Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 2

 

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

 

Сергей Александрович Есенин

Вопросы и задания к стр. 95-96

2.  Раннее творчество Есенина

Стихи Есенин начал писать, по одним сведениям, в 8 лет, по другим — в 13 лет. Рассказы из Библии и священной истории, которые Есенин слышал от дела, сказки, которые рассказывала бабка, и деревенские частушки послужили толчком к началу творчества.

Первые стихотворения, по словам Есенина, были духовными стихами. И только позже, по просьбе товарищей, он решил «попробовать себя в стихах другого рода». Они были посвящены любви. Есенин в 1912 году (ему было 17 лет) даже подготовил сборник стихов с названием «Больные думы», но этот сборник не был опубликован.

Первое признание получили стихи Есенина о природе. С 1914 года их начали публиковать детские журналы «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро». Есенин был избран не только простым членом литературно-музыкального Суриковского кружка, но и вошёл в его редакционную комиссию. Его стихи были оценены достаточно высоко. Но эта оценка не удовлетворила молодого Есенина, и он отправился в Петербург.

 

3.  Особенности творчества Есенина

Различные периоды жизни и творчества поэта характеризуются проявлением различных черт, возникновением новых особенностей.

Если говорить в целом, то можно выделить:

- особенности тематики (темы русской природы, судьбы русской деревни, пути России, любви к женщине, религии);

- особенности проблематики (проблема судьбы человека, культурный багаж которого сформирован ушедшей эпохой, в период исторических катаклизмов);

- особенности стиля (музыкальность, близость к фольклору, употребление диалектизмов, богатая метафоричность).

 

4.  Афористичные строки стихотворений Есенина

Некоторые строки стихотворений Есенина прочно впечатываются в память, потому что кратко, в сжатом виде, отражают важные мысли.

Из стихотворений, приведённых в учебнике, афористично звучат такие строки:

«Разбуди меня завтра рано...» (одноимённое стихотворение); «...Куда несёт нас рок событий», «Большое видится на расстоянье», «Любимая! / Меня вы не любили...» («Письмо к женщине»);

«Не жалею, не зову, не плачу...» (одноимённое стихотворение).

 

5.  Отношение Есенина к Пушкину

Есенин писал: «Пушкин — самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его всё больше и больше как гения страны. В которой я живу». «Постичь Пушкина — это уже нужно иметь талант. Думаю, только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки».

 

6.  Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...»

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» стало народной песней, которую исполняют самые разные люди — и профессиональные певцы, и просто любители пения. В чём причина такой популярности этой песни? В первую очередь, конечно, в тексте, автор которого был подлинно русским человеком и прекрасно понимал русскую душу.

Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый из нас в определённый момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Стихотворение Есенина — это песня прощания с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь. Но это не слёзы расставания, это воспевание того прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, «буйства глаз и половодья чувств», вольного общения с природой — «страной берёзового ситца», ощущения свободы («Дух бродяжий!...»).

Стихотворение начинается тройным отрицанием. Если сейчас, когда молодость прошла, человек не жалеет (мыслится вопрос — о чём?), не зовёт (кого?), не плачет (вновь — о чём?), то значит, что когда-то, может быть, совсем недавно он жалел, звал и плакал! «Сердце, тронутое холодком» — тронутое холодной логикой разума, который заставляет переоценивать события прошедшего отрезка жизни.

Удивительной строкой начинается четвёртая строфа: «Я теперь скупее стал в желаньях...» Обычно противоположные понятия скупости-щедрости мы используем по отношению к деньгам, реже говорим о скупости или щедрости души. Есенин говорит, что молодости свойственна особая щедрость — щедрость желаний, когда человек хочет очень многого, подразумевая, соответственно, что и способен на многое. Эта щедрость желаний — не потребительское хочу, а богатство духовных устремлений и вера в собственные силы. Рассудок молодости не ограничивает представление о возможностях, и человек щедро тратит свои силы, стремясь познать различные грани мира.

