Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

Александр Сергеевич Пушкин

О романе «Евгений Онегин»

Вопросы в тексте к стр. 246-247

Размышления пушкиниста С. Бонди

Ход размышлений известного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретными идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым текстом. Выводы известного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему пришлось внимательно всматриваться в текст романа, чтобы узреть очевидное. Например:

 

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил. (1 глава, XXX стих)

Условий света свергнув бремя... (1 глава, ХLV стих)

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...

<...>

Того змия воспоминаний,

Того раскаянье грызёт. (1 глава, ХLVI стих)

От хладного разврата света

Ещё увянуть не успев... (2 глава, VII стих)

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнём,

Ни остротою, ни умом,

Ни общежития искусством;

Но разговор их милых жён

Гораздо меньше был умён. (2 глава, XI стих)

А нынче все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен — и в романе,

И там уж торжествует он. (3 глава, XI стих)

Враги его, друзья его

(Что, может быть, одно и то же)

Его честили так и сяк.

Врагов имеет в мире всяк,

Но от друзей спаси нас, боже! (4 глава, XVIII стих)

И так далее по тексту.

 

О высказывании В. Непомнящего

Размышления пушкиниста В. Непомнящего ярко иллюстрируют мысль о том, какие ляпы получаются, когда человек заранее знает, какой результат он должен получить, в результате чего подгоняет всё исследование под заданную формулу. Нигде в «Евгении Онегине» мы не находим упоминаний о религии. Естественно, все герои романа — люди верующие, по крайней мере, формально выполняющие церковные обряды. Но абсолютно непонятно, на каком основании пушкинист В. Непомнящий приписывает Пушкину постановку именно религиозной проблемы как основной проблемы романа.

 

Писарев и Белинский

Сравнивая взгляды на Евгения Онегина двух знаменитый критиков — Белинского и Писарева, надо сразу отметить следующее: то, что говорит Писарев, — правда, но очень узкая и злобная. Этот критик далёк от спокойного рассмотрения персонажа, он пышет к нему недоверием и неприязнью. Естественно, в такой ситуации шансов оправдаться у Онегина немного.

Критика Белинского намного более интеллектуальна и проницательна. Виссарион Григорьевич тонко подмечает психологические особенности рассматриваемого характера и его взаимоотношений с окружающим миром. Его подход к Онегину можно назвать диалектическим, то есть учитывающим всю совокупность факторов в их взаимной связи и последовательности.

Онегин — не застывшая картинка, он живёт и развивается, поэтому то, что было для него возможно в начале романа, может быть невозможно в конце. Писарев этого совершенно не видит, игнорируя прямые указания самого А. С. Пушкина на внутреннюю борьбу своего героя. Всякое высказывание Писарева, будучи частичной, ограниченной правдой, при дальнейшем развитии, расширении мысли неизбежно придёт к гораздо более глубокому пониманию Белинского.

 

Вопросы и задания к стр. 247-249

1.  История создания романа в стихах «Евгений Онегин»

Роман был начат в Кишинёве 9 мая 1823 года и закончен в Болдине 25 сентября 1830 года. По расчёту, произведённому самим поэтом, работа над «Евгением Онегиным» продолжалась 7 лет 4 месяца 17 дней. Однако летом 1831 года Пушкин вновь вернулся к роману. Исключив из текста 8-ю главу, содержащую «Путешествие Онегина», он переработал в связи с этим и 9-ю главу, сделав её восьмой, а в октябре внёс в заключительную главу письмо Онегина к Татьяне.

 

2.  «Онегинская строфа»

«Онегинская строфа» состоит из 14 строк четырёхстопного ямба. Первый катрен (четверостишие) — перекрёстная рифмовка, второй катрен — парная рифмовка, третий катрен — опоясывающая (кольцевая) рифмовка и заключительное двустишие.

