Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

Александр Сергеевич Пушкин

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

Вопросы и задания к стр. 194-195

1. Почему поэт уверен, что воздвиг себе памятник, к которому «не зарастёт народная тропа»?

Главной своей заслугой поэт считает пробуждение добра в человеке:

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

 

2.         См. ответ на 7-й вопрос к стр. 195, часть 1, и на 3-й вопрос к стр. 299, часть 2.

 

4.         Значение слов и словосочетаний

Нерукотворный — не материальный, но выраженный в духовной сфере.

Народная тропа: это зримый образ — люди. Идущие по тропе к своей святыне; но памятник нерукотворный, следовательно, и «народная тропа» тоже употреблено в переносном значении: имеется в виду духовный путь.

Главою непокорной: здесь поэт создаёт зрительный образ памятника, у которого есть вершина и который можно по высоте сравнить с реально существующими монументами, например, Александрийским столпом.

Душа в заветной лире: стихи пишутся не повелению рассудка, а по велению души, лира — инструмент древних поэтов; всё вместе — поэзия.

Руси великой: страна во времена Пушкина называлась не Русью, а Россией. Употребляя старинное название, поэт как бы подчёркивает древность искусства.

Гордый внук славян: и русские, и украинцы, и белорусы — славяне.

Жестокий век: заключительные строки построены на антитезе: век жестокий — призывал милость к падшим.

Милость к падшим призывал: причастие падшим в наше время обычно употребляется, когда говорят об изгнанных из Рая ангелах (падший ангел) или о женщинах, потерявших честь. Вероятнее всего, Пушкин имел в виду всех страдающих, в частности сосланных декабристов.

Веленью Божию: Пушкин говорит о высоком предназначении поэта, о его миссии пророка.

 

5.         Высказывание о Пушкине

Наиболее полно, на мой взгляд, личность А. С. Пушкина характеризует высказывание о нём критика Аполлона Григорьева двадцать с лишним лет спустя после гибели поэта: «...Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остаётся нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами». «Вообще же не только в мире художественном, но и в мире всех общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономии» (1859).

Чаще всего это высказывание вспоминают в форме: «Пушкин

—          наше всё» и забывают продолжение и автора. Без развития мысли фраза приобретает оттенок абсурдности и породила множество ироничных пародий.

Важно не вырывать фразу из контекста, ибо она теряет свой подлинный смысл.

 

6.         Эссе «Судьба поэта»

Говоря о судьбе Александра Сергеевича Пушкина, всегда начинаешь говорить о вечном в нашей жизни. Он как никто более воплотил в себе всеобъемлющий русский дух и в самой преждевременной кончине его видна трагическая закономерность, свойственная реальной жизни в тогдашней России.

Одной из важнейших особенностей Пушкина является то, что трудно разобрать, когда в нём кончается вдохновенная поэтика и начинается философский анализ. Правильнее было бы сказать, что эти два столь противоположных качества находятся в нём в нерасторжимом единстве. Можно с большой долей вероятности утверждать, что проживи он лет на двадцать больше

—          в нашей литературе не было бы столь резкого и непримиримого разделения общества на западников и славянофилов с последующей революционизацией нарождающегося сословия разночинцев. В Пушкине этот спор, как и многие другие, был уже прожит до конца и решён к моменту его гибели. Соответственно, многого бы не было бы и в нашей жизни, если вспомнить, что жизнь общества фактически представляла собой литературную жизнь.

Поэт стремился участвовать в жизни тогдашнего общества, страстно желал приложить свою гениальность к обсуждению и решению текущих жизненных вопросов. Конечно, такое участие не могло быть поощрено императором. Буквально спустя несколько лет после ухода Пушкина Николай I затравит молодого Лермонтова, в ряде произведений показавшего пронзительность своего взгляда на существующие порядки. Пушкин, конечно, был мудрее, но проницательность его интуиции была слишком велика для приложения её к практическим вопросам жизнеустройства. Правительство царя так или иначе почувствовало бы свою никчёмность и постаралось бы ликвидировать угрозу.

