загрузка...

Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 2

 

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

 

Михаил Афанасьевич Булгаков

Вопросы и задания к стр. 117-118

1.  Лев Толстой о душе писателя

Л. Н. Толстой писал: «В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» Что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев — мы ищем и видим только душу самого художника».

 

2. Жизнь Булгакова в статье В. Лакшина «Судьба Булгакова: легенда и быль»

Статья В. Лакшина «Судьба Булгакова: легенда и быль» включена в книгу «Воспоминания о Михаиле Булгакове».

В том фрагменте, который дан в учебнике, Лакшин не прослеживает всей биографии Булгакова, обращаясь к раннему периоду развития его таланта. Критик размышляет, почему нам интересно не только творчество Булгакова, но и его биография.

 

3.  Писатели, любимые Булгаковым

Среди любимых авторов Булгакова были Гоголь, Чехов и Салтыков-Щедрин. Они оказали огромное влияние на формирование Булгакова как писателя.

В жизни он общался с писателями старшего поколения: В. В. Вересаевым, Е. И. Замятиным, М. А. Волошиным, А. А. Ахматовой. Видимо, их жизненная позиция была ему ближе позиции большинства более молодых писателей.

Из писателей молодого поколения с Булгаковым были близки А. Файко и И. Ильф. Незадолго до смерти с ним познакомились А. Фадеев, К. Федин и Б. Пастернак.

 

4.  Почему нам интересна личность Булгакова

В. Лакшин в своей статье пишет: «Писатели большой судьбы знают о себе что-то, что мы о них до сих пор не знаем или не решаемся сказать. На этом перекрестье возникает интерес к самой фигуре творца, к его биографии, личности. Почему мы так мало знали о нём? Почему он с каждым годом всё более интересен?»

Лакшин рассуждает о том, что в пьесах и прозе Булгакова ощутимо некое обаяние, которое излучается поверх реплик героев. Хочется больше узнать о человеке, который так умеет выразить себя в слове, душа которого во всех произведениях проявляется так явственно. Булгаков дорог людям как человек, воплотивший в своей судьбе достоинство и мужество художника.

Интерес этот порождает внимание к биографии писателя и к его эпохе.

 

Поразмышляем над прочитанным (к стр. 118)

1.  Смысл названия повести «Собачье сердце»

Смысл названия повести «Собачье сердце» в том, что, во- первых, речь идёт в ней о собаке, которая на непродолжительное время биологически стала человеком. Во-вторых, эта собака проявила в человеческом обличье такие черты. характера, которые заставили главных героев — профессора Преображенского и его ассистента Борменталя глубоко задуматься о свойствах человеческой натуры и соотношении собачьего и человеческого в душе их подопечного.

 

2.  «Расчеловечивание» Шарикова

Шарикова «расчеловечивает» прежде всего некто Клим Чугункин, прежний обладатель части его мозга — вор и алкоголик. Председатель домкома Швондер усугубил этот процесс, научив новоявленного жильца «отстаивать права» и устроив его на работу в организацию по уничтожению бродячих котов.

 

3.  Выбор имени и отчества

Шариков выбирает имя и отчество для себя — Полиграф Полиграфович — потому что так было написано в календаре на дате его рождения — 4 марта. Как всякий примитивный и вульгарный обыватель, Шариков очень любил всё яркое и блестящее, нарочито выделяющееся. Он с подчёркнутым удовольствием носил лакированные блестящие ботинки, ядовито-голубой галстук, которые Преображенский считал уродливыми, вот и имя выбрал себе «кричащее». Апофеоз безвкусицы и вульгарности. С другой стороны, в послереволюционное время немало детей получили от родителей сходные имена. Правда, это были дети малообразованных родителей.

В процессе образования Шарикова Швондер дал ему читать переписку Энгельса с Каутским — крупным немецким деятелем социал-демократического движения. Конечно, смысл переписки умнейших людей своего времени совершенно недоступен не только для Шарикова, но и для самого Швондера. Но на тот момент эта переписка, по всей видимости, считалась «модной» книгой, чтение которой означает принадлежность к определённым кругам.

 

4.  Реальные и фантастические проблемы повести

Вполне реальной выглядит проблема взаимоотношений конструктивно настроенных и деструктивных социальных слоёв, наглость и самоуверенность люмпенов, незанятых ничем, кроме пения песен, проведения заседаний и писания всяческих «бумаг». Также реальна проблема воспитательная, когда взрослого хама и хулигана пытаются призвать к порядку мерами внушения и объяснения. Очевидно, что в организме Шарикова, который оказался выстроен по образцу генной памяти Клима Чугункина, накопились серьёзные органические пороки, которые делали всякий воспитательный процесс фактически невозможным. Но дело, понятно, отнюдь не только в органических изменениях. Хам, наглец и воришка, вполне сознательно лгущий, грубящий и ворующий, пытающийся брать «на понт», обязательно труслив, подобно испорченной уличной собаке, тявкающей из-за угла и пытающейся укусить прохожего за пятку. Такая собака (как и человек) признаёт и уважает только силу. Одним словом, добро должно быть с кулаками.

