Готовые домашние задания по литературе 10 класс

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

1. Высокое нравственное начало, глубокий патриотизм и гражданское служение являются связующими звеньями в мироощущении Пушкина и

Лермонтова. Изменение исторической обстановки, произошедшее в 30-х годах, не могло не отразиться на мировосприятии Лермонтова и не внести своих отличий. Если в творчестве А.С. Пушкина звучит воодушевление и надежда, порожденные и историческим торжеством победы русской армии в войне 1812 г., и ожиданием либеральных преобразований Александра I, то безнадежность становится ведущим мотивом творческого мироощущения Лермонтова. Мучительная рефлексия становится ведущей темой, в той или иной мере отразившейся во всех произведениях поэта. Лермонтовские «вопросы, которые мрачат душу, леденят кровь», кардинально отличались от «предчувствия торжества» А.С. Пушкина, именно это позволило В.Г. Белинскому обозначить творчество Михаила Юрьевича как новый этап послепушкинской эпохи в русской литературе.      

2. М.Ю. Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 г. в Москве в семье капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Арсеньевой, брак которых был заключен против воли матери невесты. Род Лермонтовых был достаточно древний, и легенды, связанные с его историей, вызывали у юного Михаила гордость за свою фамилию. Несмотря на благородства рода, семейство не могло похвастаться своим финансовым благополучием. Детские годы провел в имении Тарханы, которое принадлежало бабушке поэта по материнской линии Е.А. Аресньевой. Отец и бабушка будущего поэта плохо ладили между собой.

В 1817 г. от чахотки умирает мать Михаила, а отец покидает Тарханы и воспитанием мальчика с этого времени занимается бабушка. Ранняя смерть матери и редкие свидания с отцом наложили отпечаток на характер юного Лермонтова. Чувство одиночества стало ему знакомо много раньше других детей.

Михаил Юрьевич получил прекрасное домашнее образование: владел французским и немецким языками. Мальчик был одарен различными талантами: хорошо рисовал, писал стихи, увлекался музыкой.

В 1818,1820 и 1825 гг. вместе с бабушкой мальчик совершал поездки в Пятигорск. Ребенком Лермонтов часто болел, и бабушка вывозила его на лечение. Во время одной из таких поездок — 1825 г. — Лермонтов переживает свою первую влюбленность. Пережитое счастье сроднило сердце Лермонтова с Кавказом и красотой его природы.

3. Атмосфера Московского университетского Благородного пансиона способствовала саморазвитию и совершенствованию .личности поэта. Все его литературные опыты этого периода представляют собой поэтический дневник его переживаний и дум, он погружен во внутренний мир, который и подвергает анализу. Источником трагического начала в душе человека представляется молодому поэту двойственная натура личности. В сердце человека постоянно происходит конфликт между «земным» и небесным»:

 

О! Если б дни мои текли

На лоне сладостном покоя и забвенья,

Свободно от сует земли

И далеко от светского волненья...

<...> Тогда б я был с весельем неразлучен,

Тогда б я, верно, не искал

Ни наслаждения, ни славы, ни похвал.

Но для меня весь мир и пуст и скучен...

«Элегия» (1829)

 

Лирический герой лермонтовской поэзии раннего периода — это личность, открыто противостоящая враждебности внешнего мира. Эти противоречия носят в ранних произведениях моральный характер:

 

Ищу измен и новых чувствований,

Которые живят хоть колкостью своей

Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий,

От преждевременных страстей!..

 

Поэт представляет на суд читателя мятущуюея и страдающую романтическую душу, наделенную высокими чувствами.

4. Во многих стихотворениях М.Ю. Лермонтова, таких как «Не думай, что я был достоин сожаленья...», «Нет, я не Байрон...», «Наполеон», «Эпитафия Наполеона», «Святая Елена», «Воздушный корабль» и др., отражается увлеченность поэта Байроном. Многое в мировосприятии поэтов находит свои точки соприкосновения: неудовлетворенность действительностью, трагическое двоемирие, напряженная внутренняя работа, чувство одиночества и непонятости окружающими и т. п. Мятущееся сердце лермонтовского лирического героя не может примириться с умеренными законами жизни, оно стремится достичь свободы, приблизиться к своему идеалу — Байрону, но герой знает и цену, которую придется за это заплатить:

 

И Байрона достигнуть я б хотел;

У нас одна душа, одни и те же муки...