Но когда грани увидены, пределы нащупаны и осознаны, возникает скупость — в желаниях, скупость, которая идёт не от недостатка жизненной энергии, а от понимания возможностей.

Переоценка заставляет спрашивать: «...Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» В этот момент весь прожитый путь — от детства до зрелости — воспринимается как одно прекрасное целое: «Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне».

В последней строфе — мудрое примирение, принятие законов мира. Вторая половина жизни представляется не менее прекрасной, как и первая, но прекрасной по-иному. Поэт выстраивает кольцевую композицию: в первой строфе стихотворения возникает «золото увяданья» — осенние листья, в конце мы видим метафору «листьев медь». Образ листьев отсылает нас к законам природы, рождает мысль о гармонии мира. Стоя на границе двух возрастов, двух важных этапов человеческой судьбы, поэт посылает благословение всему живущему: «Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть».

Стихотворение звучит настолько гармонично, что, кажется, само просится на музыку. Этому способствует размер, выбранные поэтом, — пятистопный хорей (хорей — излюбленный размер русских народных песен), богатые звукопись и рифмы, свойственное перекрёстной рифмовке чередование женских и мужских рифм.

Как всем лучшим есенинским стихам, этом стихотворению свойственна метафоричность, которая ценна прежде всего как отражение синтетического, целостного мироощущения («увяданья золото», «страна берёзового ситца», «пламень уст», «буйство глаз», «половодье чувств», «листьев медь»). Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения («как с белых яблонь дым» — сочетание сравнения с метафорой), «словно я... проскакал на розовом коне»). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор, сравнений («с белых яблонь», «весенней гулкой ранью»). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем низкое слово «шляться», немыслимый в высоком штиле «дух бродяжий», просторечное «рань» — и высокие «увяданье», «тленны», «вовек благословенно», церковнославянскую форму инфинитива «процвести»— «процвесть».

Народность монолога лирического героя воплощена в обращениях, традиционных для фольклора: герой обращается к своему сердцу, «духу бродяжьему», к своей жизни, восклицает «О, моя утраченная свежесть...», словно призывая свою юность и незамутнённость чувств в свидетели.

Но главным образом глубинное единение с народом отразилось в принятии закона рождения и смерти. Благословляя всё, «что пришло процвесть и умереть», поэт благословляет и нас с вами —людей, которые спустя десятилетия читают его стихи.

 

7.  Есенинский стиль

См. ответ на 3-й вопрос.

Для есенинского стиля характерна глубокая лиричность, напевность (многие его стихотворения стали известными песнями) и та редкая задушевность, которая отличает людей исключительно чутких. В стихах поэта нет напряжённой мысли, как, например, у Н. А. Заболоцкого, С. А. Есенин — певец природы и инстинктивной природной любви.

 

8.  Темы стихотворений Есенина

Особенно часто звучат в стихотворениях поэта темы любви, чувственного переживания самых разнообразных состояний родной природы и размышлений о подверженности всего в природе закону обновления: смерти и увядания, которое в человеческой жизни происходит только один раз и за которым в отличие от остальной природы не происходит обновления.

 

9.  Интонации произведений Есенина

В произведениях поэта преобладают грустные интонации. Происходит это потому, что Есенин слишком близок разрушающемуся крестьянскому миру, чтобы безболезненно переживать его уход в прошлое. Кроме этого, он охватывает чувством всю природу и ясно видит человека как часть её, но часть, несомненно, более трагическую, потому что расцвет и бездумная счастливая молодость быстро проходят, наступает период осознания неизбежности увядания и смерти, с которой сложно примириться.