Пушкину выпала судьба родиться на переломе эпох, быть свидетелем войны с Наполеоном, породившей первые ростки гражданственности в России, и самому быть таким ростком. Его поэтический дар был разнообразен; за что он ни брался, всё получалось у него искрящееся и вдохновенное. Можно только предположить, во что вылилось бы это необычайное цветение, проживи поэт ещё лет тридцать-сорок. Возможно, стал бы выдающимся философом, издателем, политиком. Опекал бы гениальную молодёжь: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Герцена, Достоевского... Но... чутко переживавший трагические судьбы талантов Владимир Высоцкий недаром высказался определённо и чётко, подметив страшную закономерность:

 

С меня при цифре «тридцать семь» в момент слетает хмель, — Вот и сейчас как холодом подуло;

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,

И Маяковский лёг виском на дуло...

Задержимся на цифре «тридцать семь», — коварен бог,

Ребром вопрос поставил: или — или.

На этом рубеже легли и Байрон и Рембо,

А нынешние как-то проскочили...

 

Есть какая-то фатальность в этой цифре и этом возрасте, чем-то мистическим веет от сонма нелепых и трагических смертей. Слабое утешение, что Пушкин в своей кончине был не одинок.

 

7.         Стихотворения Пушкина, посвящённые поэту и поэзии. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

У Пушкина есть несколько стихотворений, посвящённых поэтам и поэзии. Их пафос — в утверждении особой судьбы поэта, в небесности, неотмирности того дара, что притягивает взоры множества людей.

В стихотворении «Арион» поэт изобразил себя как волшебного певца, уподобившись древнегреческому герою-певцу Орфею, принимавшему участие в походе аргонавтов с другими героями. Но Пушкин писал о настоящем в аллегорической форме, поэтому чёлн, на котором они все плыли, разбился, а спасся лишь один поэт, как символ невовлечённости в борьбу со стихиями. Так поэт изобразил движение декабристов и своё в нём участие. Но акцент здесь делается не на политике, а на судьбе поэта, которого берегут высшие силы, а он, зная об этом и понимая, чьим вестником является, входит в жизнь простых смертных как бы со стороны.

Похожие интонации мы можем встретить в стихотворении «Поэт». В нём прямым текстом говорится об избранничестве поэта, о его необычной доле. Он может показаться обыкновенным человеком, пока дремлет его дар, но как только он просыпается, ничто не может остановить кипение энергий. Земные богатства и почести — суета сует, поэту, созерцающему истинную природу вещей, некогда отвлекаться на подобные мелочи. Он проходит мимо пустых наветов людской молвы и всеми почитаемых правителей, он уединяется, чтобы настроиться на общение с высшим миром и в тишине принять чарующие звуки неба. Это и есть единственная реальность.

Переложения стихотворения древнеримского поэта Квинта Горация Флакка «Памятник» после М. В Ломоносова создали два русских автора: Г. Р. Державин, вслед за ним — А. С. Пушкин.

Пушкин уверен, что он долго будет «любезен народу», потому что он умел объективно оценивать свой талант и понимал, что, кроме него, поэтов такого масштаба в России нет.

Свою музу он призывает быть послушной веленью Божию, то есть реализовывать во всей полноте свой огромный поэтический дар. Для этого необходимо уметь абстрагироваться от преходящих мнений, не требовать наград и не быть подверженным всяческим обидам, чтобы не затемнять сознание проблемами, не относящимися к реализации своего предназначения.

«Памятник» (так часто называют стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...») Пушкина внешне очень похож на «Памятник» Державина, но в них есть и серьёзные различия. Пушкин пишет проще, и его идеал памяти лежит более в памяти народной, нежели чем в отстранённой от всего света славе полубога-олимпийца, призываемой Державиным. Кроме этого, свою славу Державин полагает распространённой лишь среди славян, в то время как Пушкин точно знает, что его будут помнить и чтить даже такие народы, которые в его время находились в диком состоянии. Оба поэта возносятся над толпой. но если Пушкин спускается в неё и душевно зависим от кривотолков и клеветы, то Державин, сознавая своё непреходящее значение, не обращает на неё никакого внимания. Этим он сужает поле своего творчества, но и приобретает уже при жизни черты наджизненности.

Разберём оба стихотворения построчно и сравним между собой.