 

Эпиграф и вступление к первой главе

Вопрос учебника сформулирован недостаточно точно. Непонятно, какой эпиграф имеется в виду: к вступлению перед первой главой или непосредственно к первой главе. Если иметь в виду длинный эпиграф на французском языке перед вступлением («Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого»), то, скорее всего, речь идёт о будущем персонаже, Евгении Онегине, иллюстрируется его характер и задаётся тон всего дальнейшего повествования.

Короткий эпиграф перед первой главой («И жить торопится, и чувствовать спешит») констатирует общее стремление молодёжи того круга, к которому принадлежал Евгений Онегин, — бездумно наслаждаться, купаясь в разнообразных увеселениях. Тех, кто обладал большими способностями, такая жизнь скоро начинала угнетать своей бессмысленностью.

Вступление к первой главе — изящное пояснение автора. Как и во всём остальном тексте, оно легко и иронично. А. С Пушкин словно постоянно обращается к двум читателям: к тому, которого надо всё время развлекать и нельзя отпугивать строгим назиданием, и к тому, кто понимает всё так, как это задумал автор. Конечно, наивно предполагать, что поэт был небрежен при написании романа или что написал он его без напряжения. Но легкокрылость пушкинского стиха вполне может создать такое впечатление. Для тех, кто привык читать поверхностно, существуют две последние строки знаменитой «онегинской строфы», как правило, аккумулирующие в себе смысл всей строфы. Как справедливо полагал Штирлиц, у человека остаётся в памяти прежде всего конец разговора. Последние же слова вступления поясняют, что роман является итогом: «Ума холодных наблюдений // И сердца горестных замет».

 

3. Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа

Пушкин недаром подчёркивал, что он пишет не роман, а роман в стихах и говорил об этом: «Дьявольская разница». В обычном романе автор как равноправный герой отсутствует. Обычные романы созданы на основе эпического (повествовательного) начала, то есть внимание читателей сосредоточено на историях героев. Здесь Пушкин вводит как одного из героев самого себя и в степени, равной эпическому, в романе явлено лирическое начало (так называемые лирические отступления).

Сюжет соответствует фабуле, но при этом важно понимать отличие романа Пушкина от прозаических романов, написанных до него. В романах было принято сначала использовать пролог, затем постепенно возникали экспозиция, завязка действия и развязка. Роман обязательно завершался эпилогом. Что делает Пушкин? — у него отсутствует пролог и отсутствует эпилог. Роман начинается не с экспозиции, а с завязки, затем следует экспозиция (предыстория), по сути, роман имеет две кульминации: объяснения Онегина и Татьяны друг с другом, при этом явная развязка отсутствует.

Вот как сам Пушкин описывал композиционный план романа, указывая время и место создания соответствующих песен:

 

«Часть первая Предисловие

Песнь 1. Хандра (Кишинёв, Одесса)

Песнь 2. Поэт (Одесса, 1824)

Песнь 3. Барышня (Одесса, Михайловское, 1824)

Часть вторая

Песнь 4. Деревня (Михайловское, 1825)

Песнь 5. Именины (Михайловское, 1825-1826)

Песнь 6. Поединок (Михайловское, 1826)

Часть третья

Песнь 7. Москва (Михайловское, П. Б. Малинники, 1827) Песнь 8. Странствие (Москва, Павловское, 1829; Болдино, 1830)

Песнь 9. Большой свет (Болдино, 1830)»

Как первая и последняя встречи Татьяны и Онегина определяют характеры героев

Во время первой встречи Онегин — скучающий и расслабленный столичный денди. Он не испытывает каких-то серьёзных чувств к Татьяне, но говорит, тем не менее, что именно она, а не Ольга представляет собой нечто интересное. То есть он обращает внимание на Татьяну, но опустошённая душа его лишь кончиком своим дотрагивается до подлинного, сердечного восприятия. Татьяна в момент первой встречи — совершенно неопытная наивная девушка, мечтающая тайно о великой любви (что банально) и носящая в себе достаточно внутренней силы для этого (что встречается не так уж часто).