 

10. Образ родной природы

В стихотворениях «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...» возникает устойчивый образ родной природы. Для поэта природа живёт, о чём свидетельствуют многочисленные олицетворения («нашептал ковыль», черёмуха «машет рукавом»), она впитывается в душу всей своей неброской красотой. Поэт — плоть от плоти русский крестьянин — тонко подмечает все признаки слитного существования природы и людей. Всё наблюдаемое есть одно целое, есть мир, который нельзя разделить и представить его части отдельно друг от друга. Каждое проявление этой слитной жизни вызывает радость и наслаждение простотой естественности и гармонией происходящего. Природа в стихах Есенина повёрнута лицом к человеку, принимает и привечает его. В ней нет космических тайн, подобно образу природы Ф. И. Тютчева, нет философских обобщений Н. А. Заболоцкого, в ней больше фетовского безмыслия и переживания, чуткого созерцания и умиротворения.

Приведённые строки следует понимать так, что Русь, родина, для поэта важнее и главнее рая, для него это условие всей жизни. То, что это «край заброшенный», «пустырь», не имеет никакого значения. Для поэта гораздо важнее те кровные узы с родной землей, которые он впитал в детстве и юности, нежели прекрасные условия где-то на стороне.

 

11. Первое четверостишие («Если крикнет рать святая...») говорит о сыновнем чувстве поэта к родине, к тому бедному краю. В котором он вы рос и который не променяет даже на рай.

Второе четверостишие — см. ответ на 6-й вопрос.

 

12. Высказывания о Есенине

Последние годы жизни поэта отмечены трагизмом. Особенно важными для понимания его драмы кажутся слова партийного публициста Г. Устинова. В свой книге «Литература наших дней», изданной в 1923 году, Есенину и поэтам его круга он выделяет два раздела: «Психобандитизм» и «Осуждены на гибель».

Устинов называет Есенина «неисправимым психобандитом», поэму «Пугачёв» определяет как «лебединую песнь есенинской хаотической Руси, на короткое время восставшей из гроба уже после пропетого ей Сорокоуста».

И слова Устинова были не единственными в своём роде в адрес Есенина. Вероятно, Есенин был знаком с подобными оценками, которые в целом складывались вокруг него в атмосферу травли. Это помогает понять трагические интонации и обращение к теме смерти в стихах Есенина последних лет.

 

Обогащайте свою речь (к стр. 96)

1. С. А. Есенин: страницы биографии

Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье — в старинном селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии. Отец его ушёл работать в Москву, стал приказчиком в лавке у купца. Есенин же воспитывался в доме деда по матери. В «Автобиографии» (1924) он вспоминал: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого. <...> Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». Мальчик погружается в волшебную атмосферу поэтического народного православия. Но наступает вечер, на улицах раздаётся звук гармони, девушки за селом водят хороводы, мальчишки свистят и зовут друзей на улицу. Есенин был заводилой в мальчишечьих играх, позже писал, что был большим драчуном и всегда ходил в царапинах.

В многих деревнях и сёлах в те времена не было школ. Есенину повезло: в самом Константинове было земское четырёхгодичное училище. Сергей заканчивает это училище, а затем поступает в Спас-Клепиковскую закрытую церковно-учительскую школу. Такие школы готовили учителей для сельских церковноприходских школ, где крестьянских детей учили грамоте и счёту.

Есенину 17 лет. Он уже не первый год слагает стихи. Спустя 12 лет в «Автобиографии» он расскажет о том, что первые толчки к созданию стихов, к пробуждению творческого воображения ему давала бабка: она рассказывала сказки, и если у сказки был плохой конец, Сергей переделывал его на свой лад. Церковно-учительская школа тоже повлияла на творчество поэта: там он сочинял духовные стихи и только под влиянием товарищей решил попробовать себя «в стихах другого рода».

Полный деревенских впечатлений, одухотворённый и озорной юноша приезжает в Москву, к отцу. Сначала он работает в лавке у купца, там же, где и отец, затем — грамотных было мало— попадает в типографию И. Д. Сытина, известного издателя дешёвых книг для простого народа. Есенин знакомиться с Суриковским литературно-музыкальным кружком и начинает публиковать стихи в нескольких детских журналах. Здесь происходит первая самооценка поэта: он читает стихи своих товарищей, знакомится с творчеством известных поэтов того времени и начинает ощущать истинный уровень своего таланта.

