Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 2

 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Квинт Гораций Флакк

Вопросы и задания к стр. 314

1. Смысл стихотворения Горация «К Мельпомене» («Памятник»)

В древности великие мира сего — египетские фараоны, греческие и римские правители — стремились запечатлеть память о себе в зримых образах: пирамидах, огромных храмах, статуях.

Гораций первый в своём стихотворении сказал о нетленности человеческого слова, высоко оценил миссию поэта. Время показало, что Гораций в своей высокой оценке был прав.

 

2-3. Гораций: «К Мельпомене». Г. Р. Державин: «Памятник». А. С. Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

Учебник предлагает сравнить названные стихотворения.

Начать надо с того, что произведения Державина и Пушкина по праву считаются самостоятельными стихотворениями, а не переводами Горация. Однако в их основе всё же лежит текст великого римского поэта. Оба русских поэта стремятся сохранить структуру латинского стихотворения, но наполняют его реалиями собственной жизни и своего времени. При этом текст Державина значительно более близок тексту Горация.

Основные элементы:

- поэзия более прочна, чем пирамиды и памятники;

- поэзию не сокрушат обычные бедствия, не победит и время;

- «Нет, не весь я умру...»: поэт живёт до тех пор, пока живёт

народ, говорящий на его языке;

- путь поэта: из «ничтожества» к высотам славы, перечисление

заслуг;

- обращение к Мельпомене (музе).

У Державина среди заслуг появляются характерные строки, определяющие высокий духовный статус поэта, не зависящий от светской власти:

 

...В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

 

В конце стихотворения он вновь подчёркивает ту же мысль, которой не было у Горация:

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай...

 

Венчать поэта славой не во власти «земных богов» — царей. Поэт прославляет не самого себя, он не просит лаврового венка, но возносит само искусство: через творчество поэта муза венчает «зарёй бессмертия» своё чело.

В пушкинском стихотворении появляется тема отношения народа к своему поэту («...К нему не зарастёт народная тропа...») и тема противостояния, а порой и противоборства поэта и власти («...Вознёсся выше он главою непокорной / Александрийского столпа»).

Гораций и Державин связывают своё поэтическое бессмертие с бессмертием языка, на котором они писали. Пушкин говорит не о носителях языка, а о поэтах — людях с поэтическим мироощущением, независимо от национальности. Тем самым он утверждает, что подлинная поэзия не ограничивается рамками языка. Не упоминает Пушкин и о «ничтожестве» и «безвестности».

Деяния, которые ставит себе в заслугу Пушкин, отличаются от тех, что упоминают Горация и Державин:

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

 

Заключительное обращение к музе прямо противоположно обращению Горация: тот хочет, чтобы ему «ныне», при жизни, «увенчали главу» «лаврами Дельф». Державин говорит о самодостаточности искусства: «...И презрит кто тебя, сама тех презирай...». Пушкин не требует венца, то есть славы в сегодняшнем дне; он призывает музу встать выше мнений человеческих и подчиняться только «веленью Божию».

Каждое из этих стихотворений ярко свидетельствует о том, как представляли роль поэта в жизни общества и как изменялись эти представления.

 





загрузка...
загрузка...