Во время последней встречи Онегин полон обновлённых душевных сил, он понимает, сколь редкостное счастье им упущено. Важен факт того, что в Онегине происходят существенные изменения. И он это теперь может увидеть, испытать искренние чувства. Татьяна с её мощным внутренним стержнем предстаёт духовно очень сильной личностью, то есть её развитие на протяжении действия романа также очевидно. Она не просто смиряется с навязанным замужеством, она заставляет относиться к себе как к королеве того самого света, в котором она никогда не растворялась, в отличие от Онегина.

 

4. Авторы учебника задают такой вопрос: «Как изменяется автор в романе? Как построен его день?» Ставить так вопрос

неправомерно. Можно говорить об образе автора, но не об авторе.

На основе романа мы ничего не можем сказать о том, как построен день автора. Сама постановка подобного вопроса противоречит принципам литературоведения.

 

5.  Как изменяется Онегин

Евгений Онегин был молодым петербуржцем, на время начала романа ему двадцать шесть лет. Автор описывает коротко его жизнь: он учился «чему-нибудь и как-нибудь», то есть был совершенно не приучен к серьёзной последовательной работе. Но так как способностями от природы он был одарён в достаточной степени, то они всё равно каким-либо образом должны были проявить себя.

Светскую жизнь он начал вести лет в шестнадцать, и очень скоро она ему наскучила, потому что была предсказуема и однообразна. Вместе с тем она в значительной мере развратила Евгения, и без того не привыкшего к напряжению («Но был ли счастлив мой Евгений?»). Лицемерие и холодный флирт убили в нём юношескую мечтательность и романтику, сделали его скучающим циником. Евгений мастерски изображал чувства, чтобы преуспеть в светском обществе («Чем меньше женщину мы любим, / Тем легче нравимся мы ей»). Но став в этой игре виртуозом, достигнув предела, невольно он вышел за него и разочаровался («В большом рассеянье взглянул, / Отворотился — и зевнул»).

Произошло это потому, что человек может, конечно, приспособиться практически к любой системе отношений, вот только при этом такое приспособление будут сопровождать определённые реакции («Короче: русская хандра I Им овладела понемногу»). У человека есть вполне определённая нравственная природа, человек по призванию — творец, искренне любящий других людей. Но для выявления истинного предназначения того или иного человека желательно его существование в соответствующей социальной среде, которая стимулирует именно высшее, творческое начало. Если общество построено на искажённых основаниях, то и человек искажается под его воздействием. Он может сопротивляться искривлённой среде, но тогда на его положение будет наложена печать драматизма.

Евгений Онегин не был выдающимся человеком для того, чтобы суметь справиться с разлагающим влиянием неправильно устроенного общества, но он ясно понимал его фальшь и устранился из такой жизни. При этом он не нашёл равноценной замены, потому что его затворничество было бы благом при упорном систематическом труде, но «труд упорный ему был тошен». При этом он был рачительным хозяином. Автор совершенно без иронии сообщает, что Онегин «читал Адама Смита» и «Ярем он барщины старинной / Оброком лёгким заменил».

В деревне он продолжал скучать. Познакомившись с Владимиром Ленским, он полюбил общаться с ним, потому что тот напоминал его молодые годы, когда он сам был полон энергии, кипуч и горяч, не успев ещё разочароваться в том мире, куда так страстно стремился. Онегина подкупала непосредственность и незаурядность молодого друга («Он слушал Ленского с улыбкой», «Он охладительное слово / В устах старался удержать»).

Случайное знакомство с семейством Лариных Онегина ничуть не воодушевило, однако он уже тогда выделил Татьяну:

 

«Неужто ты влюблён в меньшую?»

«А что?» — «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт...»

Поразительный факт — девушек новому гостю даже не представили.

Внезапная любовь Татьяны у Онегина не вызвала ответного чувства — он был ещё слишком пресыщен, «Но обмануть он не хотел / Доверчивость души невинной» и смог достойно объясниться с Татьяной, отдав ей должное:

 

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, —

То верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной.

