Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

Александр Сергеевич Пушкин

Бесы

Вопросы и задания к стр. 192

1.          Образ метели

В вопросе авторов учебника содержится утверждение, что «через колдовское кружение метели создаётся ощущение неразумности происходящего и смятения души». Если с ощущением душевного смятения можно согласиться, то с ощущением «неразумности происходящего» вряд ли стоит согласиться.

Пушкин создаёт образ метели через ритмичное кружение, которое выражено с помощью динамичного четырёхстопного хорея, и через повторы:

 

2.          Повторы в стихотворении «Бесы»

Повторы являются основой композиции стихотворения «Бесы».

Стихотворение начинается строками:

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Это четверостишие повторяется ещё два раза: в середине стихотворения и в заключительной строфе. Таким образом, мы видим кольцевую композицию.

Само процитированное четверостишие тоже построено на повторах. В первой строке: «Мчатся тучи, вьются тучи...» (в конце бесы тоже «мчатся»); в четвёртой «...Мутно небо, ночь мутна». Далее: «Еду, еду в чистом поле...», «Страшно, страшно поневоле...»

Повторяется слово мутный: «...Мутно небо, ночь мутна» — «В мутной месяца игре...»; кружить: «...Да кружит по сторонам» — «Сил нам нет кружиться доле...» — «...Закружились бесы разны...»; повторяется фраза: «...Колокольчик дин-дин-дин...»

Но не только повторы конкретных слов «работают» в тексте: повторяются синтаксические конструкции, используются контекстуальные синонимы: «Вьюга злится, вьюга плачет...», «Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?» Повторяются даже приставки: «Бесконечны, безобразны...»; «Средь неведомых равнин...» — «...Там верстою небывалой...»

Всё стихотворение пронизывают образы бесов — духов, возврат к этим образом тоже создаёт ощущение круговерти, из которой не видно выхода.

Важным сюжетным и композиционным элементом является разговор ямщика с барином. Он начинается с реплики барина, продолжается монологом ямщика и затем вновь — на короткое время — возобновляется после задающего тон четверостишия («Мчатся тучи...»). И у ямщика, и у барина вьюга вызывает сходные переживания, им видятся одинаковые образы.

Стихотворение необыкновенно богато примерами аллитерации (звукописи).

 





загрузка...
загрузка...