 

При всей близости романтического мироощущения Байрона, Лермонтов сам определяет основное различие между английским поэтом и собой — этим различием является русская душа. Именно в этом и кроется причина несовпадения трактовок образа Наполеона в лирике Байрона и Лермонтова. В концепции личности Наполеона у русского поэта лежит не только личностно-романтический, но и патриотический подход.

У Байрона личность Наполеона представлена как натура, не способная смириться с поражением, а потому грезящая реваншем. Сила духа и мужество великого полководца вызывают у автора восхищенье. Наполеон Байрона предстает перед читателем в образе сверхчеловека, подвергается своего рода эстетизации, чего в силу объективных исторических причин не было и не могло быть в стихотворениях русского поэта. В стихотворениях Лермонтова мы видим выдающуюся личность, поверженную в сражении, страдающую, тоскующую по родной Франции, но никак не вынашивающую мстительные планы:                         

 

Стоит он и тяжко вздыхает,                    

Пока озарится восток,

И капают горькие слезы

Из глаз иа холодный песок.

 

Обреченность Наполеона, скоротечность его славной истории («Родился он игрой судьбы случайной,// И пролетел как буря мимо нас») Лермонтов объясняет тем, что «он миру чужд был» и «все в нем было тайной », но неординарность его личности сомнению не подвергается:

 

Погиб как жил — без предков и потомства —

Хоть побежденный, но герой!

 

5.         Основополагающей чертой русского национального характера, по мнению Лермонтова, является духовная чистота и православно-христианское сознание.

Образ Алены Дмитревны, верной жены купца Калашникова, заявляет еще одну черту национального характера — трепетное отношение к чести, тема особенно важная для Лермонтова («Маскарад», «Смерть поэта» и др.). Не польстилась Алена Дмитревна на щедрые посулы Кирибеевича, да и не могла этого сделать, никогда душа ее христианская не была падка на «золото и жемчуга».

Особым смыслом наполнено обращение Калашникова в ночь перед смертным боем к своим братьям: если он потерпит неудачу, за честь их рода должны выступить родные:

 

А побьет он меня — выходите вы

За святую правду-матушку.

Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свежей силою.

На вас меньше грехов накопилося,

Так авось Господь вас помилует!

 

Как. бы ни был уверен православный человек в собственной правоте, даже при защите своего честного имени, он понимает, что на все воля Божья, потому-то, отправляясь на бой, допускает купец Калашников мысль о своей гибели, а перед началом кулачного боя отдает себя во власть Провидения:

 

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам...

 

В самых тяжелых испытаниях духовная опора помогает выстоять, а вера и смирение принять волю Божью как высшую правду:

 

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

 

И в «Песне про купца Калашникова...», и в стихотворении «Бородино» мысль о православнохристианских святынях, царящих в душе русского человека, находит свое наиболее яркое отражение.

6. Сопоставление образа/поэта в воспоминаниях Тургенева и образа лирического героя дают пищу для размышления: они очень близки. Описание поведения Лермонтова на балу, его внутреннего раздражения, которое отражалось в «сумрачном взгляде» и «задумчивой презрительности», легко соотносятся с переживаниями лермонтовского героя:

 

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

 

Традиционные элегические произведения отмечены печатью уравновешенности, ритмической неторопливости, звуковой плавности. Лермонтов же смело соединяет в рамках одного произведения сатирический и элегический жанры, в финале стихотворения плавное течение речи сменяется эмоциональным восклицанием.