Евгений Онегин недаром устранился от света. Он продолжал оставаться благородным человеком, хоть его благородство и было пассивно. Ссора с Ленским была им самим целиком выдумана. Он сам это прекрасно сознавал («На тайный суд себя призвав, / Он обвинял себя во многом...»), но оказался неспособен уйти от формальных привычек и правил света даже фактически уйдя из него. Великосветские игры и маски в его душе оказались сильнее твёрдого осознания эпизода («Но дико светская вражда / Боится ложного стыда»). Он испугался «шёпота, хохотни глупцов» и убил своего друга, этим самым убив что-то и в себе.

Онегин уехал, потому что хотел убежать от самого себя, но душевных сил на глубокое раскаяние и перемену жизни у него не было. Встреча с Татьяной спустя несколько лет поразила его. Татьяна превратилась в богиню, сохранив свою душевную мощь, и Онегин понял, что его бегство было напрасно.

 

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мёртвой след...

 

Жизнь так или иначе привела Онегина к логическому завершению его молодости — это полный крах, пережить который можно, только жесточайшим образом переосмыслив предшествующую жизнь. Для усиления эффекта Пушкин заставил Онегина влюбиться именно в Татьяну, но это могла быть другая женщина. Суть в том, что внушённые с ранней юности маски и роли терпят жестокое поражение и жизнь таким образом даёт герою шанс на обновление нравственных чувств, шанс на новые смыслы существования. Известно, что в последней, зашифрованной главе, Пушкин приводит своего героя в стан декабристов.

Почему Татьяна — любимый идеал Пушкина?

Так звучит вопрос учебника. Пушкин, говоря о Татьяне, употребляет выражение: «Татьяны милый идеал». Из этого выражения нельзя делать вывод о том, что образ Татьяны — это любимый идеал поэта, а если посмотреть глубже, нельзя говорить даже о том, что Татьяна в представлении Пушкина вообще является идеалом в смысле высшего проявления, потому что словосочетание «милый идеал» представляет собой синоним «милый образ». Поэтому вопрос некорректен.

 

9.  См ответы № 5, 12, 13 и 14.

 

10. «В высшей степени народное произведение» (В. Г. Белинский)

Пушкину удалось совместить острейшие наблюдения над великосветской жизнью своего века с нежной лирической канвой. Стихотворения, которые много раз читались и учились наизусть в школе как отдельные произведения, оказываются органично вплетены в текст романа. Роман получается всеохватным, и, как справедливо сказал Белинский, его с полным правом можно назвать «энциклопедией русской жизни».

Отношения между героями поражают какой-то особой правдивостью описания, создаётся такое впечатление, что все дальнейшие любовные коллизии и судьбы выдающихся из общего ряда героев в русской литературе — разнообразные отражения того, что написано в романе Пушкина. Именно умение Пушкина понять суть эпохи и дать ей завершённое изображение позволило называть роман «в высшей степени народным произведением» (Белинский) и «осязательно реальным» (Достоевский).

 

11. Высказывания о романе в стихах «Евгений Онегин»

«Цветком на поле нашей словесности» роман Пушкина «Евгений Онегин» назвал Д. Веневитинов. «Энциклопедией русской жизни» назвал этот роман В. Г. Белинский.

Этот роман бессмертной и недосягаемой поэмой, а Пушкина — «великим народным писателем, как до него никогда и никто», считал Ф. М. Достоевский.

Эти и другие подобные высказывания, приведённые в критической статье, следует понимать как дань восхищения и уважения к уникальному явлению в русской литературе, как дань признательности гению А. С. Пушкина, сумевшему создать такой шедевр, соединив воедино лёгкое изящество и остроумие с полной картиной русского быта города и деревни, с глубокими переживаниями и поступками типических представителей своего времени, а также с конфликтами, встающими тогда перед личностью.

Особенность отношения к А. С. Пушкину других писателей заключается ещё и в том, что он произвёл коренное преобразование в литературном языке и одновременно дал недосягаемые классические образцы нового стиля. Со стороны может показаться невероятным, что после тяжеловесных и вычурных творений литераторов XVIII века появляется настолько лёгкая, изящная и при этом удивительно насыщенная манера письма.