 

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина

«Памятник» Г. Р. Державина

Я памятник себе воздвиг неру-

Я памятник себе воздвиг чудес-

котворный

ный, вечный

Речь идёт о том, что памятник

Поэт считает, что его памятник

поэта — это его произведения

вечен и обладает волшебными

и его имя, которые будут па-

свойствами, чем подчёркивает

мятны благодарным потомкам.

своё особенное величие.

К нему не зарастёт народная

Металлов твёрже он и выше

тропа

пирамид;

Этой строкой поэт подчёрки-

Начинается раскрывание

вает характер своего памятни-

свойств памятника, происходит

ка и причины его необычно-

своеобразное пояснение, поче-

сти. Именно в постоянной

му он чудесен и вечен. Поэт

связи, в постоянном общении

это делает, применяя преуве-

с приходящими к нему людь-

личенные степени, используя

ми видится поэту качество его

сравнения с самыми выдаю-

памятника.

щимися явлениями на Земле.

Вознёсся выше он главою непо-

Ни вихрь его, ни гром не сломит

корной

быстроте чный,

Чтобы вознестись, памятнику

Продолжается описание

поэта пришлось сражаться за

свойств памятника, его над-

свою самоценность, он преодолел их, но корни его — на земле, в её страстях.

земный характер.

Александрийского столпа.

И времени полёт его не сокру-

Сравнение с символом само-

шит.

державия и преодоление его

Даже всевластное время ока-

придаёт памятнику черты зем-

зывается бессильно перед

ные. Это сравнение можно по-

творениями поэта, этим под-

нять так, что памятник поэта

чёркивается его небесное про-

важнее и значительнее славы всей российской государственности, что поэт вышел за пределы культурно-исторической ограниченности своей эпохи. Вместе с этим такое сравнение хорошо показывает корни пушкинского памятника, его

исхождение и неземная слава.

 

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина

«Памятник» Г. Р. Державина

рождение и существование в конкретных земных условиях.

 

Нет, весь не умру — душа в заветной лире

Поэт точно указывает на то, что переживёт его тело, — это душа, неразрывно связанная с символическим инструментом поэтического творчества — лирой.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

Идёт торжественное утверждение бессмертия части поэта.

Мой прах переживёт и тленья убежит —

Поэт говорит, словно знает наверняка. Слово «убежит» здесь в смысле «избежит». Нет акцента на борьбе.

От тлена убежав, по смерти станет жить,

Здесь акцент делается на бегство от тлена, то есть на то, что будет совершенно некое чудо, некое преодоление неизбежного.

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Слава тут ставится в зависимость от нахождения чего-то на земле.

И слава возрастёт моя, не увядая.

Предполагается, что слава поэта будет прирастать со временем, то есть после смерти его продолжится активная жизнь его творений.

Жив будет хоть один пиит.

Это «что-то» — наличие на земле поэтов, людей, способных ценить и понимать творчество.

Доколь славянов род вселена будет чтить.

При всей титанической значимости, утверждаемой поэтом, он считает, что его слава неразрывно связана со славой славян. Этим державинский памятник приобретает черты некоей иглы, имеющей основание в одном народе, пусть этот памятник и возвышается в космические высоты.

 

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина

«Памятник» Г. Р. Державина

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

Поэт конкретизирует пространство своей славы не географически, а политически.

Слух обо мне пройдёт от Белых вод до Чёрных,

Имеются в виду Белое и Чёрное моря.

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

Слово «язык» употреблено здесь в значении «народ». Всякий народ, живущий в России, будет знать о поэте; поэт станет символом не только русского языка, но и всей России.

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;

Географические пределы поэтической славы Державина лежат в Европейской части России. Взгляд поэта обобщён, он не различает государства и народы, связан лишь с родом всех славян. Он говорит о славянах, но ощущается отстранение поэта от людей, географические ориентиры для него естественнее.

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Поэт не ограничивает свою славу славянским родом, он помнит о том, что Россия — многонациональное государство.

Всяк будет помнить то в народах неисчётных,

Здесь делается упор на определённую назидательность. Народы, населяющие указанное пространство, неразличимы с высоты памятника, видно лишь, что они «неисчётны».

Тунгус, и друг степей калмык. Будущее России не замыкается Европой, за её пределами находятся народы, которые со временем смогут оценить по достоинству творчество русского поэта.

Как из безвестности я тем известен стал,

Поэт начинает говорить о своих поэтических заслугах.