7. В стихотворении «Дума» отразилось новое отношение поэта к самопознанию и рефлексии. Лермонтов начинает осознавать, что сила разума подчиняет себе движение чувств. Мудрость лишает энергетики юношеские порывы, приводит к равнодушию и ощущению своей изолированности, и как следствие — непосредственность уступает место холодному рассудку:

 

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

 

Страх перед стихией чувств делает людей слабыми и малодушными.

8. Философский смысл стихотворения «И скучно и грустно...» раскрывается в сопоставлении сиюминутности всего конкретного с вечным, нетленным, что отразилось в лейтмотивной теме бега времени. Разочарование в высоком назначении человека, эфемерность и тщетность всех его усилий звучит в произведении. Глубокий пессимизм проникает в душу человека, т. к. все оказывается «напрасным». Даже любовь — это лишь иллюзия, которая со временем истончается и исчезает, так как реальность и идеальные представления о жизни не совпадают. Это несоответствие приводит лирического героя к грустному заключению:

 

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем

вокруг, —

Такая пустая и глупая шутка...

 

Утрата веры делает человека беззащитным, а жизнь его теряет всякий смысл.

9. Стихотворение «Пророк» в лирике Пушкина и Лермонтова.

Стихотворение Лермонтова «Пророк», написанное через 15 лет после одноименного лирического произведения Пушкина, как бы продолжает повествование с того самого места, на котором оно завершилось у Александра Сергеевича: герой получает от Всевышнего «всеведенье пророка». Искреннее стремление лирического героя исполнить Божью волю наталкивается на сопротивление со стороны людей, не понимающих и не желающих понимать избранного, несущего Божье слово: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:

 

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

 

Пушкинский пророк после превращения возрождается для истинной жизни, обретает смысл и готов идти к людям, «глаголом жечь» их сердца.

Он волею Бога избавляется от одиночества и затворничества. Герой стихотворения Лермонтова, вступив на предначертанный ему путь, не может вынести «злобы и порока». Пророк чувствует свою обреченность и одиночество в мире, где его «ученья» никто не слышит. Ужиться с этим герой Лермонтова не в силах, а потому он возвращается в пустыню, где мудрая природа живет по законам любви и добра:

 

Завет Предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

 

Таким образом, пророк Лермонтова предстает качественно иным героем, нежели лирический герой стихотворения Пушкина. Душевная глухота «ближних» зарождает в сердце лермонтовского героя не желание пробиться своим обжигающим словом к ним (что мы наблюдаем у пушкинского пророка), а попытку удалиться от общества. Сохранить собственную гордость, не покориться силе враждебного мира и не измениться ему под стать — вот что становится важным для пророка- изгоя.           

10. Пребывание Лермонтова в столице расширило круг его литературных знакомств: он общается с В.Ф. Одоевским, Вяземским, Жуковским, А. Тургеневым.

Светские интриги, которые всегда только раздражали Лермонтова, стали причиной спланированной ссоры, закончившейся дуэлью между поэтом и сыном французского посланника де Баран- том. Поединок разрешился благополучно (выстрел француза был неточным, а Лермонтов намеренно стрелял в воздух), но за участие в дуэли поэт был арестован и отправлен в тюрьму для офицеров. Через несколько дней вышел приказ-о переводе поручика Лермонтова на Северный Кавказ, где шли боевые действия.

Стихотворение «Тучи», написанное Лермонтовым перед самым отправлением во вторую ссылку, отражает психологическое состояние поэта. Грусть и щемящее чувство тоски по «милой родине» уже сжимают сердце М.Ю. Лермонтова, который вот-вот должен стать «изгнанником» в сторону южную.     

11. Стихотворение «Валерик», созданное в 1840 г. и адресованное В.А. Лопухиной, производит впечатление непреднамеренно вылившегося из-под пера «несочиненного» письма. Этот эффект создается благодаря реалистической точности описаний кровопролитного сражения, исповедальным интонациям повествования, простоте языка, которая реализует разговорную непринужденность, безыскусности ритма и рифм.

