Основы литературоведения

Аннотированный список учебной и справочной литературы

 

Создание списка учебной литературы по такому предмету, как «Литературоведение», – задача нелегкая. Существует огромное количество учебников и пособий, различающихся и глубиной, и актуальностью для современной науки, и стилем изложения, а главное – исходным пониманием того, что такое вообще литературоведение. Кроме того, есть много изданий, формально учебными пособиями не являющихся, но весьма актуальных для студента, начинающего изучение литературоведения. В то же время рекомендованный для студентов список литературы не может быть слишком уж большим, в противном случае он просто теряет смысл, будет восприниматься не как рекомендация, а как «телефонный справочник» имен и названий. 

Следует также учитывать и реальные возможности начинающего филолога. Далеко не вся литература, которую профессионал высоко ценит, окажется доступной пониманию студента младших курсов. Идеи крупных ученых на первых порах должны быть адаптированы, иначе можно добиться противоположного результата. По себе знаю, что в свое время «неосторожная» попытка самостоятельно понять идею романного слова у Бахтина на несколько лет оттолкнула меня от трудов этого выдающегося филолога – столь сильным было убеждение, что я тут ничего не понимаю и не пойму.

С другой стороны, не хотелось бы просто рекомендовать литературу «для сдачи экзамена». Рекомендованный список, как мне представляется, должен намечать и какие-то перспективы, в этом смысле простота изложения не может быть единственным критерием рекомендованной литературы. Этот список должен быть составлен «на вырост», то есть предполагать будущий профессиональный рост студента.

Поэтому любая попытка создать адекватный список литературы по определению не может быть до конца успешной, всегда останутся вопросы, почему это есть, а того нет.

В то же время, хорошо понимая все неизбежные потери, я считаю, что аннотированный список, хоть как-то приоткрывающий начинающему филологу мир современного литературоведения, в пособии необходим. А его усечение и расширение могут происходить естественным путем по мере накопления студентом опыта и знаний.

 

I.  Учебники и учебные пособия

 

1. Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник/Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985. Одно из лучших пособий по анализу стихотворения, своеобразный «мастер-класс» для начинающих филологов. Известные филологи во главе с В. Е. Холшевниковым демонстрируют блестящие анализы отдельных стихотворений русских поэтов разных веков.

2. Богомолов Н. А. Краткое введение в стиховедение. М., 2009. Есть электронная версия http://medialib.pspu.ru/page.php?id=1152 Небольшое, но выверенное и точное пособие известного литературоведа Н. А. Богомолова отличается высокой степенью адаптированности научного стиля под возможности студента 1-го курса. Главное достоинство пособия – сочетание подлинной научности и простоты изложения.

3. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник. М., 2002. Есть электронная версия: http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=24&id=1189676744&p=0 Фундаментальное объемное учебное пособие одного из самых авторитетных эстетиков в современной России. Объем информации очень велик, далеко не все в этом учебнике напрямую связано с курсом «Введение в литературоведение». В то же время учебное пособие Ю. Б. Борева по праву является «настольной книгой» многих студентов.

4. Введение в литературоведение / Под ред. Л. М. Крупчанова.  М., 2009. Традиционный для отечественной науки учебник, написанный группой авторов. Учебник ориентирован на российскую традицию понимания литературоведения, западные концепции представлены слабо. В то же время это учебник сегодняшнего дня, написанный с современных позиций. Он весьма популярен у российских студентов. В ряде вузов, насколько мне известно, он рекомендован как основной учебник по курсу «Введение в литературоведение».

5. Введение в литературоведение. Литературное произведение / Под ред. Л. В. Чернец. М., 2002. Пособие создано большой группой авторитетных филологов и построено по словарному принципу. Книга очень полезна, написано современно, хотя некоторые статьи начинающему филологу могут показаться сложными. В то же время пособие учитывает современную проблематику и современную литературоведческую терминологию.

6. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, И. Ф. Волков и др.; Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1988. Этот  учебник  является классическим образцом советского литературоведения позднего периода. Фундаментальная научность, прекрасное знание авторами мировой теории литературы – с одной стороны, и избыточная социологизация и идеологизация литературы – с другой. Если абстрагироваться от идеологических клише, то надо признать, что учебник написан хорошими профессионалами и сохраняет научную и учебную ценность.

7. Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995. Учебник И. Ф. Волкова написан по традиционной схеме, подробно прописан раздел о литературе как виде искусства, традиционно и доступно изложены роды и жанры литературы. Последняя часть книги посвящена различным литературным направлениям. Учебник может быть использован при освоении курса «Введение в литературоведение».

