Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

Александр Сергеевич Пушкин

Поэма «Цыганы»

Вопросы и задания к стр. 198-199

1.  Время создания поэмы «Цыганы»

Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке.

 

2.  Конфликт поэмы «Цыганы»

Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров — мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обременённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную свободу человека сложными правилами — не только написанными законами, но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя.

Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, количество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минимальными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена такого сообщества.

 

3.  Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам

Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных ограничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все времена являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно коротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму.

 

4. Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизованном обществе

Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы цивилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от нападения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле отличались все кочевые народы.

Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он использовал экзотических тогда в России цыган для того, чтобы высказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бесконфликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна разочарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого.

Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизованное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вообще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение гоголевских личин, сросшихся намертво с человеком.

Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира неизбежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность.

Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень сознания таких людей, который не позволяет управлять своими желаниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисциплины у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина присутствует, но только снаружи — в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

 

5.  Роль лирического отступления о луне

Когда Пушкин писал о луне, «зашедшей в туманы» и «неверном свете» чуть брезжущих звёзд, он хотел показать этим мутное состояние Души проснувшегося Алеко, её затемнённость. Описание природы выступает здесь косвенным описанием творящегося внутри героя.

 

6. Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы

Образ Мариулы, конечно, создан не случайно. Появление этого персонажа в рассказе Старика задаёт определённую хронологическую глубину, вектор повествованию, показывает неслучайность происходящего с главными героями, типизирует конкретное событие. И вместе с этим показывает Пушкина знатоком человеческих душ, потому что он фактически даёт нам понять, что Земфира выполняет родовую программу, заложенную матерью.

Надо заметить, что решение Старика — не мстить — показывает диаметрально противоположный избранному Алеко путь решения проблемы, то есть этот вставной сюжет имеет большое значение для лучшего определения различия правил цивилизованного и дикого мира. И он ярко показывает вместе с тем, что и отношения внутри этого дикого мира тоже далеки от совершенных, и свобода цыган имеет свою оборотную сторону.

 

7.  Авторская позиция в поэме

Пушкин жёстко критикует современное ему общество и ставит мысленный эксперимент, погружая человека из этого общества в среду дикой вольности. И отвечает: в приволье цыган тоже нет подлинного счастья. Поэтому стремится к ни к чему не обязывающему кочевому образу жизни также бессмысленно.

 

8. Художественный смысл заключительной сцены. Роль эпилога

Заключительная сцена — символическая демонстрация того, как одинок остался Алеко со своей раздвоенностью — как брошенная телега посреди степи. Не дом, но бесплодное место — вот что в душе у этого человека.

Эпилог привязывает историю к реальному времени и месту. Люди могут жить совершенно по-разному. Могущественная Россия громила турок, цыгане мирно кочевали по степи. Смыслы существования их были совершенно различны, хоть и осуществлялись одновременно. Связывало эти два столь разных мира только то, что и там, и там нет спасения от судьбы и роковых страстей.





загрузка...
загрузка...