простым народом.

В январе 1826 г. Грибоедов был арестован по подозрению в причастности к делу декабристов. 4 месяца Грибоедов провел на гауптвахте Главного штаба, свою причастность к декабристскому движению он отрицал. Об этих событиях несколько иронично он написал позднее:

 

По духу времени и вкусу

Он ненавидел слово «раб»...

За то попался в Главный штаб

И был притянут к Иисусу!

 

После освобождения из-под стражи писатель отправляется на Кавказ, где начинается война с Персией.

Желание преобразования-реальной действительности роднит Грибоедова с декабристами. «В разговорах их видел часто смелые суждения насчет правительства, в коих сам я брал участие: осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего» (А.С. Грибоедов). Однако, в отличие от декабристов, Грибоедов не питал иллюзий по поводу военного переворота. Причину общественного зла писатель видел в нравственной развращенности господствующего сословия, которое утратило связь с национальными традициями.

3. Быт и нравы фамусовской Москвы представляют собой особый интерес для читателя. На страницах пьесы Грибоедова мы встречаемся с государственными чиновниками, для которых продвижение по службе, получение наград и обладание властью становится целью жизни. Герои начинают не «служить», а «прислуживать», что для людей чести немыслимо: «Служить бы рад — прислуживаться тошно!» — заявляет Чацкий И в итоге получает «звание» сумасшедшего. Для достижения своих целей представители фамусовского общества пользуются самыми различными способами: унижаются, лицемерят, подхалимничают и т. д. Как тут не вспомнить колоритную фигуру Максима Петровича, собственным затылком снискавшего себе «приветливое слово» и радушный прием при дворе:

 

На куртаге ему случилось обступаться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Старик заохал, голос хлипкой:

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь — уж нарочно —

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

 

От отца к сыну переходит столь сложная «наука» продвижения по социальной лестнице:

 

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

 

В этом обществе существует строгая иерархия, которая всех устраивает. Если «в чинах мы небольших», то «надобно зависеть от других», зато какая перспектива открывается в случае повышения: люди уже начинают зависеть от тебя. Ах, какое это удовольствие: унижать ближнего! Нравственное оскудение и полное отсутствие моральных принципов царят в мире Фамусовых. Сплетни здесь разносятся с мгновенной скоростью, причем, переходя из уст в уста, обрастают новой ложью. Подлость становится основным «механизмом», приводящим в движение жизнь светского общества. Преследование своих мелких эгоистичных целей так поглощает мир Фамусовых, что мысль о благе государства, о приложении к этому собственных сил не может прийти в голову. Культурные традиции своего народа здесь не в чести, кругом царит слепое подражание новомодной Европе:

                                                                         

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча,

И сказывал, как снаряжался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. — Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды...

 

Мнение света становится для каждого из его представителей определяющим, вот почему в финале произведения самого Фамусова больше заботит не судьба дочери и то, что произошло, а то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

4. Чацкий молод и образован, имеет самостоятельный взгляд на окружающую действительность, в нем развито чувство патриотизма, но герой взирает на жизнь сквозь призму романтической восторженности и максимализма. Чацкий несомненно умен, но герой несколько переоценивает себя и это не позволяет ему услышать и понять своих собеседников. Примером тому может служить сцена разговора Чацкого с Софьей, когда в искреннем умилении героини Молчалиным Александр Андреевич видит издевку и лишь утверждается в мысли, что Софья Молчалина не любит.

5. Умная Софья полюбила Молчалина потому, что ее воображение и тонкая душа превратили этого приспособленца (отличающегося от карикатурных репетиловых, что независимая в суждениях и наблюдательная героиня не могла не заметить) в героя сентиментального романа. Софья и Чацкий являются лучшими представителями своего поколения, и оба они терпят поражение при столкновении с реальной действительностью. Существенное различие между героями проявляется на уровне их мировосприятия: Чацкому присущ гражданский романтизм декабристов, а Софье ближе сердечные переживания сентименталистов, книги которых она читает.

6. Связь с традициями классицизма проявляется в следующих положениях:

1) быстрое развитие действия;

2) острый диалог;

3) яркость и афористичность языка;'

4) сохранение трех классических единств (времени, места и действия);

5) особенности драматических амплуа;

6) использование «говорящих» фамилий.

 

Новаторство комедии «Горе от ума»:

1) реалистическая мотивировка сохранения трех единств, объяснимая юношеским максимализмом главного героя;

2) внутренний мир главного героя сложен и противоречив (традициям классицизма присущ принцип однопланового изображения персонажа — строго положительного или отрицательного);

3) использование речевой индивидуализации героев;

4) принципиально новый подход в изображении человеческого характера, который обладает широким диапазоном страстей;

5) язык произведения обогащен элементами разговорной речи, емкими и образными фигурами народного языка;

6)  комедия написана вольным ямбом, что позволяет приблизить стих к живому разговору;

7) соединение в жанре комедии драматических и трагедийных элементов;

8) характеры персонажей не статичны, они раскрываются и углубляются в процессе развития действия. 





загрузка...