Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 2

 

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

 

Михаил Александрович Шолохов

Судьба человека

Вопросы и задания к стр. 193

1. Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова, главного героя рассказа «Судьба человека»

При чтении рассказа наиболее важными для раскрытия судьбы и характера Андрея Соколова представляются следующие эпизоды и факты его жизни: когда стал он водителем, то десять лет пролетели для него совершенно незаметно, а прошлое подёрнулось дымкой, через которую трудно было что-то различить. Также идеалом счастья была для него «крыша над головой», нормальное питание, добротная одежда и мирная, размеренная жизнь в семье. Когда он потерял это, тогда жизнь показалась ему лишённой всякого смысла. В себе он не находил достаточно опоры, чтобы начать жить заново. Теперь единственным смыслом его жизни стала постоянная скорбь по погибшим. Он считал, что жизнь его загублена, потому что центр своей жизни полагал не в себе самом, а в окружающих людях и предметах. Для простых людей того времени это была типическая ситуация, она определяла национальное самосознание и многие элементы культуры.

Важным эпизодом для понимания характера Андрея Соколова является момент, пропущенный в хрестоматии, когда он, попав в плен, удушил ночью предателя, готовившегося выдать своего командира. Это показывает в нём человека решительного и непримиримого к врагам, заботящегося не только о своей шкуре.

Очень показательно, что он не испугался, когда начальник лагеря пригрозил его убить, напротив, вёл себя с достоинством. Жажда жизни и борьбы кипела в нём постоянно, это ясно по тому, что при первом же возможном случае он бежал. Да не просто бежал, а ещё и важного немецкого начальника прихватил — то есть практическая смётка в нём была велика, и воевал он с умом, не теряя головы.

Его изболевшаяся душа нуждалась в заботе о ком-то, поэтому он и взял к себе беспризорного мальчугана. Под грубой неприхотливой внешностью в нём жила чуткая и отзывчивая душа.

Андрей Соколов был работящим и основательным человеком. Характер его можно определить как рассудительно-смелый и честный. Он был однолюбом, что говорит о глубокой душевной жизни.

 

2. Психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером

Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как именно в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цельность своего характера. Именно в этом моменте сконцентрировалась вся прошлая и будущая жизнь Соколова.

Конечно, и до этого, и после было много испытаний, грозящих смертью и требующих принятия немедленных решений, но эта ситуация — особенная. Никогда смерть не окружала Соколова таким плотным кольцом, не рассказывала о себе так отчётливо. Более того, смерть была персонифицирована, то есть представлена в виде злобного врага, имеющего над всеми пленными безграничную власть, а у Соколова было время подумать и принять решение. Все чувства и представления в такие моменты обнажаются до предела, в то время как физические и душевные силы подорваны, отчего противостоять было особенно тяжело.

Осознание возможной гибели дополнительно усиливалось предложением фашиста выпить и закусить, что после многих месяцев совершенного голода было сильнейшим искушением. Соколов рассказывает об этом в простых выражениях, но ясно, что только очень сильный и внутренне честный человек мог отказаться от предложенного. Фашист прекрасно понимал, что делал, он хотел унизить советского солдата перед смертью, поиздеваться над ним, но тот неожиданно проявил редкое мужество и с достоинством отверг иезуитские предложения.

Поняв, что может потерять лицо перед приятелями, которые наблюдали всю сцену, Мюллер решил продемонстрировать, что он может быть великодушным и щедрым и по достоинству оценивать мужество врага. Если бы он убил Соколова, то всем и ему самому прежде всего стало бы ясно, что русский его психологически победил. Сохранив же пленному жизнь и даже наградив его, фашист сохранял лицо. Поразительное спокойствие русского солдата и его сдержанность перед лицом смерти победили самоуверенную заносчивость и издевательский кураж временного победителя.

 

3.  «Участь простых людей в минувшей войне» (Шолохов)

В рассказе «Судьба человека» все герои — простые люди,

труженики, на войне бывшие солдатами. Их судьбы — это судьбы миллионов таких же простых людей. Ничего выдающегося не описывает М. А. Шолохов, нет великих решений, значительных планов, выдающихся открытий. Андрей Соколов — бывший батрак, рабочий плотницкой артели, слесарь, водитель. Его погибшая жена Ирина — сирота. Мальчик Ваня — тоже сирота, потерявший семью во время войны.

