Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

Александр Сергеевич Пушкин

Анчар

Вопросы и задания к стр. 184

1.         Стихотворение «Анчар» — обличение деспотизма

Стихотворением «Анчар» А. С. Пушкин высказывает идею о всемогуществе человека, о том, что самую суровую и опасную природу человек может заставить служить собственным интересам. Одновременно он печалится о том, что своё могущество человек очень часто использует в целях разрушительных, не жалея для достижения результатов жизни других людей. Фактически он уподобляет земных владык — деспотов — этому анчару, убийственному растению с губительным ядом, которое непрерывно сеет вокруг себя смерть и разрушение. При этом никогда такой владыка не поставит себя под угрозу, он воспользуется трудом другого, которого безжалостно пошлёт на опасное задание, а после припишет себе величие и славу победителя.

 

2.         Деспотизм и рабство

Авторы учебника предлагают подумать, куму сочувствует и кого осуждает поэт. Такой вопрос звучит наивно, по-детски.

Можно было бы сказать, что поэт сочувствует рабу, который «послушно в путь потек». Сочувствовать — значит сопереживать, испытывать аналогичные чувства. Но Пушкин не может разделить чувств раба, он проявляет здесь не сочувствие, а понимание закономерности, трагической неизбежности происходящего: раб не может поступить иначе.

Сказать, что поэт осуждает «непобедимого владыку», было бы не вполне верно. Пушкин вскрывает природу деспотизма, который держится на необузданной воле владык и молчаливом согласии рабов.

 

3.          Антитеза и повтор как основные художественные приёмы стихотворения

Вопрос учебника сформулирован несколько запутанно. Если же проследить за мыслью авторов учебника, то станет понятно, что они хотят подвести нас к понятию антитезы.

Антитеза (противопоставление) — основной художественный приём стихотворения.

Владыка — раб.

Властный взгляд — послушно.

Бедный раб— непобедимый владыка.

Второй по значимости художественный приём в стихотворении — повтор. Повторы слов, начало строк с одного слова (анафора), употребление однокоренных слов усиливают воздействие стихотворения.

Принёс он смертную смолу... Принёс — и ослабел и лёг...

И зелень мёртвую... На древо смерти...Принёс он смертную смолу...И умер бедный раб...

И тот послушно в путь потек...Свои послушливые стрелы...

 

5.          Значение слов и словосочетаний

В пустыне чахлой — в пустыне с чахлой, бедной растительностью.

Жаждущих степей — степей, в которых редко бывает дождь; пустынь.

Зелень мёртвую ветвей — неподвижные зелёные листья, ядовитые, несущие смерть.

Растопись от зною — от жары сок становится жидким, текучим, затем застывает, как смола.

Тлетворный — творящий (несущий) тление, смерть.

Властным взглядом — взглядом человека, обладающего властью.

Ветвь с увядшими листами — ветку с увядшими листьями.

Бледному челу — бледному лбу.

Непобедимого владыки — владыки, господина, князя, которого никто не мог победить, завоевать его земли.

Послушливые стрелы — стрелы, которыми стреляют из луков послушные рабы.

Гибель разослал — стрелы отравлены, они несут смерть, гибель.

Чуждые пределы — земли (территории, государства) других князей, владык.

 





загрузка...
загрузка...