Дисгармония в мире, где смерть не воспринимается как трагедия и кровь может течь «струей дымной по каменьям» и наполнять своими испарением воздух, выражается особенно ярко противопоставлением ужасам войны величественной природы Кавказа:

 

А там, вдали, грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы — и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

 

На фоне вечной красоты жестокость и мелочность устремлений людских выглядят особенно бессмысленно.

12. Духом патриотизма и национального сознания проникнуто стихотворение Лермонтова «Родина». Произведение явилось синтезом аналитической авторской мысли и целого комплекса чувств, рождающихся в душе человека, искренне любящего свою Отчизну. В поэтическом произведении нашли отражение и размышления о прошлом России, и критический взгляд на ее настоящее, и осознание неразрывной связи души поэта с красотой русского пейзажа. В стихотворении «Родина» философская часть играет роль некой увертюры, после которой на «сцене» появляется сам предмет любви — образ родины, в ее больших и малых приметах. В представлении образа-пейзажа снимаются противоречия между разумом и чувством. В «странном» образе родины у поэта объединены приземленность и «безбрежный» простор, где величественное описание русской природы символизирует необъятные горизонты национального самосознания.

Лирический герой стихотворения, предстающий в образе путника, откликается всем сердцем на печали и радости окружающей его народной жизни. Одно из таких переживаний реализуется в образе-впечатлении: «Дрожащие огни печальных деревень...».

13. Религиозные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова.

Религиозные мотивы проявляют себя в лирике Лермонтова с самых ранних его произведений. Уже в 1829 г. Лермонтов пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:

 

Если таешь ты в страданье,

Если дух твой изнемог,

Но не молишь в покаянье:

Не простит великий Бог!..

 

Тема молитвы, заявленная юным Лермонтовым, будет не только реализовываться им в других стихотворениях, но даже станет одним из его любимых жанров. Однако, справедливости ради, стоит заметить, что идеи простоты и смирения, гармонии духа и любви к Богу и людям более четко определились в конце жизни поэта.

Лирический герой Лермонтова, находящийся в постоянном поиске, в постоянном конфликте с самим собой, видит источник всех бед в состоянии собственной души — именно эта тема наиболее типична для лирики Лермонтова. Но в какие-то моменты, очень разные и порой редкие, лермонтовский герой глазами сердца столь чутко улавливает красоту окружающего мира, что эта гармония позволяет ему «видеть Бога»:

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле

И в небесах я вижу Бога!..

 

Сильной и мятущейся душе необходимо обрести покой, к нему стремится и его никак не может достичь герой Лермонтова. Даже ветка Палестины вызывает у него некое подобие завистливой грусти:

 

Призрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой...

Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

 

«Мир, где душою так стынем» полон призрачных, суетных страстей, тем необходимее становится человеку обрести веру. И если молиться за себя лермонтовскому герою не удается, то он с жаром обращается к Божьей Матери с просьбой

о лучшей доле для «девы невинной». Самое важное, что можно пожелать любимому человеку в конце его жизни, вымаливает для возлюбленной герой:

 

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

 

14. Сложные перипетии судебного расследования в Петербурге, ссылки в действующую армию на Кавказ и все еще памятные для писателя воспоминания 1837 г. о пошлом «водяном обществе» Кислых вод вызывают у Лермонтова желание исследовать печальное равнодушное поколение обращенное к будущей жизни.

Первыми в 1839 г. были опубликованы повести «Бэла» и «Фаталист», а следом в начале 1840 г. была издана «Тамань». Все повести издавались в журнале «Отечественные записки» под рубрикой «Записки офицера на Кавказе». Уже в апреле 1840 г. из печати вышел полный роман М.Ю. Лермонтова, получивший название «Герой нашего времени». Предисловие к роману было написано автором лишь к выходу второго издания в 1841 г. в качестве ответа на критические статьи по поводу романа и его главного героя.

Нарушение хронологического порядка в композиционном построении романа объяснимо тем фактом, что автору для раскрытия характера персонажа необходимы яркие, кульминационные картины жизни, где в эмоционально напряженных ситуациях персонаж раскрывает себя максимально полно. Хронологическая последовательность жизнеописания не дала бы автору такой возможности.