В Москве Есенин начинает учиться в Московском городском Народном университете им. А. Л. Шанявского. Это было единственное в то время общедоступное высшее учебное заведение, Есенин занимался на историко-философском отделении, но не закончил его.

Весной 1915 года девятнадцатилетний Есенин переезжает в Петроград. Там его стихи сразу же вызывают восхищение ведущих русских поэтов. По словам Блока, его стихи «чистые, свежие, голосистые». Появление Есенина воспринимают как чудо: не из великосветских салонов — из самой глубины России слышится поэтический голос народа. Есенина называют «рязанским Лелем», печатают во многих столичных журналах. Появляются меценаты, которые поддерживают его творчество.

Вскоре Есенин призывается в армию, но друзья хлопочут за него, и он назначается санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд императрицы Александры Фёдоровны. Сама императрица и царевны добровольно несли службу сестёр милосердия. В одном из концертов в лазарете он встречается с царской семьёй, читает стихи императрице и членам царской семьи.

Вместе с поэтом Николаем Клюевым он выступает на вечерах в древнерусских костюмах, читает стихи о деревне. Их называют поэтами «крестьянской купницы», или новокрестьянскими поэтами.

1916 год — выходит «Радуница» — первая книга стихов Есенина.

1918 год — «Голубень» — вторая книга стихов.

Есенина воспринимают как талантливого самобытного поэта патриархально-крестьянской святой Руси. Но начиная с этого времени путь Есенина становится с каждым годом всё более драматичным и противоречивым.

После революции в гармонический, цельный мир Есенина вторгаются противоречия. Он пытается постичь те изменения, которые происходят в обществе — не только в сиюминутном, но и в их глубинном, космическом значении. Ярко звучат мотивы богоборчества. Есенин стремится освободиться от амплуа «пастушеского» поэта, начинается полоса его богемного существования. В 1922 году он женится на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, более года проводит с ней в турне по Европе и Америке. Возвратившись, он с новой силой чувствует драму своей родной земли, ощущает надвигающуюся национальную катастрофу. Он пытается примириться с «Русью Советской», но не может в душе расстаться с «Русью уходящей».

Ещё не начались массовые расправы с поэтами и писателями. Но партийный публицист Г. Устинов в книге «Литература наших дней» (М., 1923) называет Есенина «неисправимым психобандитом». А в поэзии Есенина всё настойчивее звучит тема приближающейся смерти.

В 1925 году тридцатилетний поэт ушёл из жизни. Говорили о его самоубийстве, но новые данные, ставшие известными после открытия архивов, не позволяют говорить об этом с уверенностью. До сих пор обстоятельства смерти Есенина в Петрограде, в гостинице «Англетер», остаются невыясненными.

Много десятилетий стихи Есенина были под запретом. За чтение их можно было попасть в тюрьму и на каторжные работы. Только в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов любители поэзии стали произносить имя Есенина. Теперь его стихи известны и любимы каждым русским человеком. Стихи очень музыкальны, мелодия словно приходит сама собой.

 

2.  См. ответ на 4-й вопрос к стр. 82.

 

3.  Олицетворение в стихах Есенина

Есенин воспринимал природу цельно, как живой организм, поэтому часто использовал олицетворение.

«...Тихо льётся с клёнов листьев медь...»: «листьев медь» — метафора, медь «льётся» — олицетворение.

«Отговорила роща золотая...», «О всех ушедших грезит конопляник...», «нашептал ковыль...»: природные образы (роща, конопляник, ковыль) наделяются человеческими способностями — говорить, грезить.

«В саду горит костёр рябины красной...»: «костёр рябины» — метафора, костёр «горит» — олицетворение.

«...Как метель, черёмуха / Машет рукавом» — сравнение («как метель») в сочетании с олицетворением.

«Избы забоченились...» — в данной строке нет литературных приёмов. Поэт употребляет глагол «забоченились» как наиболее точно отражающий реальность: «забоченились» — значит завалились на бок от того, что брёвна или венцы подгнили.

 





загрузка...