8.Давыдова Т. Т., Пронин В. А. Теория литературы. М., 2003. Компактное учебное пособие Т. Т. Давыдовой и В. А. Пронина адресовано студентам смежных с филологией специальностей (библиотекарям, журналистам и т. д.). Естественно, авторы стремились к более адаптированному изложению, сохраняя при этом научную строгость. Книга называется «Теория литературы», но по структуре и по стилю изложения более походит на учебник по введению в литературоведение, что и понятно, если учесть потенциального адресата. Пособие вполне может быть использовано для освоения курса «Введение в литературоведение».

9. Жирмунский В. М.  Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996. Судьба этой книги трагична и показательна. В. М. Жирмунский – гордость русской филологии, один из самых блестящих знатоков литературы. Его лекции по литературоведению могли бы стать украшением советской литературоведческой школы. Но неоправданные репрессии против автора в конце 40-х надолго задержали издание. В результате лекции 40-х годов, обработанные и отредактированные его учениками,  были опубликованы уже через много лет после смерти В. М. Жирмунского. Однако в этой многолетней задержке оказались и свои плюсы: при подготовке издания были сняты фрагменты, связанные с идеологическими клише 40-х годов, которые сегодня мешали бы увидеть глубину и красоту мысли ученого. Поэтому книга В. М. Жирмунского смотрится вполне адекватной сегодняшней науке, стилистически же она сохраняет лекционную манеру, поэтому читается и понимается достаточно легко.

10. Зенкин С. Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учебное пособие. М., 2000. Есть электронная версия http://viperson.ru/wind.php?ID=597491 Не очень объемное, но очень информативное пособие С. Н. Зенкина резко контрастирует с привычной традицией. Оно выполнено в русле структурно-семиотической концепции, с опорой на идеи Р. О. Якобсона, Ю. М. Лотмана и др. Пособие довольно сложное по стилистике изложения, но очень интересное для тех, кто хотел бы понять логику и методологию современных филологов, прежде всего западноевропейских.

11. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М., 1980. Книга известного польского филолога Г. Маркевича интересна прежде всего фундаментальностью, открытостью мировой науке. Автор великолепно ориентируется в западноевропейском и восточноевропейском литературоведении. Г. Маркевич не предлагает каких-то принципиально новых методологий, но широта обзоров впечатляет. В целом исследование Маркевича будет сложно восприниматься, но отдельные главы вполне доступны заинтересованному студенту.

12. Николаев П. А. Введение в литературоведение. Курс лекций.  http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1181486 Опубликованный в сети Интернет цикл из двенадцати лекций известного теоретика П. А. Николаева может значительно обогатить представления начинающего филолога о литературе. Это именно лекции, поэтому текст создан «с поправкой на адресата», смысл лекций будет понятен студенту младших курсов. Лекции П. А. Николаева не полностью перекрывают содержание курса «Введение в литературоведение», но некоторые темы изложены достаточно подробно.

13. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И.,  Бройтман С. Н. Теория литературы: В 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Один из самых известных современных учебников по теории литературы, вводящий студента в терминологию и методологию современной науки. Для студента первого курса учебник явно сложный, но это одно из тех пособий, к которым надо «привыкать». По мере профессионального роста студента будет все более открываться глубина и ценность этого пособия.

14.  Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: в 3-х т. М., 1962–1965. Фундаментальный трехтомник, сохраняющий научное значение. Каждый том посвящен какой-то важнейшей проблеме теории литературы. Статьи написаны прекрасными специалистами, учтены новейшие (на время издания) отечественные и зарубежные концепции. Этот трехтомник уже полвека является одним из наиболее известных и авторитетных изданий в области теории литературы.

15.  Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1963. Учебник Л. И. Тимофеева в советское время был одним из самых популярных, несколько раз переиздавался. Современными глазами этот учебник смотрится несколько архаичным, некоторые темы (например, «идея» или «образ») отмечены печатью советской идеологии. В то же время ряд тем (прежде всего «стиховедение», признанным знатоком которого был автор) изложены глубоко и понятно.

16.  Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2002. Книга Б. В. Томашевского была написана еще в 20е годы прошлого века, но на многие десятилетия «выпала» из литературоведческого обихода по причинам, не имеющим отношения к подлинной науке. Сегодня к идеям Томашевского вновь возник огромный интерес, его теория, выросшая из исканий формализма, но преодолевшая многие ограничения этого метода, оказалась созвучной современной науке. Книга Томашевского написана глубоко, но стилистически она не очень сложная, его идеи вполне доступны для понимания заинтересованными студентами.

