Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 2

 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Гай Валерий Катулл

Вопросы и задания к стр. 308

1.  Лирики-неотерики. Катулл

Гай Валерий Катулл принадлежал к той группе лириков, которую Цицерон в насмешку прозвал неотериками, то есть новыми поэтами.

В эпоху Республики в римской литературе преобладали крупные формы — эпос, драма. Время Катулла — это время конца Республики, когда ценности римского общества быстро изменялись, общественная жизнь уже не казалась такой важной, её место занимала частная жизнь.

Лирики вводили в поэзию и активно использовали малые литературные формы — эпиграмму, элегию, послание, темами лириков становились в основном человеческие чувства — дружба и любовь. На их творчество оказывала влияние александрийская поэзия с её вниманием к мифологии, изысканностью языка и сосредоточением на личных переживаниях авторов.

Катулл первым ввел в латинскую поэзию употребление различных размеров, известных в греческой поэзии, что сделало стихи более разнообразными, богатыми мелодически, способными отражать больший диапазон чувств.

Стихи Катулла стали не только основой для дальнейшего развития римской лирики, но остались её лучшими образцами.

 

2.  Лесбия — героиня стихотворений Катулла

Наиболее известны лирические стихи Катулла, посвящённые Лесбии, — так поэт называл реально жившую в то время Клодию, сестру народного трибуна. Клодия была типичной представительницей своего времени, когда в высших классах «нравы предков» пришли в полный упадок. Старая нерушимая римская семья сменилась легко и часто расторгавшимися браками и столь же лёгкими связями. Любовные похождения Клодии были известны всему Риму.

В посвящённых ей стихах Катулл с искренностью и страстной силой запечатлел любовь — глубокую и в то же время смешанную с презрением, мучительную ревность, горечь разрывов и счастье примирений.

Авторы учебника спрашивают, «что привело к разрыву поэта и Лесбии». Документально подтверждённых данных о полном разрыве Катулла и Клодии нет. На основе стихотворений мы можем только попытаться представить себе, как развивались отношения поэта и красивой женщины, отвергшей традиционные представления о нравственности.

Для Катулла любовь была едина в двух своих ипостасях — физической и духовной. Для Клодии была важна лишь физическая сторона отношений мужчины и женщины. Поэт же не мог ощущать целостность чувства без духовного единства. Это и послужило основой для надрыва отношений.

 

3.  Художественные приёмы, используемые Катуллом

Своими учителями неотерики считали поэтов-александрийцев. Катулл первый ввёл в латинскую поэзию употребление различных размеров греческой поэзии, необычных ритмов, что в те годы воспринималось как новшество, как выразительный литературный приём.

Катулл часто пользовался сравнениями, употреблял географические названия, перемещал сюжетный центр в конец стихотворения, что заставляло читателей внимательно следить за развитием сюжета. Поэт употреблял выражения высокие и считавшиеся грубыми, сознательно сочетал архаические выражения и модные греческие заимствования. Эти приёмы в соединении давали эффект эмоциональной напряжённости, держали внимание читателя и слушателя.

 

4.  Стихотворение Катулла «Мальчику»

 

А. С. Пушкин

МАЛЬЧИКУ (Из Катулла)

Minister vetuli puer.

Пьяной горечью Фалерна

Чашу мне наполни, мальчик!

Так Постумия велела,

Председательница оргий.

Вы же, воды, прочь теките

И струёй, вину враждебной,

Строгих постников поите:

Чистый нам любезен Бахус.

 

А. А. Фет перевёл множество стихотворений Катулла, в том числе и «Мальчику».

 

5.  Стихотворение Катулла «Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может...»

В учебнике в переводе А. Пиотровского помещено два стихотворения Катулла. Первое посвящено любви, второе — дружбе.

Перечитаем первое стихотворение. Катулл пишет о том, что его отношение к Лесбии сочетало в себе и «преданную дружбу», и любовь, подобную «крепким и вяжущим узам». Ценность и уникальность для того времени отношения поэта к любимой была именно в сочетании, в единстве этих двух чувств.

Слова «Ныне ж расколото сердце» говорят о том, что чувства дружбы и любви вошли в противоречие друг с другом. Страстное влечение сохраняется даже после того, как поэт узнаёт о недостойном поведении женщины. Но как человек, обманутой в своих ожиданиях, он не может доверять Лебсии, то есть ощущать её своим другом.

Мужчинами докатулловской эпохи такое раздвоение не ощущалось уже потому, что в женщине они не видели друга, так что вопрос о двух уровнях отношений даже не стоял. Катулл увидел в женщине не только красоту тела, способность принести физическое удовлетворение, но и духовную красоту. Лесбия же оказалась недостойной такого отношения. Ощущением духовного страдания подобного рода Катулл вносит новое не только в поэзию, но и в становление высокой человеческой этики.

 





загрузка...