«Евгений Онегин», будучи наиболее крупным стихотворным произведением, поражал этим особенно, потому что именно в нём все тенденции, заложенные Пушкиным в будущее развитие литературы, проявились самым полным образом.

 

12.  Современность «Евгения Онегина»

Особенно современным в тексте романа мне показалась тема противостояния мнения «общества» и личной совести человека. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светского общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень современны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чувство, поступок или переживание он подаёт совершенно без прикрас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сейчас этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.

Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осознаётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став неким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником того мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кругом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систему координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в своём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примкнуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.

Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвластен мнению того самого света, от которого он скрылся и который считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность — барщину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внимательно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вообще не умели читать.

Автор характеризует своего героя в следующих строках:

 

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительный и строгих),

Учёный малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Но в чём он истинный был гений,

Что знал он твёрже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, —

Была наука страсти нежной...

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным и равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой,

Блистал послушною слезой!

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать,

Невольной ласки ожидать,

Молить и требовать признанья,

Подслушать сердца первый звук,

Преследовать любовь, и вдруг

Добиться тайного свиданья...

И после ей наедине

Давать уроки в тишине!

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, —

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере...

...Забав и роскоши дитя.

Нет: рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружбы надоели...

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству...

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Разочарованный другим,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом:

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизнь лучший цвет.

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут— мигом утешался;

Изменят — рад был отдохнуть.

Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаленья,

Чуть помня их любовь и злость.

Так точно равнодушный гость

На вист вечерний приезжает,

Садится; кончилась игра:

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нём думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство...

...Евгений

Наедине с своей душой

Был недоволен сам собой.

И поделом: в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом...

 

13.  Дружба Онегина и Ленского

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило положение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым общением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в отношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к общению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой социальной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уединение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно общаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Ленскому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались стихи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особенны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаментально, нежели их различие с соседскими помещиками, которые считали Ленского полурусским, а Онегина — опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом формальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было достаточно легко.

Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие

Говоря о сходстве и различии сестёр Лариных, мы фактически можем говорить только о различиях. У них была одна фамилия, и только. Живая, весёлая, поверхностная, недалёкая Ольга — и глубокая, мечтательная, томная и меланхоличная Татьяна. Одна скоренько забывает о смерти жениха и выскакивает замуж за какого-то улана, пленённая «любовной лестью», другая любит избранника беззаветно, несмотря на отказ, изо всех сил пытается понять его. Татьяна стала в результате светской королевой, а Ольга... Ольга канула в безвестность.

 

Отношение автора к героям

Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство. К Ольге он более равнодушен, чем к прочим, и меньше внимания уделяет ей ввиду типичности её характера. Ленского он любит, хоть и слегка подтрунивает над ним. Онегин, занимающий основное авторское внимание, подвергается пристальному рассмотрению в своих различных проявлениях. То же можно сказать и о Татьяне. Наверное, наиболее трепетно авторское отношение именно к Татьяне, которая предстала самой целостной и развивающейся натурой.

 

Отношение Герцена к Ленскому

Мнение Герцена о том, что Владимир Ленский представил собой отрадное явление, но был убит за дело, а иначе не смог бы остаться благородным, прекрасным явлением, достаточно глубока. Сам поэт, пытаясь обрисовать возможную будущую судьбу Ленского, указывает возможный вариант его развития — превращение в доброго патриархального хозяина с доброй же, гостеприимной и глупой женой (Ольгой). Ленский был слишком оторван от жизни и слишком плохо понимал людей, чтобы быть действительным талантом, все его кипучие эмоции слабо согласовывались с тем, что происходило вокруг. Поэтому в словах Герцена есть большой резон.

 

14. Высказывания Белинского о героях

См ответ на 10-й вопрос.

 

Характеристика Евгения Онегина

См. ответ на 5-й вопрос.