Фантастической (для того времени; в наши дни такая проблема начинает ощущаться как приближающаяся к актуальности) является проблема превращения животного в человека из-за пересадки зверю человеческого органа.

 

5.  Сатирическое разоблачение Швондера и Шарикова

Для сатирического разоблачения примитивности, умственной ограниченности теоретиков и практиков «казарменного рая» Швондера и Шарикова писатель использует такие изобразительные средства, как диалоги и монологи этих персонажей, замечания о них других людей, описания результатов их поселения в доме, наполненные юмором, иронией и гротеском.

 

6.  От чьего лица ведётся повествование в повести

В формулировке вопроса учебника допущена фактическая ошибка: повесть завершается не от имени автора, а от имени Шарика, как и начиналась.

Суть же столь разнопланового повествования в том, что надо было отобразить самые различные пласты реальности.

Рассказ начинается от имени Шарика, потому что надо было показать мир, в который он должен вскоре попасть, — мир людей. Мир людей, с точки зрения пса, — это та правда, которую трудно выразить человеческим языком, не впадая в цинизм. Кроме этого, необходимо было показать внутренний мир главного персонажа, то есть самого Шарика, когда он был ещё собакой, чтобы после разительнее был контраст с ним же в человеческом облике.

После надо было продемонстрировать момент превращения собаки в человека. Ничто лучше врачебного журнала, который вёл ассистент профессора Преображенского доктор Борменталь, не могло бы помочь отследить динамику превращений, а эмоции в таком журнале только подчёркивают всю необычайность происходящего.

Дальше идёт основное повествование, написанное от имени нейтрального рассказчика (не автора!). Это было желательно для наиболее бесстрастного рассмотрения всего происходящего. Последние предложения закольцовывают композицию, возвращая нас в мир собаки; это необходимо для финального завершения, чтобы у читателей не возникало вопросов относительно возможности внутренних перемен у Шарика после возврата ему его собственного гипофиза. Как нетрудно убедиться, перемен не произошло, и история получила удовлетворительное разрешение.

 

7. Спор между доктором Борменталем и профессором Преображенским

Говорить о том, какое сердце у Шарикова — собачье или человеческое, — можно по-разному, в зависимости от первоначальной установки. Физиологически это было собачье сердце, но профессор Преображенский и Борменталь спорят не об этом. Речь идёт о том, проявляет Шариков типично человеческие черты характера или же они — часть его собачьего прошлого. Конечно, таких людей, как Шариков, немало, что свидетельствует в пользу профессора Преображенского, тем более что человек, чей гипофиз был помещён в пса, отличался отвратительным характером, был вором и алкоголиком. Другое дело, что в своей основе человеческое сердце совершенно иное. Ведь спор фактически идёт о том, положительна природа человека или нет. Его можно разрешить так: изначально она неизбежно положительна, иначе человек не смог бы сформироваться как вид, но человек сам себя поместил в условия, противоречащие его природе, и его качества и свойства исказились под воздействием созданной им самим среды. В рамках спора профессора Преображенского и Борменталя более прав профессор.

 

8. Итоги эксперимента. «Шариковщина» как общественное явление

В результате своего эксперимента профессор пришёл к заключению, что его открытие не имеет никакого смысла.

Сам автор в произведении поднимает большое количество вопросов. Мы не можем непосредственно услышать мнение автора, мы можем лишь догадываться о нём по комплексу художественных приёмов, которые он использует. По вопросу об итогах эксперимента можно с большой долей вероятности предположить, что мнение автора с позицией профессора совпадает. Вообще профессор Преображенский не имеет в повести достойного оппонента и часто высказывается по разным поводам, что даёт основание предположить, что М. А. Булгаков использовал его в качестве трибуны.

Причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни заключается в том, что полноценное психофизиологическое здоровье человека и осознание им своего предназначения до сих пор не является уделом государственной политики. По-прежнему грубый неотёсанный, но нахрапистый невежда имеет большие возможности получать по жизни ситуативные преимущества и по-прежнему его трудно призвать к ответственности до тех пор, пока он, как в повести, не достанет из кармана пистолет. В это заключается и беда многих интеллигентных людей: они хуже организованы и склонны без должных на то оснований надеяться на лучшее, не принимая никаких мер к отражению агрессии «шариковых».

 





загрузка...
загрузка...