Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Вопросы и задания к стр. 280

1. Начало стихотворения

В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Но это отрицание одновременно содержит утверждение: «я люблю». Вчитавшись в строфу, мы понимаем, что лирический герой стихотворения говорит о любви к конкретной женщине, но видит её в двух ипостасях: молодую девушку с чистой душой, которую он любил в прошлом, в молодости, и женщину, которая блещет красой в светском обществе — юная девушка превратилась в опытную женщину.

Лирический герой стихотворения испытывает чувство любви к женщине, облик которой словно бы раздваивается в его сознании: ту, молодую, он продолжает любить, потому что мысль о ней связана для него с воспоминанием о его собственной молодости и душевной чистоте, о сердце, способном страдать. Подруга молодости, ставшая взрослой, служит для него только символом, мостом к чистоте и силе чувств, испытанных когда-то.

В произведениях Пушкина мы встречаем цельное принятие женщины — такой, какая она есть в настоящий момент. Чувство трагического раздвоения, может быть, впервые пережито и описано Лермонтовым.

 

2.  Поэтическая мысль в стихотворении

Авторы учебника предлагают такую формулировку вопроса: «Согласны ли вы с размышлениями литературоведа о том, что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от любви, погружение в себя, воспоминание о прошлом и о том, что перед нами — трагическая судьба лирического «я»?»

Этот вопрос представляет из себя краткий пересказ последнего абзаца аналитической статьи учебника, посвящённой этому стихотворению (стр. 282). Содержание этого абзаца — вывод из предыдущих логических построений автора статьи. Исходный посыл этой статьи таков: «В этом стихотворении живого любовного чувства нет. Точнее, оно отнесено к себе и к умершей возлюбленной...».

В этом отрывке автор показывает глубинное непонимание смысла стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Соответственно, все последующие построения, основанные на ложном тезисе, а также вывод, оказываются несостоятельными.

Судьбу же лирического героя, безусловно, можно назвать трагической, но на иных основаниях, нежели предлагает автор статьи.

 

3. С помощью какой лексики реализована идея трагической судьбы в стихотворении

Идея трагической судьбы лирического героя реализована с помощью высокой романтической лексики: пылко... люблю, красы твоей блистанье, прошлое страданье, молодость погибшую, долгим взором, таинственным... разговором, в устах, огонь угаснувших очей.

 





загрузка...
загрузка...