17.  Тюпа В. И. Художественный дискурс (введение в теорию литературы). Тверь, 2002. Книга доступна в сети Интернет http://poetics.nm.ru/#lvt Слово «дискурс», как правило, мало что говорит начинающему филологу. Между тем, это один из наиболее востребованных современной мировой филологией термин. Лекции известного специалиста В. И. Тюпы позволят студенту понять сущность и значение дискурсивного подхода. Стиль книги не очень простой, но в значительной мере адаптирован под возможности студента, особенно если сравнивать его с большинством других исследований, прежде всего западноевропейских, посвященных теории дискурса.

18.  Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978. Книга американских теоретиков Р. Уэллека и О. Уоррена была создана в середине прошлого века и сразу получила признание в мире. Она переведена на многие языки и является одной из общеизвестных у филологов. Литературное произведение представляется авторам сложной структурой, требующей адекватного научного языка. Несмотря на фундаментальность поставленных проблем, книга написана не слишком сложно, хотя начинающий филолог, естественно, будет испытывать сопротивление материала. В то же время современный филолог к этой проблематике и этому языку должен привыкать.

19.  Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004. Книга известного польского филолога Е. Фарино уже давно, даже еще не будучи изданной в России, вошла в обиход отечественных филологов. По структуре и по терминологии она мало похожа на классические русские учебники. Это, скорее, фундаментальная монография, посвященная прежде всего внутреннему миру произведения и повествованию. Автор – сторонник структурного подхода и с блеском демонстрирует его возможности. В то же время большинству студентов текст покажется непривычным и сложным, книга Фарино требует уже более или менее подготовленного читателя.

20.  Федотов О. И. Основы теории литературы: в 2-х ч., М., 2003. Учебник О. И. Федотова написан по «классической» для отечественной науки схеме, в первом томе говорится о литературном произведении в теоретическом аспекте, во втором речь идет о стиховедении и о родах литературы. Пособие написано «с поправкой» на реальный уровень студентов, поэтому читается довольно легко.

21.  Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. Одно из самых популярных у студентов изданий. Безусловно авторитетное и обстоятельное. В книге В. Е. Хализева учтены многие новейшие концепции, сама проблематика актуальна для науки XXI века. Стоит, правда, помнить, что это учебник по теории литературы и адресован он  студентам старших курсов. Для начинающих филологов многие главы будут сложными.

22.  Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ романного текста: Учеб. пособие. М., 2004. Пособие А. Я. Эсалнек посвящено в основном становлению жанра романа, но в проблематике выходит за границы исследования истории жанра. Книга написана достаточно простым языком и может быть полезна тем, кому интересен теоретический взгляд на эволюции русской и советской прозы.

 

II. Хрестоматии

 

1. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное пособие/ Под ред. П. А. Николаева, А. Я. Эсалнек. М., 2006. Объемная, хорошо подобранная и прокомментированная хрестоматия. Построено пособие по тематическому принципу, то есть подобраны фрагменты из сочинений философов и филологов, отражающие какую-то вынесенную в заглавие раздела теоретическую проблему. В конце пособия достаточно подробно и четко проанализированы новейшие западные теории, что позволяет студенту войти в пространство современной мировой филологии.

2. Введение в литературоведение. Электронное учебное пособие. Внутриуниверситетская программа ЮГИНФО РГУ (ЮФУ) «Современные информационные технологии в образовании» (2006). Руководитель проекта – В. Н. Чубарова. http://litved.rsu.ru/index.htm Электронный проект (не полностью завершенный) филологов Ростова по сравнению со многими другими пособиями кажется бедноватым, но имеет ряд преимуществ. Во-первых, он легко доступен, совершенно понятна навигация, а во-вторых, по важнейшим темам (к сожалению, не всем) хорошо подобраны комментарии и определения из энциклопедических статей и монографий авторитетных ученых, снабженные некоторыми комментариями. В этом смысле пособие удобно для подготовки к экзамену, во всяком случае, по ряду тем.

3.  Мысль, вооруженная рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха. Л., 1983. Непревзойденное в своем жанре издание, составленное и прокомментированное известным специалистом В. Е. Холшевниковым. Пособие представляет собой цикл небольших статей по истории развития русского стиха с огромным числом текстовых иллюстраций. Это уникальный жанр: хрестоматия, нацеленная на иллюстрацию теоретических положений стиховедения.

4. Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов филологических факультетов / Автор-составитель Н. Д.  Тамарченко. М., 1999. Хрестоматия, составленная Н. Д. Тамарченко, – издание в своем роде уникальное. Хрестоматия составлена по тематическому принципу, в ней сведены вместе и переведены на русский язык показательные цитаты из работ ученых разных стран и научных школ. В этом смысле она является бесценным помощником для филолога, ориентиром в огромном мире современной филологии. В то же время начинающему филологу надо быть осторожным, книга не адаптирована, разные, порой не совпадающие мнения ученых не комментируются. Для опытного филолога это не опасно, а начинающий может «заблудиться» в обилии имен и мнений.

5.Хрестоматия по теории литературы / Составитель Л. Н. Осьмакова. М., 1982. Хрестоматия составлена по историческому принципу и сохраняет учебную ценность. Правда, теории XX века и первого десятилетия XXI века в ней практически не отражены. Но выдержки из произведений авторов прежних эпох (от Платона до Плеханова) подобраны умело и точно.

 

III. Словари и энциклопедии

 

1.Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. М., 1966. Есть электронная версия  http://feb-web.ru/feb /kps/kps-abc/ Поэтический словарь замечательного стиховеда А. П. Квятковского пользуется заслуженной славой у филологов. Это в меру компактный, но в то же время подробный словарь, где достаточно просто излагается значение большинства стиховедческих терминов. В словаре много примеров, он очень удобен для работы. Электронная версия ФЭБ (фундаментальной электронной библиотеки) эту работу еще более упрощает.

2. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962–1978. Одно из наиболее известных справочных изданий в современной отечественной филологии. Энциклопедия состоит из восьми томов, построенных по словарному принципу, и дополнительного девятого тома, включающего статьи, по каким-то причинам не попавшие в первые восемь. То есть девятый том вновь построен по принципу «от А до Я».

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Объемное и весьма авторитетное издание, созданное большим коллективом известных современных теоретиков. Словарь (энциклопедия) состоит из достаточно развернутых статей, подробно разъясняющих значение того или иного термина. Уровень изложения и научного мышления полностью соответствует современному состоянию науки.

4. Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929–1939. Есть электронная версия http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ Очень ценное для филолога издание, созданное в 20-е – 30-е годы, но сохраняющее и историческую, и научную ценность. Многие статьи написаны выдающимися учеными на высочайшем профессиональном уровне. Издание, к сожалению, не было завершено, одиннадцатый том обрывается на букве «Ф». Соответственно, статей на «Х, Ц» и далее в этой энциклопедии нет.

5. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М.; Л., 1925. Есть электронная версия http://feb-web.ru/feb/slt/abc/ Очень интересное и теперь легко доступное издание, созданное в 20-е годы известными специалистами. Энциклопедия не только сохраняет научную ценность, но хорошо передает атмосферу «бурных двадцатых», когда «брожение умов» еще не было поставлено под строгий партийный контроль.

6. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. Объемное издание, вошедшее в «классическую библиотеку» современного русского филолога. Словарь однотомный, но весьма объемный и по размеру, и по содержанию. Словарь разбит на две части – терминологическую и персональную. Каждая из них строится по логике «От А до Я». То есть одна часть посвящена описанию значений терминов и понятий, другая дает краткие сведения о писателях. Словарь составлен большим коллективом авторов и выполнен на высоком профессиональном уровне.

7.  Педагогическое речеведение. Словарь-справочник  / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М., 1998. Электронная версия доступна в сети Интернет http://www.nibru.ru /book.php?id=268 По заглавию это издание кажется довольно далеким от курса «Введение в литературоведение», но в реальности это прекрасный справочник по теории речи, в том числе речи художественной. В статьях учтены новейшие представления о художественном слове и тексте. Пособие адресовано учителям-словесникам, но многие статьи вполне доступны пониманию студента.

8. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева. М., 1974. Этот словарь является настольной книгой отечественных учителей-словесников. Он относительно компактен, но в то же время разъясняет значение большого числа терминов литературоведения. С позиций сегодняшнего дня недостатком словаря является то, что в нем очень слабо представлена терминологическая традиция западноевропейского литературоведения XX века. Но классическая терминология и терминология, принятая в русской традиции, представлены достаточно полно.

9. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник / Ред. и сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. М., 1996. Энциклопедический справочник, составленный группой специалистов по западноевропейской и американской эстетике XX века, подробным образом комментирует термины и понятия, принятые частью западноевропейских филологических школ. Справочник по объему не очень большой, но чрезвычайно информативный. Правда, для студентов младших курсов и терминология, и разбираемые методологии окажутся очень непривычными, и без помощи квалифицированного специалиста студент едва ли справится с этим материалом. Но по мере становления профессиональных навыков книга будет все доступнее и интереснее.

 





загрузка...