 

Характеристика Владимира Ленского

Владимиру Ленскому восемнадцать лет, это совсем ещё молодой человек, юноша, успевший побывать за границей и попасть под обаяние немецкой поэзии и философии, прежде всего Гёте и Шиллера. Он был восторженным романтиком, имел «Дух пылкий и довольно странный, / Всегда восторженную речь / И кудри чёрные до плеч».

Его поэзию А. С. Пушкин сравнивает со «сном младенца», настолько она была чиста и невинна. В Онегине он нашёл человека, перед которым можно исповедываться, не боясь насмешек, — Онегин щадил его самолюбие, предоставляя времени самостоятельно разочаровать юношу в его смутных мечтаниях. Они стали друзьями «от делать нечего» — точнейшее наблюдение А. С. Пушкина, показывающего, что у души есть определённые потребности, и эти потребности направляются на человека, совсем необязательно достойного внимания, но лишь наиболее подходящего в ряду прочих.

Фактически Ленский и Онегин были двумя диалектическими противоположностями одного характера, и это накладывало на их отношения дополнительный отпечаток. Это были два человека, любившие естественность, и на почве этого они уже неизбежно должны были сойтись в окружении людей-масок и глупцов. Автор недаром пишет: «Меж ними всё рождало споры // И к размышлению влекло...»

В сельской глуши Ленский «везде был принят как жених», при этом пустые необразованные соседи считали согласно, что он — полурусский. Вероятно, потому, что писал непонятные стихи и говорил о том, что было им совершенно непонятно. То, что он приехал из Германии, было лишь внешним фактором. Но он романтически любил свою наречённую невесту — Ольгу Ларину («И детям прочили венцы // Друзья-соседи, их отцы»). Он был объят совершенно юношеским пылом, и замечание его старшего друга, нелестно сравнившего Ольгу с «глупой луной на глупом небосводе» его оскорбило.

Он продолжал ездить к Лариным, писал ей в альбом стихи, играл с ней в шахматы таким образом, что «пешкою ладью» он «брал в рассеянье свою». Драма Онегина и Татьяны осталась вне его внимания, поэтому он не мог понять мотивов поведения Евгения на именинах, когда тот стал неожиданно ухаживать за Ольгой. Для Ленского было откровением, что Ольга благосклонно отнеслась к внезапному ухажёру, а переполненный романтическими представлениями о чести и достоинстве, он не нашёл ничего лучше, как вызвать друга на дуэль. Ложность его решения стала ему ясна уже при встрече с Ольгой накануне дуэли, когда оказалось, что его невеста и не думала его отвергать. «Решась кокетку ненавидеть...» — ненавидеть нельзя «решиться» настолько искусственно. Ленский был раздвоен между реальным миром и миром своих грёз и туманных представлений. Выбрать реальный мир, в котором Ольга искренне недоумевает по поводу его скорого отъезда накануне, у него не хватило сил, потому что насчёт Онегина он продолжал пребывать в нелепом заблуждении и ему даже не приходило в голову попробовать выяснить на словах, что тот хотел добиться.

Романтика близкой смерти охватила его, он дал волю причудливым фантазиям об опасности растлителя-Онегина и совсем потерял чувство реальности.

 

Он мыслит: «Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнём и вздохов и похвал

Младое сердце искушал...»

 

Его смерть, как это ни печально, никого не поразила. С бесполезными жертвами всегда так бывает. Он готов был убить друга из-за пустяка и этим оказался непригоден для жизни. Убей он Онегина — Ольга бы наверняка отшатнулась от него, поражённая его жестокостью, и Ленский испытал бы сильнейшее разочарование, которое закончилось бы или самоубийством, или превращением в копию самого Онегина. Но для романа одного Онегина было достаточно, поэтому погиб молодой Владимир Ленский.

 

Характеристика Татьяны Лариной

Татьяна — сестра Ольги, в которую был влюблён Ленский. В противоположность сестре с раннего детства она была молчалива и любила уединение, её не прельщали ни забавы сестры и подруг, ни родительская любовь.

