220 сочинений по репродукциям картин по русскому языку

9 класс

Сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»

Вариант 

План:

1.                   Биографическая справка о художнике.

2.                   Сказание о Вознесении.

3.                    Композиция картины.

 

...Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Мат. 28:20

 

«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь».         

Map. 15:19—20

 

И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.         

Лук. 24:51

 

Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Иоан. 21:25

 

Татьяна Григорьевна Назаренко родилась в 1944 г. в Москве в семье военного, участника Великой Отечественной войны. В одиннадцатилетнем возрасте Татьяна поступила в Московскую художественную школу. В 1962 г. Т. Г. Назаренко стала студенткой живописного факультета Художественного института им. В. И. Сурикова. Ее наставниками были Д. Д. Жилинский, А. М. Грицай,

С.  Н. Шильников. Окончив институт в 1968 г., Назаренко до 1972 г. работала в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством Г. М. Коржева.

Официальное признание молодая художница завоевала работами, внешне выдержанными в традициях советской идеологии: «Казнь народовольцев», «Партизаны пришли».

В дальнейшем в творчестве Назаренко все больше стали проявляться тенденции так называемого карнавализма..'Мотивы народного веселья, никак не связанного с идеологией, прослеживаются в картине «Проводы зимы». Другим примером ярко выраженных карнавальных тенденций может служить автопортрет художницы, на котором она изобразила себя в наряде цирковой плясуньи.

В 1966 г. Назаренко экспонировала свои работы на VII Московской молодежной выставке. Художница принимает участие в городских, всероссийских и зарубежных выставках. Персональные выставки художницы прошли в Москве, Вашингтоне, Бремене, Нью-Йорке и других городах мира. Различные полотна Т. Г. Назаренко вошли в коллекции таких музеев, как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Национальный музей «Женщины в искусстве» и Национальный еврейский музей в Вашингтоне, Музей современного искусства в Софии, Музей современного искусства в Будапеште, а также в частные коллекции.

Т. Г. Назаренко — член Союза художников с 1969 г. В 1985 г. она была награждена серебряной медалью Академии художеств СССР, в 1993 г. получила Государственную премию РФ, в 1999 г. — премию Правительства Москвы. С 2002 г. имеет звание заслуженного художника России. С 2001 г. является действительным членом и членом президиума Российской академии художеств. Татьяна Григорьевна руководит мастерской станковой живописи, одновременно являясь профессором кафедры живописи в Московском Государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова. Проживает в Москве.

Рассматривая картину Т. Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой», можно вспомнить библейский рассказ о Вознесении Христа на небо вскоре после его Воскресения и явления женам-мироносицам и ученикам. Праздник Вознесения входит в число двунадесятых, то есть двенадцати великих праздников христианской церкви. Он отмечается через 40 дней после Пасхи. Первая церковь Вознесения была выстроена по приказанию Елены, матери римского императора Константина Великого, в IV в. на Масличной горе в Иерусалиме. Впоследствии этот храм был разрушен.

У славянских народов с Вознесением связано много поверий. Считается, что от Пасхи до Вознесения врата рая открыты и даже душа грешника в это время может беспрепятственно войти в рай. После Вознесения врата рая запирает апостол Петр. По другому поверью, с Пасхи до Вознесения по земле ходит сам Господь, потому нельзя отставлять нищих без милостыни или плевать за окно — ведь никто не знает, где и в каком облике странствует Бог.

На своей картине Т. Назаренко изобразила одну из церквей Москвы. Взгляд художницы направлен на объект изображения под углом с правой стороны. Церковь Вознесения стоит на перекрестке трех дорог. Конечно, художница лишь изобразила прилегающую к церкви территорию так, как она выглядит в действительности: тем не менее известно, что храм никогда не строится на случайном месте. На переднем плане слева мы видим фрагмент территории, на которой растут деревья. На ветвях нет листьев, земля покрыта снегом. Почему-то думается, что художница рисовала церковь Вознесения весной. На тротуаре вокруг церкви и на дорогах нет снега, нет машин и людей. Благодаря тому, что художница выбрала для изображения дорог темную, почти черную краску, создается впечатление, что церковь не стоит на земле, а парит над бездной. Церковь занимает на картине центральное место — остальные здания, расположенные рядом с ней, выглядят на картине, как хаотичное нагромождение архитектурных фрагментов.

Церковь представляет собой двухэтажное здание с четырехскатной крышей, увенчанное небольшой башенкой с золоченым куполом; на переднем плане мы видим одноэтажную пристройку с входом. С противоположной стороны двухэтажного здания имеется такая же пристройка. Еще дальше намечен забор, огораживающий церковный двор. Слева от церкви, за пристройкой, находится колокольня. Мы видим два яруса с высокими арками; очертания креста над крышей колокольни сливаются с небом.

