Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 2

 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Иоганн Вольфганг Гёте

Вопросы и задания к стр. 346

1. Города, с которыми связана жизнь и творчество Гёте

Гёте родился во Франкфурте-на-Майне. Творческий путь писателя начался в Лейпциге и Страсбурге.

В 1775 году молодого, но уже известного писателя пригласил в свою столицу Веймар герцог Саксен-Веймарский. В Веймаре, бывшем в то время культурной столицей Германии, и прошла жизнь Гёте.

В 1786 году Гёте на два года уезжал в Италию, изучая искусство античности и Возрождения. Затем он покидал Веймар ненадолго для лечения в Карлсбаде и Мариенбаде.

В наши дни в доме, где Гёте провёл большую часть своей жизни, работает музей.

2. Начало творческого пути Гёте. «Буря и натиск»

Писать Гёте начал в Лейпциге и Страсбурге. Но важнее всего

не место, а историческая и культурная ситуация.

Важно то, что свой творческий путь Гёте начал как участник литературного движения «Буря и натиск», названного так по одноимённой драме Ф. М. Клингера. В раздробленной Германии, разделённой почти на 30 маленьких государств, в которых часто правители были деспотами, молодые литературы глубоко восприняли идеи гуманизма, прониклись созидательным пафосом эпохи Просвещения. Отвергая застывшую эстетику классицизма, они отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом.

Главным теоретиком движения был И. Г. Гёрдер.

Когда мы говорим о гении Пушкина, нельзя забывать о том, что в ту эпоху жили и писали блистательные поэты. Пушкин был выдающимся. Но это не была одинокая вершина в ровном поле: рядом возвышались своеобразные и прекрасные вершины.

Когда мы говорим о Гёте, нельзя забывать, что рядом с ним творили его товарищи по «Буре и натиску» — драматурги и поэты Ф. Шиллер, Я. М. Р. Ленц, Ф. М. Клингер, Г. Л. Вагнер, К. Ф. Д. Шубарт, И. Г. Фосс, Л. Г. К. Хёльти, Г. А. Бюргер и другие.

3. А. С. Пушкин о драме Гёте «Фауст»

Упоминания о Гёте буквально рассыпаны по письмам и литературным заметкам Пушкина. Чаще всего по отношению к Гёте Пушкин употребляет эпитет «великий».

В 1824 году, будучи в Одессе, он пишет в письме своему лицейскому другу В. К. Кюхельбекеру (?): «...читая Шекспира и Библию, святый дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гёте и Шекспира».

В заметках о литературе («Есть различная смелость...») Пушкин размышляет о разных видах писательской смелости. Можно употреблять отдельные выражения, которые «сильно и необыкновенно передают нам ясную мысль и поэтические картины», использовать нетрадиционные в литературе слова, и читатели будут находить эти выражения «смелыми».

Пушкин заключал свои размышления так:

«Жалка участь поэтов (какого б достоинства они, впрочем, ни были), если они принуждены славиться подобными победами над предрассудками вкуса.

Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческою мыслию — такова смелость Шекспира, Dante, Milton'а, Гёте в «Фаусте», Молиера в «Тартюфе»».

Народная основа «Фауста» Гёте

В основу гётевского «Фауста» легла народная книга, изданная в 1587 году во Франкфурте-на-Майне, — «История о докторе Иоганне Фаусте, прославленном волшебнике и чернокнижнике. О том, как он на договорный строк продался дьяволу, какие диковинные приключения он за это время увидел, сам предпринимал и испытывал, пока не постигла его, наконец, заслуженная кара. Составлено на основе его собственных, им оставленных сочинений. Собрано и приготовлено к печатанию для добросердечного назидания всем высокомнительным, самоуверенным и безбожным людям. Да будет им это страшным примером, отвращающим поучением...»

4. «Посвящение». «Пролог на небесах»

В «Посвящении», лирической части драмы, говорится, что автор решил вернуться к замыслу, который давно волновал его: «И я прикован силой небывалой / К тем образам, нахлынувшим извне».

«Прологе в театре» — драматическая часть, она представляет собой разговор Директора театра, Поэта и Комического актёра, которые — каждый на свой лад — беседуют об искусстве.

Директор смотрит на театр с коммерческой точки зрения: ему важно, чтобы публика валом валила на спектакли.

Поэт, создающий драмы для театра, говорит о своём презрении к толпе и устремлённости к поэтическим вершинам в «обители грёз».

Для Комического актёра важна слава, ради которой он готов потакать «капризам публики». Он понимает закон восприятия толпы: «Чем шире наших слушателей круг, / Тем заразительнее впечатление». Этот вывод подтверждён многочисленными наблюдениями нашего времени: чем больше толпа, тем быстрее она возбуждается.

Слава нужна актёру не когда-нибудь, а именно сейчас: «Восторги поколенья — не безделка».

Таким образом, каждый из создателей театральной постановки смотрит на театр по-разному. Вместе они создают один спектакль.

5. Пафос трагедии «Фауст»

Пафос — идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения (или всего творчества).

Пафос трагедии «Фауст» в поисках смысла бытия, в вечном стремлении человека постигнуть тайну мироздания, познать возможности и пределы человеческого разума и духа.

Конфликт «божественного» и «дьявольского» в душе самого Фауста вырастает в трагедию испытания самой человеческой природы, веру в которую утверждает Гёте.