Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

Михаил Юрьевич Лермонтов

Дума

Вопросы и задания к стр. 271

1.  Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума»

В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.

Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:

 

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом...

 

Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:

 

.. .И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:

 

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны

И перед властию — презренные рабы.

 

«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».

Далее Лермонтов описывает конкретные черты, сформировавшиеся в поколении: иссушенный бесплодной наукой ум, страх пресыщения, боязнь осмеяния, двойственность мироощущения:

 

...И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

 

Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».

Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.

 

2.  Роль ораторского стиля в стихотворении

Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высокое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и общественно-политического содержания и оценочные эпитеты «позорно», «постыдно», «презренные».

 

3.  Сложность авторской позиции в «Думе»

Сложность авторской позиции в «Думе» состоит в том, что Лермонтов сам относится к тому поколению, которое обличает, и сам, может быть, даже в большей степени, чем другие, является носителем описанных им качеств.

 

4.  Значение слов и выражений

Грядущее — будущее.

Бремя — тяжесть.

Бездействие — отсутствие действия.

Постыдно равнодушны — безучастны настолько, что это безучастие вызывает чувство стыда.

Презренные рабы — рабы, достойные того, чтобы их презирали.

Иссушили ум — добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.

Пресыщение — чрезмерное насыщение.

Насмешка горькая — насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.

 





загрузка...
загрузка...