 

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

 

Татьяна больше любила ночь, нежели день, любила созерцать в одиночестве рассвет. Как неизбежное следствие отсутствие реальной жизни, она погрузилась в жизнь виртуальную — рано стала читать романы Руссо и Ричардсона о нежных чувствах, благо родители, люди простые и ненавязчивые, не видели в этом никакого вреда, тем более что мать Татьяны сама с удовольствием читала те же романы.

В таком состоянии её застал визит Онегина. А. С. Пушкин великолепно подчёркивает закономерность увлечения Татьяны. Психофизиологически она созрела для любви, и «ждала... кого-нибудь», изнывая от неги и тоски. Сельские нравы были просты — оказалось достаточно одного визита Онегина, чтобы пошли слухи о его сватовстве к Татьяне. Молодую девушку такие слухи взбудоражили, и она увлеклась человеком, которого видела один только раз и который едва ли сказал ей за время посещения хоть одно слово.

В надуманности и искусственности переживаний Татьяну можно сравнить с Ленским, только Ленский был экстравертом, то есть человеком действия, а Татьяна — интровертом, переживающим всё в себе и не выплёскивающим свой внутренний мир наружу. А. С. Пушкин с удивительной точностью описывает переживания влюблённой девушки:

 

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идёт она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

И лень ей далее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах...

Однако чувства, нашедшие зацепку во внешнем мире, захлестнули Татьяну с такой силой, что она не смогла их держать в себе. Они зажили своей собственной жизнью. Онегин упорно не появлялся. Нужна была пища для продолжения напряжённых переживаний. Поехать к Онегину самой было по правилам того времени немыслимо, оставалось написать письмо, что тоже, в общем-то, являлось предосудительным, но что более можно было сохранить в тайне. И Татьяна пишет Онегину своё знаменитое письмо. Правда, пишет, по словам поэта, на французском языке (русский-де плохо знала).

Оказалось, что в душе молодой, совершенно необразованной девушки, живёт поразительное благородство и строгая чистота помыслов. Её уединённость уберегла её от поверхностных суждений и суетных мыслей, она отдаётся новому чувству полностью и с неслыханной смелостью предлагает свою любовь.

Ответ Онегина её отяжелил и обескуражил, но не настолько, чтобы перестать о нём думать:

 

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души, печали жадной;

Нет, пуще страстью безотрадной

Татьяна бедная горит...

 

До той поры, пока Онегин является для неё загадкой, она принадлежит своему слепому чувству. Но жажда понять, а значит познать предмет своей любви, стремительно разовьёт её. Ещё одна поразительная находка А. С. Пушкина — сон Татьяны, в котором за ней гонится медведь и приносит в дом, где Евгений главенствует над всяческой нечистью. В психологии давно известно, что такие сны — психологическая инициация, то есть полное развёртывание женского начала в девушке, после которого она готова инстинктивно совершать действия, связанные с продолжением рода. Это своеобразное подключение к закрытой до того базе данных, психологически превращающих девушку в женщину. Как натура исключительно чуткая, не затенённая внешними образами, Татьяна предчувствует смерть Ленского, а связь Онегина с нечистой силой символизирует испытания её созревающей души.

Когда Онегин уехал, она случайно набрела на его дом и стала часто туда приходить, стараясь постигнуть внутренний мир человека, которого совершенно не понимала. Привыкшая работать с книгами, она скоро поняла его душу, и в Москву ехала уже достаточно освобождённая от слепой страсти.

Она по-прежнему не интересовалась светом, всяческие сплетни, расшаркиванья и многозначительные взгляды были ей чужды, но, привыкшая к послушанию, она ездила с матерью по обедам и балам и в конце концов приглянулась одному генералу. Ей было всё равно, за кого её отдадут замуж, потому что неудача первой любви при её цельности характера перечеркнула для неё возможность нового увлечения.

