220 сочинений по репродукциям картин по русскому языку

8 класс

Сочинение по картине Ю. Пименова «Спор»

Вариант 1

План:

1.                  Личность художника.

2.                  Композиция картины.

3.                  Внешний вид персонажей.

4.                  Мое личное восприятие картины.

 

Золотое правило гласит, что нет золотых правил.

Б. Шоу

 

Российский живописец Юрий Иванович Пименов (1903—1977) считается классиком советского изобразительного искусства. На самом деле вклад этого талантливейшего художника в развитие советского искусства неоспорим. Ю. Пименов в своем творчестве обращал пристальное внимание на мелкие, подчас даже незаметные, будничные детали. И благодаря таким подробностям складывалась четкая, яркая и запоминающаяся картина. Юрий Иванович Пименов был очень образованным человеком. Его отец был юристом по профессии и художником по призванию. В детстве Юрий Пименов много времени посвятил созерцанию картин великих мастеров в Третьяковской галерее. Повзрослев, он много учился. У Пименова была выработана собственная манера письма. Художник работал мелкими мазками. И получалась удивительно правдоподобная живописная поверхность, казалось, что она живет в каком-то другом измерении.

Картина «Спор», созданная Ю. Пименовым в 1968 г., является жанровой композицией.

На картине изображены девушка и юноша. Судя по названию, они о чем-то спорят. Не так уж много лет разделяет нас и тех, кто был изображен художником на полотне. Картина довольно современная. Но мы, безусловно, можем сказать, что персонажи картины Пименова — это представители другого поколения.

Художник рисует портреты молодежи 60-х гг. О чем они мечтают? О чем спорят? Что занимает их умы? Мы этого не знаем. Мы полагаем, что на картине запечатлен один лишь эпизод из жизни юноши и девушки того времени. Можно ли назвать их типичными представителями своего поколения? Безусловно. Интересен фон, на котором изображены персонажи картины. Вернее, если быть точным, фона как такового будто бы и нет. Мы видим пол, который представляет собой чередование светлых и темных квадратов. Видим голубоватую стену и незамысловатую мебель — столик и стулья, на которых сидят юноша и девушка. Можно предположить, что спор приключился в кафе или в школьной, а может быть, в университетской столовой. Возможно, совсем рядом, за стеной находится арбатский дворик, о котором в стихах говорил Б. Окуджава:

 

...А годы проходят, как песни.

Иначе на мир я гляжу.

Во дворике этом мне тесно,

и я из него ухожу.

 

Ни почестей и ни богатства

для дальних дорог не прошу,

но маленький дворик арбатский

с собой уношу, уношу.

 

Впрочем, глядя на картину, мы можем думать о чем угодно. Наше воображение позволяет расширить границу восприятия увиденного так, как нам захочется. Можно пофантазировать, представляя о чем спорят персонажи картины...

Их спор может касаться простых, обыденных вещей или же глобальных вопросов. В юности лю дей могут интересовать самые непостижимые, даже таинственные вещи. По мере взросления философские вопросы, уступают место обыденным, повседневным. Как тут не вспомнить высказывание Андре Моруа: «Кто в 16 лет не революционер, тому в 30 лет не хватит отваги, чтобы быть начальником пожарной команды».

Спорить могут лишь люди увлеченные, всерьез интересующиеся чем-то. И примечательно, что на картине мы видим девушку, вовлеченную в спор. В середине XX в. юные красавицы уже не были пассивными наблюдательницами, они принимали живейшее участие в общественной жизни.

Обратим внимание на внешний вид персонажей картины. Юноша субтилен на вид, его не назовешь силачом. По-видимому, физическое развитие он не ставит на первое место, у него, очевидно, иные интересы. Возможно, юноша всерьез увлечен наукой или искусством. И спор с девушкой разгорелся как раз по поводу искусствоведческой статьи или какой-либо физической, а может быть, и математической задачи. Юноша одет скромно: на нем обычный костюм, в каком, вероятнее всего, ходили большинство сверстников в те времена. Капризная мода оставила юношу равнодушным к быстрой смене различных веяний и тенденций.

