Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

Поэзия XIX века

 

Вопросы и задания к стр. 112

2.         «Сокращённая вселенная»

«Сокращённой вселенной» назвал художественную литературу М. Е. Салтыков-Щедрин.

3.         Зачинатели русского романтизма

Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков.

В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова — послания и элегии.

4.         Басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь. С этим суждением можно согласиться, потому что И. А. Крылов писал в простоватой манере, персонажами его басен были животные, что сближает их с народными сказками, но главное — простые и точные истины, ради которых сочинялись его басни, были близки нехитрой, но глубокой народной мудрости и представляли собой как бы развёрнутые в небольшой рассказ меткие русские пословицы. Например, басня «Стрекоза и муравей» прекрасно иллюстрирует пословицу: «Готовь сани летом, а телегу — зимой», а басня «Обоз» — пословицу: «Не лезь поперёк батьки в пекло» и «Яйца курицу не учат».

5.         О К. Ф. Рылееве и Е. А. Баратынском

Кондратий Фёдорович Рылеев был декабристом, душой Северного общества. Он был одним из пяти повешенных в 1826 году руководителей восстания.

Стихотворения Е. А. Баратынского — это элегии, послания, поэмы. Они посвящены проблеме увядания творческих способностей и гибели благородных порывов в среде, которая убивает их бесконечным воспроизведением одного и того же.

6.         О стихотворениях Ф. И. Тютчева

Философская масштабность в стихотворениях Ф. И. Тютчева проявляется путём нахождения аналогий и общих закономерностей в существовании природы и жизни человека — внешней и внутренней, физиологической и душевной.

Сочувствие страданиям родины можно найти в таких его стихотворениях как «Над этой тёмною толпою...», «Цицерон». Постижение родной природы происходит в стихах «Летний вечер», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной...». Размышления о любви и сострадании являются темой следующих стихотворений: «Она сидела на полу...», «Ещё томлюсь тоской желаний...».

7.         О стихотворениях Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, Н. А. Некрасова

Стихотворения Якова Петровича Полонского посвящены душевной жизни бедного человека, его воспоминаниям и мечтаниям о любви и лучшей жизни. Мне известны такие его стихотворения, ставшие песнями, как «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит...»), «Затворница» («В одной знакомой улице...»). В 6-м классе мы читали его стихотворение «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...».

Творчество Аполлона Николаевича Майкова проникнуто идиллической красотой природы. Его язык пластичен и насыщен цветовыми образами. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Ласточки» («Мой сад с каждым днём увядает...»), в 6-м классе — «Рассвет» («Вот — полосой зеленоватой...»), «Осень» («Кроет уж лист золотой...») и «Пейзаж» («Люблю дорожкою лесною...»).

В произведениях Алексея Николаевича Плещеева нашло своё выражение стремление передовых дворян и разночинцев участвовать в жизни простого народа, защитить его от жестокого угнетения со стороны власть имущих. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»).

Н. А. Некрасов — безусловно ярчайший представитель гражданской поэзии. Он пишет о крестьянах, об их тяжёлой беспросветной жизни, часто изнутри самой этой жизни и её же языком. Его простые лаконичные стихи и поэмы пользовались большой популярностью в народной среде. В предыдущих классах изучались отрывки из поэмы «Мороз — Красный нос», стихотворения «Железная дорога», «Крестьянские дети», будет изучаться поэма «Кому на Руси жить хорошо».

 

8.          Стихотворения и баллады разных авторов

В 5-м классе мы изучали балладу Василия Андреевича Жуковского «Кубок». Тема баллады — вопрос о праве человека, имеющего власть, распоряжаться жизнью подданных и честолюбивых желаниях молодых людей, которые жаждут получить почести. На внеклассном чтении также в 5-м классе мы читали баллады «Людмила», «Светлана», «Лесной царь».

Кондратий Фёдорович Рылеев написал балладу, ставшую русской народной песней: «Смерть Ермака». Её мы изучали в 8-м классе. Обращение к истории для Рылеева служило поводом для решения современных проблем, возможностью высказаться на актуальные, но запретные в тогдашней литературе темы.

Константин Николаевич Батюшков — яркий представитель романтизма. Воспевал любовь, удовольствие, дружбу. Наиболее известны такие его стихотворения как «Весёлый час», «Мои пенаты», «Вакханка». В жанре элегии он писал о неразделённой любви, душевным переживаниям, например: «Разлука», «Умирающий Тасс» (Торквато Тассо — широко известный тогда итальянский поэт).

Евгений Абрамович Баратынский. В шестом классе мы изучали классе «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольётся...» (про облака). В его творчестве оригинальностью отличаются жанры элегии и послания. Его произведения отличаются лиризмом, философичностью и психологической глубиной.

Басни Ивана Андреевича Крылова мы читали в пятом и восьмом классах. Крылов высмеивает людские пороки, в иносказательном виде описывает те или иные значительные события (войну с Наполеоном и прочее).

 





загрузка...