Она не покорилась свету, потому что никогда не была в своих чувствах зависима от него. Напротив, глубочайшее внутреннее благородство сделало её дамой в высшем значении этого слова, и невольно все это почувствовали. Её отстранённость и при этом безукоризненное выполнение роли вежливой хозяйки влекли к ней и останавливали. Своей душевной чистотой и прямотой она затмила всех красавиц Петербурга, потому что душевная красота всегда сияет ярче.

Она поняла мотивы Онегина, пропустила через себя. Влюблённость её ушла, чистое воспоминание о первой любви осталось. Именно это она имеет в виду, когда говорит Евгению:

 

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

 

Теперь единственное, в чём она может выразить себя в жизни, — это воспитание детей.

 

Характеристика Ольги Лариной

Об Ольге можно сказать менее других, и не только потому, что А. С. Пушкин уделил ей меньше внимания, нежели прочим героям. Собственно, он описал её максимально полно; другое дело, что её характер исчерпал себя слишком быстро и не предоставил никаких загадок.

 

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила...

 

Фактически это завершённый портрет типичной деревенской барышни, и сам Пушкин говорит об этом, прибавляя, что этот тип надоел ему «безмерно».

Ольга с охотой принимала пылкие излияния чувств молодого Ленского, совершенно не понимая их при этом, Ленский был ей приятен, её жизнь беззаботна, весела и предсказуема.

На флирт Онегина она реагировала с детским простодушием, ей было интересно новое лицо, способное говорить ей комплименты («...и запылал / В её лице самолюбивом / Румянец ярче»), но чуть позже она искренне недоумевает, куда делся её жених.

Ольга — это воплощённое мелководье с прозрачной водой, никакой сложной душевной работы в ней не может происходить по определению. Она очень быстро оправилась от смерти жениха.

 

Увы! невеста молодая

Своей печали неверна.

Другой увлёк её вниманье,

Другой успел её страданье

Любовной лестью усыпить...

 

Вот, собственно, и вся Ольга Ларина.

 

15. Описания природы

Описания природы в романе создают совершенно неповторимый колорит причастности к вечной, мудрой жизни, создают определённый ритм, напоминая о связи человеческих чувств с природными циклами и явлениями. Люди не замкнуты в своём крошечном мирке, полном ничем не обусловленных фантазий и произвольных мнений. Напротив, их жизнь укладывается в извечный ритм природы, частью которой люди являются со всеми своими надеждами, разочарованиями и победами.

Повествование приобретает особую проникновенность и, как ни странно, человечность, смягчая психологические драмы и серьёзные трагедии романа. Символ природы — вечное обновление. Это и обновление чувств, и нарождение нового поколения, и круговорот тех или иных представлений и идей в определённом возрасте... Пушкин вводит в роман богатейшую философию, показывая глубинную взаимосвязь всех проявлений мира.

Помимо всего прочего, описания природы в соответствующих отступлениях прекрасны сами по себе, это удивительные слепки природной души, сделанные гениальным скульптором слова. Недаром несколько таких отступлений давно уже живут своей собственной жизнью, вне текста «Евгения Онегина».

 

16. Роман в стихах «Евгений Онегин» — реалистическое произведение

Без сомнения, роман «Евгений Онегин» можно назвать реалистическим.

Реализм — художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Утверждая значение литературы как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни, к широкому охвату действительности. В более узком смысле термин «реализм» обозначает направление, с наибольшей последовательностью воплотившее принципы жизненно правдивого отражения действительности. (Определение учебника.)

Реализм — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощённая специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. <...> Ведущие принципы реализма ХIХ-ХХ веков: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (то есть конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX веке, условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). (Российский Энциклопедический Словарь).

Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. (Словарь русского языка С. И. Ожегова).

 

18. Наиболее настроение героев передают иллюстрации Н. Кузьмина, Нади Рушевой (умершей в конце 60-х годов XX века в возрасте 17 лет, чьи рисунки очень напоминают по стилю рисунки Пушкина) и самого Пушкина.

 





загрузка...