И долго буду тем любезен я народу,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

 

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина

«Памятник» Г. Р. Державина

Все речи поэта как бы смягчены, этим он подчёркивает свою универсальность и доступность, отсутствие всякой избранности для тех, кто может полюбить его творчество.

Он делает упор на необычность «русского слога», напоминая, что многие в его время продолжали считать, будто русский язык не подходит для стихотворчества и поэтому стихи на русском языке никогда не достигнут вершины.

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Поэт близок каждому, потому что он пробуждал именно «добрые» чувства, доступные любому, кто даже не способен на геройство и судьбоносные решения.

О добродетелях Фелицы возгласить,

Державин вспоминает написанную им оду «К Фелице», в героине которой Екатерина II соблаговолила узнать себя, наградила поэта и приблизила к себе.

Что в мой жестокий век восславил я свободу

Народная память должна обязательно оценить то, что поэт пошёл против эпохи, вышел за её пределы, указал на идеалы будущего.

В сердечной простоте беседовать о Боге

До Державина о вещах божественных было принято говорить только торжественным слогом, используя выспренние и значительные выражения. Державин первый стал говорить о высоком простым русским языком, он первый перешагнул через рамки штилей, предписанных Ломоносовым.

И милость к падшим призывал. Поэт ещё раз подчёркивает всеохватность своего творчества. Он жил народной душой, поэтому не мог не воспринять лучших народных качеств. Милость — это возможность

И истину царям с улыбкой говорить.

Истина существует независимо от человека. Поэт познал истину и не побоялся рассказать о ней самым великим земным властителям. Он смотрел на всё

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина

для человека не творить жестокость, даже если она оправдана и справедлива. В этой строке содержится намёк на декабристов.

Веленью Божию, о муза, будь

«Памятник» Г. Р. Державина

с улыбкой вселенского понимания, его снисхождение не было душевным участием, как у Пушкина. Истина неумолима — она просто существует. Милость, о которой пишет Пушкин, исходит по желанию человека и является в определённом смысле её дополнением.

О муза! возгордись заслугой

послушна,

справедливой,

Поэт призывает музу слушать-

Поэт призывает свою музу вес-

ся велению Бога, то есть соиз-

ти себя соответственно своему

меряет все свои достижения с

таланту. Он считает, что её уст-

божественным светом и бес-

ремлённость ввысь и заслуги

предельностью, которая всё

на этом пути дают ей право

равно значительнее самых ве-

гордиться сделанным. Поэт

ликих человеческих успехов.

смотрит вниз и видит сделанное, но он избегает взгляда вверх, что позволило бы ему понять не только свою избран-

 

ность с точки зрения простого человека, но и всю ограниченность человеческих деяний перед лицом Божественного.

Обиды не страшась, не требуя венца;

И призрит кто тебя, сама тех

Поэт проповедует гармоническое существование, лишённое стремлений к мирской славе, лишённой смысла при понима-

презирай;

Поэт прямо настаивает на презрении к тем, кто оказался неспособен понять его гений.

нии своего истинного значе-

Этим он отстраняется от части

ния. Также нелепо бояться и

людей и расходует творческие

всяческих обид, потому что то-

силы на чувства, затемнённые

го, кто живёт для будущих эпох, нельзя обидеть как обык-

страстями.

новенного человека.

 

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина

«Памятник» Г. Р. Державина

Хвалу и клевету приемли равнодушно\

Здесь идёт усиление предыдущего суждения. Поэт, осознавая своё превосходство, должен быть бесстрастен и независим от непостоянных людских суждений.

И не оспоривай глупца.

Поэт усиливает земной характер своего творчества. Мнение глупого человека невозможно опровергнуть, потому что глупый не поймёт умных доводов. Всегда есть большое искушение — постараться объяснить заведомому невежде его ошибки, но великий поэт не может тратить время и силы на мелкую полемику, он должен стоять выше нападок невежества и зависти.

Непринуждённою рукой неторопливой

Поэт живёт в вечности и для вечности. Торопиться ему некуда. Его не терзают сомнения, и никто не может принудить его писать неправду, поэтому его рука «непринуждённа».

