Вопросы русской литературы выпуск 12/2006

Резюме

История русской литературы
Л. М. Борисова, Е. Г. Демина (Симферополь). Соцреалистический канон и канонический текст (творческая история рассказа Ф. Гладкова «Вдохновенный гусь»).
На примере трех редакций рассказа Ф. Гладкова «Вдохновенный гусь» в статье прослеживается подчинение реалистического начала идеологическому в русской литературе 1930 — 1950-х годов.
Ключевые слова: советская литература, социалистический реализм.

Т. В. Кеба (Каменец-Подольский). Тема города и «городской» души в лирике И. Анненского.
В статье анализируются особенности художественного воплощения темы города и «городской» души в лирике Анненского. Отмечается, что в центре внимания поэта — трагическая сущность расколотого сознания личности начала века с ее пестротой и противоречивостью, поисками цельности и тоской повторяющегося однообразия жизни.
Ключевые слова: поэтика, символ, образность, сознание.

О. Н. Николенко (Полтава). Русский Джойс («Река Потудань» и «Возвращение» А. Платонова).
В статье рассмотрены два рассказа А. Платонова «Река Потудань» и «Возвращение» с точки зрения темы возвращения, которая является ключевой для мировой литературы XX века. Проанализированы философские и фольклорные источники произведений, их экзистенциальное содержание, мотивная структура, символика, способы организации повествования.
Ключевые слова: тема, мотив, образ, символ, архетип.

И. В. Остапенко (Симферополь). Пейзаж в художественной системе Б. Чичибабина.
В статье анализируется роль пейзажа в поэтическом мире Б.Чичибабина в соответствии с периодами творчества автора. Доказывается, что пейзажная лирика наиболее адекватно репрезентирует эволюцию авторского мировидения, в котором постепенно утверждаются христианские духовные ценности.
Ключевые слова: пейзаж, поэтика, лирический герой, мировидение, мифологическая вертикаль, христианские духовные ценности, картина мира.

Е. В. Хинкиладзе (Харьков). Развитие лирических жанров в поэзии русского зарубежья 1920 — 1930-х годов (Основные тенденции).
В статье рассмотрены основные тенденции, характеризующие жанровую специфику поэзии русского зарубежья 1920 — 1930-х годов: тенденция к реставрации классических жанров, тенденция к развитию и обновлению неклассических жанров, тенденция к заимствованию жанров смежных искусств под влиянием символистской эстетики. В целом эту поэтическую культуру отличает сложное взаимодействие различных факторов, устремлений, культурных кодов, что опровергает представления о линейном развитии искусства и требует новых подходов к ее изучению.
Ключевые слова: поэзия русского зарубежья 1920-х — 1930-х годов, классические жанры, неклассические жанры, символистская эстетика.

Т. В. Шарбенко (Полтава). «Сорочинская ярмарка» и «Невский проспект» Н. Гоголя: типологические взаимосвязи.
Предметом исследования в данной статье являются типологические взаимосвязи в повестях Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка» и «Невский проспект». Особое внимание уделяется своеобразию времени и пространства произведений, устойчивым мотивам, образам сюжетным структурам, обусловленным ярмарочной стихией. Показано значение концепта «ярмарка» для воплощения авторского замысла писателя.
Ключевые слова: концепт, мотив, образ, час, пространство, традиция.

О. Ю. Шум (Симферополь). Образ М. Горького в литературно-критических дискуссиях конца 1920-х годов.
В статье рассматриваются материалы полемики конца 1920-х годов, посвященной мировоззренческим основам творчествам. Горького. Анализируются оценки, данные литературными критиками разных направлений.
Ключевые слова: литературная дискуссия, пролетарские критики, пролетарский писатель, мелкобуржуазный писатель, «певец предпролетариатата».

Литературная теория и сравнительное литературоведение
Л. В. Дербенева (Ивано-Франковск). Инновация литературных образов как исток мифологизации литературных героев.
Инновация литературных образов рассматривается как «оживление» мифологизированных литературных персонажей, которое происходит в новых исторических условиях. «Обновленные» литературные персонажи несут в себе память о текстах предыдущих традиций. Эти тексты продолжают жить и как вневременные творения, и как художественные системы, открытые для сотворчества.
Ключевые слова: архетип, инновация, миф, мифологизация литературных героев.

А. В. Кеба (Каменец-Подольский). Типология гротескных форм в европейской в литературе 1920-1930-х гг.
В статье рассматривается типология гротеска в литературе 20 века. Определяются основные формы гротескной образности: превращение-метаморфоза, сюжетный и языковой алогизм, деструкция и деформация физических пропорций предметов и явлений, пародия и травестия.
Ключевые слова: гротеск, метаморфоза, пародия, травестия.

Полемика
М. А. Новикова (Симферополь). Патриотизм: мифы и миссия.
Статья рассматривает проблему патриотизма (и, соответственно, патриотического дискурса) в контексте самоидентификации и групповой идентификации личности, прежде всего в духовно-религиозном и национально-культурном аспектах.
Ключевые слова: патриотизм, патриотический дискурс, самоидентификация, религиозный, национально-культурный.

Т. А. Пахарева (Киев). Пушкин как Другой.
В статье рассмотрена диалогическая тенденция восприятия Пушкина как идеального собеседника в современной русской поэзии.
Ключевые слова: традиция, диалог, интерсубъективность, интертекстуальность.

Рецензии
Н. А. Кобзев (Симферополь). На пути к созданию универсальной типологии жанра повести.
В рецензии на монографию С. А. Тузкова «Типология и поэтика русской повести начала XX столетия» отмечается, что в ней последовательно выдерживается историко-типологический подход в объединении с монографическим историко-литературным анализом. Наблюдение за личностно-авторскими жанрово-стилевыми трансформациями повести ведущих русских писателей начала XX столетия предоставляют автору монографии возможности наметить она внутрижанровую типологию.

Н. А. Кобзев (Симферополь). Поэты маргинального художественного сознания.
Прорецензированная монография С. Н. Буниной «Поэты маргинального сознания в русской литературе начала XX века» (М. Волошин, Е. Гуро, Е. Кузьмина-Караваеева). — М.: Изд-во РУДН, 2005. — 439 с.
В работе обстоятельно освещена проблема формировния маргинального художественного сознания в рамках русской культурной традиции.
Ключевые слова: сознание, акмеизм, футуризм, маргинальный, эзотерический, теософия, неореализм.





загрузка...