Девушка выглядит более яркой, если говорить о ее внешности. Во-первых, у нее красивые рыжие волосы. Как тут не вспомнить высказывание французского писателя-афориста Себастьяна Шамфора (1741—1794) о женщинах с подобным цветом волос: «Рыжая женщина— женщина вдвойне». В 60-х гг. в моде был минимализм. И короткое платье выгодно подчеркивает стройную и хрупкую фигурку девушки на картине. Девушку, изображенную на картине Пименова, вполне можно назвать символом женственности середины XX в. Она идет в ногу со временем, уделяет должное, но не чрезмерное внимание моде. 

«Ты вправе мыслить иначе, чем твоя эпоха, но не вправе одеваться иначе», — говорила Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Девушка, спорящая с юношей, вероятно, уверена в своей правоте. Она, скорее всего, обладает разносторонними интересами, иначе вряд ли вступила бы в спор с молодым человеком. Если бы девушка беседовала с подругой, можно было бы заподозрить их в том, что они просто-напросто сплетничают. Ведь, как когда-то заметила Агата Кристи: «Женщины редко ошибаются в своих суждениях друг о друге». Но сплетни никогда не интересовали мужчин, так что девушку на картине Пименова вряд ли можно упрекнуть в этом неблаговидном занятии. Ее может интересовать что угодно, но ее интересы так или иначе, затрагивают интересы юноши. Ведь спор возможен только в случае, если у оппонентов есть общие темы для разговора.

Художник запечатлел на картине всего лишь один миг из жизни самых обычных, ничем не примечательных людей середины XX в. В споре рождается истина, мы помним об этом. Не зная о чем идет речь, мы не можем судить спорщиков, изображенных на картине. Все, о чем они спорят и что пытаются доказать друг другу, может быть правильным, а может оказаться и ошибочным. Неслучайно я в качестве эпиграфа к своему сочинению выбрал высказывание Бернарда Шоу об иллюзорности каких-либо правил. Меняются времена, меняются люди. Но, невзирая на это, у них будут разгораться жаркие споры, касающиеся самых разных вещей. И всякий раз, глядя на картину Пименова «Спор», мы будем думать о том, что юности свойственно чем-то интересоваться, спорить, отстаивать свою позицию горячо и самозабвенно, даже если эта позиция может быть ошибочной. Мне очень понравилась картина Пименова «Спор». Она мне показалась интересной, актуальной и современной.

 

Вариант 2

***Памятка для спорщиков

Картина Ю. Пименова «Спор» поучительна для любого из нас: каждому в жизни приходится спорить, есть среди нас и любители поспорить, как герои картины, но не каждый умеет это делать. Глядя на изображенных на картине спорщиков, мы понимаем, что молодой человек и девушка, сидящие за столом, о чем-то спорят. Поза каждого из них говорит о том, что они не замечают ничего вокруг, увлечены спором так, что забыли обо всем на свете. Эта пара спорит таким образом, как делать этого не стоит: диалог грозит перейти в ссору. Мы понимаем, что девушка в черном платье и молодой человек в голубом костюме говорят одновременно, при этом жестикулируя. Ни один из них уже не слышит другого, оба они озабочены только тем, чтобы высказать свое мнение. Несомненно одно: из-за этого столика они разойдутся если не врагами, то обиженными друг на друга.

Чтобы никогда не произошло с нами того, что, очевидно, случится с героями картины, мы должны помнить несколько простых правил при споре:

1.   Никогда не следует утверждать того, в чем ты сам не уверен.

2.   Главное в споре — умение слушать. Всегда необходимо выслушать точку зрения своего оппонента, а уже потом высказывать свою.

3.   Следует уважать мнение другого человека, даже если мы с этим мнением не согласны.

4.   При споре никогда нельзя повышать голос, стараться перекричать своего собеседника — спор грозит перейти в ссору.

5.   Если спор все-таки перешел в ссору, ни в коем случае нельзя опускаться до оскорблений и унижений своего оппонента.

6.       Необходимо понимать, стоит ли спорить с определенным человеком или нет. Если знаешь, что нет никакого шанса убедить своего собеседника в чем-либо, спор лучше не затевать, уклониться от него. Нередко бывает так, что из упрямства человек не станет соглашаться с очевидным.

7.       В любой ситуации необходимо не терять чувство собственного достоинства. По этой же причине нужно всегда уметь признать свое поражение — в этом нет ничего унизительного.

Соблюдая эти нехитрые правила, в любом споре можно оказаться ла высоте, даже в том случае, если свою позицию отстоять не удалось или, наоборот, вы сами убедились, что ваше мнение ошибочно.

 





загрузка...