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Поэт говорит о венце бессмертия, он устраняется от людских дел и видит уготованный для себя небесный путь. Его не занимает и не донимает людская молва и перетолки. В отличие от Пушкина, он менее уязвим, потому что менее народен, меньше проникнут стихией жизни.

 

8.  См. ответы на вопросы к стр. 184.

 

9. Стихотворения «К портрету Жуковского», «К портрету Вяземского»

Стихотворения «К портрету Вяземского» и «К портрету Жуковского» надо понимать как короткие, но меткие характеристики, подчёркивающие те их качества, что явились в каждом из них основополагающими. Когда речь идёт о выдающемся поэте, то главным будет характеристика его творчества. Если же говорить о великосветском человеке, критерии будут иные — это в большей степени его личные качества, не заслонённые особенным талантом.

Характеризуя Вяземского, Пушкин сожалеет об упущенных возможностях, объясняя это тем, что знатный род и богатство часто мешают проявиться в должной мере возвышенному уму, а простодушие, отравленное язвительностью и готовностью высмеивать, теряет свою невинность и становится менее привлекательно.

Жуковского Пушкин описывает как поэта, чьи стихотворения неотделимы от свойств личности. Это светлый, лиричный человек, романтически повествующий о прошлой славе, пленяющий аурой чистоты и спокойствия.

Стихотворения не включены в учебник, поэтому мы процитируем из здесь.

 

К портрету Жуковского

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

1818

 

К портрету Вяземского

Судьба свои дары явить желала в нём,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род — с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой.

1820

 

10. Палитра чувств, вызываемых любовью, в стихотворениях Пушкина

Когда Пушкин вспоминает об адресатах своей любви, его переполняют и сообщаются читателю такие чувства, как восхищение и восторг («Мадонна»), горечь от безответности («Сожжённое письмо»), романтическая тревога влюблённости («Признание», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»), интимной нежности («Ты и вы»).

 

...Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

Эти строки мы понимаем так, что влюблённый человек постоянно любуется своей, избранницей, ловит её малейшие движения и взгляды. Он упоён своим чувством, и в этот момент важны скорее его сладостные переживания, нежели то, что происходит в реальном мире. Он и не хочет ничего знать об этом, всецело погружённый в восторженную иллюзию.

 

.. .И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

 

Эти строки можно понять так, что люди с богатой душевной жизнью, энергичные и умеющие наслаждаться прекрасным, всегда будут находиться в состоянии лёгкой влюблённости. Это вообще влюблённость в жизнь, во все её проявления, а периодически такое чувство сгущается в страсть к определённому человеку, отвечающему эстетическому идеалу таких людей.

 

11. Предмет поэзии Пушкина

Предметом поэзии Пушкина всегда было человеческое чувство. И красота природы, и стихи о поэтической судьбе или философские размышления в стихах — все они наполнены живым человеческим участием. Поэт не отстраняется ни от одного из описываемых явлений, во всём и со всем он живёт вместе и также вместе радуется, страдает и размышляет. Как раз этим и «берёт в плен лирика поэта» — окрашиванием любой картины непосредственным человеческим переживанием.

Фразу: «Жизнь в лирике Пушкина уведена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного» надо понимать так, что любой художник, изображая жизнь, руководствуется определёнными представлениями о ней.

Жизнь безмерно разнообразна и богата в своих частных проявлениях, поэтому всегда остаётся место для различных толкований и подходов. Но если один обращает внимание прежде всего на безобразное, на скорбь, неудачи и кажущуюся бессмысленность, то другой находит возможность даже самые тяжёлые и трагические события осмыслить во всей их полноте, везде увидеть черты, полные значения и глубокого смысла, из всего извлечь поучительный опыт, необходимый для преодоления подобных препятствий в будущем.

В каждом событии можно найти элементы гармонии и красоты, всякий злодей обнаруживает порой лучшие человеческие качества. А. С. Пушкин относился как раз к тем авторам, которые не забывают об этом. Умение, не умалчивая, облагородить неприглядные стороны жизни всегда необыкновенно важно, потому что даёт возможность увидеть предполагаемые ходы, выводящие из тупика. Такое умение — своеобразное напоминание всем, что шанс остаётся всегда, что любая человеческая мерка относительна перед божественной красотой и гармонией.





загрузка...
загрузка...