Характер персонажа предстает перед читателем в сформировавшемся виде. Чтобы раскрыть образ с разных сторон, автор представляет своего героя сначала глазами Максима Максимыча, способного увидеть печоринские противоречия, но не способного понять их. Затем оценку герою дает автор-рассказчик, человек более проницательный и образованный, он рисует верный психологический портрет Печорина. И наконец, самоанализ дневниковых записей героя довершает полноту картины. Такое постепенное приближение героя к читателю и является содержательным смыслом композиции романа.

15. Печорина сближает с Онегиным разочарованность высшим светом, критический ум. И Онегин, и Печорин определяются в качестве «лишних людей». Однако между ними есть и существенная разница. Если в пушкинском герое 20-х годов отразился процесс духовного прозрения, мучительного превращения аристократичного денди в Личность, то в герое лермонтовской эпохи представлена трагедия сложившейся личности, обреченной жить в «стране рабов, стране господ». Онегину присуще ощущение постоянной скуки. Печорин же пытается найти себя, самореализоваться. Персонаж романа Пушкина обвиняет окружающую действительность, а Печорин, постоянно рефлексируя, видит причины всех бед в себе. Герой Лермонтова отразил начало интенсивного развития личностного и общественного самосознания в России 30-х годов.

16. Рассказ о любви Печорина извне очерчивает характер героя как человека с «большими странностями». Максим Максимович не может понять

причин поступка Григория Александровича, его стремления добиться любви дикарки. Это вынуждает Печорина рассказать о своей «внутренней биографии», о последней надежде оживить свое сердце в «близости смерти».

Любовь Печорина к Бэле была обречена с самого начала, так как причина была скрыта не в девушке, а в душе самого героя. Страдая от скуки, Печорин решает развеяться, играя роль пылкого влюбленного. Он владеет «наукой страсти нежной», но отдавать свою любовь не умеет, эгоизм лежит в основе его страстей и желаний. Добившись ответного чувства, герой вновь испытывает разочарование.

17. В описании портрета Печорина, которое дает автор, отражаются особенности внутреннего мира героя, черты его скрытного характера: весь психологический портрет построен на противоречиях. Такой внимательной аналитической оценки читатель не смог бы получить со слов Максима Максимовича, для которого внутренний мир Печорина оставался загадкой. Сосредоточенность рассказчика на глазах героя позволяет читателю определить отношение Печорина к окружающей его действительности: «...они /глаза/ не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском... то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Радостное волнение Максима Максимыча при встрече резко охлаждается равнодушным спокойствием Печорина. В сцене встречи поведение героев говорит об особенности их характеров: наивности и прямодушии Максим Максимыча, пожилого человека, который бежит на встречу с «другом закадычным», и внешней холодности Григория Александровича, выразившейся в пренебрежении к старику. Симпатии читателя здесь находятся на стороне униженного Максим Максимыча. Но поведение Печорина, не стоит рассматривать как жестокосердие, просто душа его закрыта для посторонних глаз.

18. В повести «Тамань» раскрываются новые черты характера главного героя. К противоречивости и «скрытности» добавляется сила и мужество. Романтическое стремление Печорина проявить себя в опасных событиях не оставляет в этом никаких сомнений. Его не пугает грань между жизнью и смертью. Однако и здесь верх берет ирония и склонность к самоанализу.

19. Презрение Печорина к Грушницкому вызвано отчасти тем, что в юнкере он видит собственные неблаговидные черты. Игра Печорина с чувствами княжны Мери ничуть не лучше поведения Грушницкого, хотя в некоторые моменты Печорин и сам не может понять, искренен ли он.

В сцене дуэли раскрываются «силы необъятные» Печорина. Зная о незаряженном пистолете и стреляясь на шести шагах, герой проверяет не только Грушницкого на великодушие, но и себя на мужество и выдержку. Внутренние противоречия героя в этой сцене, где он сам балансирует между жизнью и смертью, проявляются особенно выразительно в спектре чувств, которые переживает Печорин: от «неизъяснимого бешенства» и презрения к Грушницкому до сочувствия и негодования на его слабость.