 

4.  Попытки Соколова преодолеть одиночество

Андрей Соколов пытался преодолеть своё одиночество, уехав далеко от родного города. Когда это не помогло, стал частенько выпивать. Но одиночество нельзя победить бегством и алкоголем, по-настоящему от него можно спастись, лишь начав заботиться о человеческой душе. Усыновив мальчика Ваню, Соколов будто ожил. Человеку всегда надо о ком-то заботиться. Мальчик, потерявший всех родных, и взрослый, зрелый мужик, также потерявший всех до одного родственников, в том числе и детей, — они воистину нашли друг друга.

Соколов страдал, но тянулся к жизни, поэтому и усыновил мальчика.

Слова «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать» Соколов и говорит в связи с признанием Вани о том, что у него никого нет. Соколов инстинктивно понял, что по одиночке они оба обречены на горе и несчастье. Вместе они могут преодолеть его. Два человека — это всегда гораздо больше, нежели один плюс один человек. Два человека — это уже выход за пределы самого себя, умение отдавать и принимать, это обмен энергией человеческого тепла и участия. Когда вода из одного водоёма постоянно переливается в другой и обратно, она не заплесневеет, не превратится в болото, как отграниченная от всего лужа.

Портрет Андрея имеет в рассказе очень большое значение, потому что основное повествование идёт от его лица. Большие тёмные руки рабочего человека, крепкое рукопожатие, усталая сутулость, переходящая в трагическую сгорбленность — всё это сообщает о характере человека не меньше его слов и хорошо поясняет их.

Автору было трудно смотреть в его глаза, «словно присыпанные пеплом», потому что он не мог ничем ему помочь. Участие в чужом горе — очень тяжкое дело, далеко не каждому и не в каждом состоянии оно под силу. Тоска незнакомого человека по своей изуродованной судьбе требует большого самоотречения и искренности у невольного свидетеля. Но такая вековая тоска очень чутка и обращается в мир с претензией на свою безысходность. В присутствии таким образом страдающего человека всегда смолкает всякое веселье и смех, всё погружается в унылое оцепенение. Автор не хотел попадать под воздействие Соколова, он не был готов бездейственно страдать рядом с ним, зато после он смог восстановить в мельчайших деталях эту встречу и проникновенно поведать о рей миллионам читателей.

 

5.  Пафос рассказа

Рассказ не вызывает ощущение безысходности, несмотря на свою трагичность, потому что он повествует об огромных народных силах, заложенных в каждом советском человеке. Умение преодолевать великие трудности и поддерживать друг друга при этом — вековая черта русских людей. Отдельная жизнь или смерть мало здесь добавляют или прибавляют. Умение упрямо цепляться за жизнь, помогать людям, работать на пределе сил — вот что рождает сдержанный оптимизм рассказа. С такими людьми, как Соколов, можно выиграть тяжелейшую войну и восстановить после порушенную жизнь — они не предадут и не подведут. И личная трагедия здесь растворяется в трагедии общенациональной, в необходимости восстанавливать всё заново, в готовности жить ради будущих поколений.

Можно сказать, что пафос рассказа — это пафос возрождения к жизни.

 

6.  Кто ведёт повествование в рассказе «Судьба человека»

В начале и конце рассказа повествование ведёт автор — сам

Шолохов. В основной части рассказа повествование ведётся от имени Андрея Соколова, таким образом, герой превращается в повествователя.

По манере рассказа всегда можно сделать вывод о характере рассказчика. Сам автор склонен к широким обобщениям, он видит не только отдельного человека, но целую галерею судеб, куда вплетается сейчас новый узор. Он обладает цепким внимательным взором, схватывающим мелкие детали и подробности встречи, может составить представление о встреченном человеке ещё до того, как тот расскажет о себе.

Характер Соколова можно понять по простонародной образной речи, точным скупым описаниям мест, событий и чувств. Он показывает себя наблюдательным, быстро схватывающим обстановку человеком. Свои беды он не живописует, говорит о них просто, что показывает его выдержку и достоинство.

 

7.  О названии рассказа

Обобщённый характер названия рассказа можно объяснить так, что история одной жизни, узнанная рассказчиком во время мимолётной встречи, являлась глубоко типической. Множество людей потеряли за войну свои семьи, оказались заброшены в места, от родных краёв отдалённые. Судьба Андрея Соколова сотни тысяч раз отразилась и повторилась в судьбах других солдат, поэтому М. А. Шолохов и выбрал для своего рассказа такое обобщающее название.

 





загрузка...