Домашняя работа по литературе за 8 класс

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Русские народные песни. Частушки

Вопросы и задания

К стр. 12

1. Народные песни делятся на лирические, исторические и обрядовые, которые, в свою очередь, бывают бытовыми и календарными.

Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор — это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Бытовой фольклор — это свадебные и похоронные песни, свадебные частушки и игры, приговоры, рекрутские и похоронные причитания.

Календарно-обрядовый фольклор— фольклор обрядов календарного цикла.

Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, щедровки, веснянки, заклички, масленичные, летние песни (троицкие, хороводные), осенние обрядовые песни (жальные, т.е. песни, исполняемые во время жатвы). Обрядовый фольклор в последние 200 лет имеет большое эстетическое значение. Писателей, композиторов и художников народная обрядовая поэзия интересует потому, что в ней наиболее сильно выразилась связь с природой, историей и душой русского народа.

Колядки — это короткие песенки, которые пелись во время колядования на рождественские праздники. На новогодние праздники пелись щедровки. В этих песнях славили хозяев дома и желали им богатого урожая и изобилия.

Берёзка была символом празднования Троицы. Троицкие гулянья проходили в начале лета во время церковного праздника Троицы. В это время пели веснянки и заклички, гадали, водили хороводы и украшали дома берёзовыми ветками.

Самыми весёлыми были масленичные песни. Они исполнялись на Масленицу. Это один из самых весёлых старинных праздников.

2. Лирические песни— это песни крестьянской неволи, удалые, рекрутские и солдатские песни, бурлацкие и ямщицкие песни, любовные, семейные, сатирические, шуточные песни.

Лирическая песня давала выход чувствам и эмоциям простого человека. Поэтому лирические песни могут сообщать слушателю как светлое, радостное, порой даже игривое настроение, так и печальное, тоскливое.

Исторические песни — песни, в которых рассказывается об определённых исторических событиях и конкретных исторических лицах.

Главная особенность исторических песен в том, что каждая из них посвящена одному событию. Слушатель песни погружается в мир прошлого, размышляет о давно минувших событиях. Настроение песни обычно зависит от её содержания. Если в песне рассказывается о славных днях, о победах, то слушателю передаётся радостное настроение, он проникается значимостью события. Если же в песне рассказывается о тяжёлых минутах в истории страны, то слушатель грустит, сопереживает героям песни, жалеет их. Главная особенность лирических песен в том, что в них описаны события повседневной жизни, внутренние переживания человека.

3. И былины, и исторические песни посвящены событиям, память о которых сохранилась в народе. Но былины рассказывают о событиях столь давних, что память о них почти стёрлась и слилась во многом со сказочными сюжетами. Исторические же песни передают некоторые события или детали событий довольно точно.

Общее у былин и исторических песен то, что и песни и былины исполнялись речитативом, у них (в основном) отсутствует рифма, встречаются повторения, характерные для на родной поэзии сравнения и постоянные эпитеты. Различия в том, что исторические песни меньше объёмом, содержание их ближе к конкретным историческим событиям, их герои — исторические деятели определённого времени.

4. Своеобразие народной частушки в том, что она коротко и иронично описывает какое-нибудь событие, отношение к чему-либо. Исполнялись частушки обычно в паре: либо двумя девушками, либо парнем и девушкой, которые вели между собой своеобразный диалог.

Исполнение частушек сопровождалось игрой на разных музыкальных инструментах: гармонике, сопилке, трещотках, балалайке и т.д.

Время создания частушек мы можем определить по лексике (употребление архаизмов и диалектизмов), по фактам, которые упоминаются в тексте.

Архаизмы — слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления (напр., в русском языке «втуне», «наущать», «шелом»).

Диалектизмы — языковые особенности, присущие речи людей, живущих в одной местности.

5. Народная песня богата повторами отдельных слов и целых строк, что придаёт исполнению эмоциональную выразительность и распевность. Например: «Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная, / Ты, тёмная ночка, осенняя!»

6. Народ в исторических песнях относится к Емельяну Пугачёву как к родному батюшке, к строгому и справедливому царю, с любовью. В песнях народ жалеет Пугачёва, сострадает ему, сочувствует его тяжёлой доле. Сравнения, метафоры и эпитеты, употребляемые в песнях, помогают почувствовать отношение народа к Пугачёву. Примером могут служить такие строки: «Емельян, ты, наш родный батюшка!» или «Красное солнышко закатилось...».

Будьте внимательны к слову

К стр. 12

1. В словах: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, миленький используются уменьшительно-ласкательные суффиксы -еньк-, -к-, -ОЧК-. Слова с этими суффиксами привносят в народные песни чувства душевной теплоты и нежности. Слова сердечный, родной являются нежными и душевными сами по себе, без употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2. В народной исторической песне словами добрый молодец подчёркивалась молодость и сила героя. Под выражением походы удалые подразумевались быстрые и успешные походы против врагов, полные проявлений лихой доблести и славных подвигов. Житьё свободное — воля и простор, на которых живёт человек; под выражением народный заступник имелось в виду обращение качеств героя к пользе всего народа.

3. В словах: частушка, часто, частить— один корень -част-. Частушка получила своё название за то, что пелась ритмично, быстро, исполнитель произносил слова очень часто. Поэтому это не только однокоренные слова, но и слова, связанные по смыслу.

Развивайте дар слова

К стр. 13

2.   В школе задали урок

Выпечь к празднику пирог.

Я заляпала всю кухню —

Не пошёл урок мне впрок!

Два плюс два, три плюс четыре —

Математику учу.

Стул на стул по всей квартире —

Скоро крепость получу.