Дуэль Печорина и Грушницкого имеет некоторую схожесть с дуэлью Онегина и Ленского: случайное стечение обстоятельств приводит к дуэли, трагичны финалы обеих. Однако поведение Ленского и Грушницкого разнится существенно: поэзия романтизма, одухотворяющая образ Ленского, отсутствует в Грушницком, находя в его образе лишь карикатурное отражение.

20. «Мирской», по выражению святителя русской церкви Тихона Задонского, характер ума составляет существенный изъян Печорина. Ум, лишенный духовной основы, смирения, терпения и кротости несет в себе разрушающее начало, сказывающееся не только на окружающих героя лицах, но и на нем самом. Разорванность между рассудком и сердцем приводит к драматическим развязкам. Не искренние чувства заставляют Печорина увлечься княжной Мери, а рассудочное желание обладать «молодой, едва распустившейся душой», сорвав которую, как цветок, и надышавшись ее ароматом, «бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет». Холодный расчет позволяет герою осуществить свой замысел, но столь бездушное поведение не может остаться безнаказанным.

21. Даже в отношениях с Верой, к которой герой сердечно привязан, эгоизм не позволяет Печорину испытать истинные чувства. Когда уезжает Вера, хладнокровие и твердость покидают Печорина, и он мчится за ней, переживая «беспокойство и отчаяние». Когда же загнанный конь падает и буря чувств стихает, в душе героя вновь звучит голос холодного разума: «Все к лучшему!» Равнодушие вновь завладевает Печориным.

22. Повесть «Фаталист» не случайно завершает роман Лермонтова. Мотив предопределенности и неизбежного конца не останавливает героя, даже зная о невозможности перемен, он продолжает вести безнадежную «борьбу с людьми или с судьбой». Это придает конфликту произведения обобщенный смысл и усиливает его философскую направленность. Появление же в конце повести Максим Максимыча придает кольцевой композиции романа завершенность, но не завершается повествование о «герое времени».    

23. Автор создает особую структуру повествования, передоверяя вести рассказ «посреднику», объективизирующему образ героя. В этой роли выступает и странствующий офицер, и штабс-капитан Максим Максимыч и сам Печорин. Различные точки зрения, принадлежащие разным персонажам и сходящиеся в оценке, позволяют не только подробно рассмотреть характер героя, но и сделать вывод о его типичности.

Реалистическое отражение в романе среды, играющей определяющее значение в развитии Личности героя, также можно расценивать как прием типизации.

Разность в характерах героя и автора проявляется при повышенном внимании к собственному внутреннему миру, определенной «закрытости», автор лишен того индивидуализма, которым наделен Печорин.

24. «Герой нашего времени» как социальнопсихологический роман.

«Герой нашего времени» — это первый психологический роман в русской литературе. М.Ю. Лермонтов на страницах своего романа представляет читателям историю души человеческой. Психологический роман — роман, в котором рефлектирующая личность героя подвергается критическому анализу автора или повествователя. Благодаря такому пристальному исследованию внутреннего мира героя «болезни» века показаны как трагическое переживание. Поколение, пришедшее на смену оказавшимся не по своей воле в ссылках и на каторгах, наделено как «пороками», которые видны любому, так и «силами необъятными», но где найти применение этим силам? Вот и ведут эти «герои» вечную битву, постоянно идут вперед, стараются разглядеть, «не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус...».

Наравне с психологической основой романа, заявляют о себе и социально-исторические и нравственные аспекты, связанные с положением формирования принципиальных основ мировоззрения этого самого поколения. Все действия и психология героя обусловлены временем, условиями существования его среды, более того Печорин во многих своих поступках оказывается зависим от общественных отношений и нравов и сам это признает. Поэтому мы имеем право утверждать, что «Герой нашего времени» социален, а значит, делая вывод, уточнить, что это произведение является социально-психологическим романом.

 





загрузка...