Основы литературоведения

Глава VIII. Основы стиховедения

 

Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения

 

Фонетически ритм стиха – это повторяемость каких-либо элементов во времени. Какие элементы будут повторяться – зависит от конкретной системы языка. Обязательным условием должно быть одно: фрагменты звучащего текста отделяются относительно долгими паузами, причем эти паузы не совпадают с членением разговорной речи. Эта пауза (большая межстиховая пауза) – важнейшее условие того, что речь будет восприниматься как стих. Собственно, «стих» – это и есть кусочек фразы между паузами. Это значение сохранилось до сегодняшнего дня. Когда вы прочитаете фразу «В стихотворении Пушкина в четвертом стихе мы видим…», то понимать ее надо «в четвертой строчке», поскольку в письменном тексте стихи, как правило, ассоциируются со строками.

М. Л. Гаспаров пишет об этом так: «Заданное членение на стихи – необходимый и достаточный признак стихотворного текста. Тексты, никакой иной организации не имеющие, уже воспринимаются как стихи (так называемый свободный стих) и приобретают характерную стиховую интонацию – независимые от синтаксиса паузы на границах стихов, повышение голоса в начале стиха, понижение к концу».[1] То есть фактически стих становится стихом благодаря тому, что его строение радикально отличается от нормы прозы. Графически это можно представить так.

 

Схема прозы:

 

----------------------------------------------------------------------------------//------------------------ //----------------------------------------------//------------------------------//---------------------------------

 

-----//----

 

Схема стиха:

 

--------------//

 

---------------------//

 

-------------------//

 

--------------------------//

 

-------------------//

 

Выше уже говорилось, что графическое оформление не может считаться важнейшим, а уж тем более единственным критерием. Важно то, что этим оформлением подчеркивается. Реальный стих не просто дробит речь на отрывки, но устанавливает «вертикальные» отношения между самими отрывками. Чем более упорядоченнымибудут эти отношения, тем отчетливее будет ощущаться стих. Принципы упорядочивания в разных культурах различны и зависят от общих норм языка. Однако в целом выбор не так уж велик: упорядочивающими факторами могут быть мелодика, ударение, высота тона, долгота или краткость слога, число слогов в стихе. Лимит возможностей на том фактически исчерпывается. Другое дело, что могут быть комбинации этих факторов, целиком зависящие от культурной традиции и особенностей фонетики.

Так, во французском и польском языках фиксированное слабое ударение не позволяет использовать его как ритмообразующий фактор. Все слоги приблизительно равны по длительности и ударению, поэтому фактором, который лег в основу стихосложения этих языков, стало число слогов в стихе. Это силлабическая (слоговая) система.

В древнегреческом языке звуки существенно различались между собой по долготе – ритм задавался чередованием кратких и долгих слогов – это метрическая (античная) система. За организующую единицу стиха принималась так называемая мора – время произнесения слога с краткой гласной, а долгий слог равнялся двум морам. Нечто подобное выдающийся лингвист Е. Д. Поливанов отмечал в восточных языках (кроме того, там важное значение имеет высота тона).

Если актуализируется принцип ударения, перед нами тоническая (ударная) система.

Если число слогов и количество ударений – силлабо-тоническая (слогово-ударная).

Возможно и множество промежуточных случаев, когда в создании ритма принимает участие сразу группа факторов.

Попытки специалистов как-то упорядочить разные системы стихосложения, выстроив оппозиции типа «количественная группа (упорядоченные долгота и краткость) – качественная группа (акцент на ударениях)», «метрическая группа – дисметрическая группа», к серьезным успехам не приводят, поскольку очень много промежуточных случаев и трудно выбрать надежный критерий. Поэтому неизбежно возникает разноголосица. Одни исследователи воспринимают «количественное» синонимом «метрическое», другие разводят эти понятия. Возможны и другие подходы. Скажем, М. Л. Гаспаров выделяет силлабическое стихосложение (число слогов в стихе), мелодическое стихосложение (число и расположение слогов определенной высоты), квантитативное, или метрическоестихосложение (принцип долготы-краткости слога) и тоническое стихосложение (принцип силы произнесения, ударения)[2]. Все это имеет право быть, но пока наша задача – разобраться с основами стиховедения и прежде всего с теми системами стиха, которые играют заметную роль в русской поэзии.

 

[1]Гаспаров М. Л. Стихосложение // БСЭ, 3-е изд. Т. 24. Кн. I. М., 1976. С. 522.

[2] Гаспаров М.Л. Стихосложение // БСЭ, 3-е изд. Т. 24. Кн. I. М., 1976. С. 522–523.





загрузка...