Стены церкви окрашены в красный цвет; крыши — белые, покрытые снегом. Это придает церкви нарядный, праздничный вид. Художница акцентирует внимание на церкви Вознесения не только композиционно, поместив ее изображение в центре полотна, но также и цветом. Основные тона в картине — красный, белый и темно-коричневый (дорога); однако художница использовала и другие цвета.

Яркие, карнавальные оттенки зеленого, сиреневого, желтого придают картине эффект своеобразного освещения. Трудно определить сразу, какое время дня, однако по дороге, на которой снег уже успел растаять под колесами проехавших машин, можно предположить, что это вторая половина дня. 

 

Вариант 2

Татьяна Григорьевна Назаренко — известная художница 50—70-х гг. прошлого века. Основные жанры ее работ — натюрморты, пейзажи и исторические картины. Многие исследователи ее творчества отмечают в ее произведениях эмоциональную сдержанность, лаконичность, философскую направленность и метафоричность сюжетов. Многие ее работы — такие как «Казнь народовольцев», «Василиса Кожина», находятся в Третьяковской галерее. Однако большую художественную ценность имеют ее пейзажи, в частности «Церковь Вознесения на улице Неждановой».

Сюжет картины довольно прост, но вместе с тем есть в произведении какая-то надломленная гармония. На полотне изображена развилка трех дорог. С одной стороны — группа деревьев, утопающих в снегу, скорее всего это бульвар или угол небольшого сквера. Видны расходящиеся в разные стороны улицы, жилые дома и высотные здания — наверное, нежилые. На самом перекрестке, зажатая с двух сторон домами и отсеченная от деревьев дорогами возвышается краснокаменная церковь. А над золоченым куполом и высокой колокольней разливается торжественная и печальная алая заря. Кажется, что слышны крики ворон, собирающихся на ночь под крыши домов, вечерний городской шум, людской говор и редкий лай дворовых собак. А над мирской суетой несется вдаль, за темнеющий горизонт печальный вечерний колокольный звон...

Картина раскрывается в перспективе: зритель может видеть только угол церкви, колокольню и фронтон, тянущийся вдоль одной из улиц. Голые деревья на переднем плане покрывают церковь тонкими темными трещинками, из-за чего храм кажется удаленным, затемненным. Если бы художница изобразила данный пейзаж в летнее время, тоцерковь почти полностью была бы скрыта от взгляда густой шапкой зелени. Баланс картины нарушен — основной центр композиции сдвинут в сторону левого верхнего угла. Из-за того что правый нижний угол холста занимает изображение темных лент дороги, а шпиль колокольни упирается практически в самый верх, в кромку картины, создается впечатление, что здание несколько задавлено, прижато со всех сторон высотками и домами. И Колокольному звону, возвещающему вечернюю молитву, некуда разлетаться.

Несколько тревожащее и угнетенное настроение навевает отсутствие на картине людей: только три маленьких фигурки, проходящие мимо церковной стены. Кажется, что без прихожан зажатый домами храм выглядит еще печальней.

Интересен ракурс, с которого открывается вид на храм. Точка зрения, с которой художница нарисовала картину, находится на противоположном от церкви углу дороги и довольно высоко от земли. Церковь находится приблизительно на уровне глаз зрителя, в большом удалении — это доказывают сравнительно небольшие деревья, крошечные фигурки людей, отсутствие различимых глазом деталей. Может быть, что такой вид открывается из окна или с балкона высотного жилого дома.

Цветовая палитра, которая использована в написаний данной работы, разнообразна. Однако полотно за счет сложной композиции и использованных цветовых оттенков, не приносит ощущение легкости или радости. Напротив, общее ощущение от картины — слегка гнетущее, торжественное, возвышенно-печальное. Это достигнуто использованием большого количества глубоких оттенков холодных тонов, а также насыщенных темных цветов.

При написании использован прием контраста — вся нижняя часть картины практически монохромная, черно-белая. Белый снег, темные де ревья и асфальт лишь слегка расцвечивают теплые блики заходящего солнца, отражающегося на снегу и на мокром участке асфальта.

В противовес этому верхняя часть картины поражает разнообразием: теплые оттенки малинового, красного и золотисто-багряного в изображении самого храма, сверкающие малиновым отблеском золотистые купола... и приглушенные, менее яркие оттенки заключающих церковь в кольцо домов.

В целом сюжет картины довольно печален — алому костру веры невозможно разгореться. Он подавлен голубоватыми и желтыми массивами домов. А над самым куполом торжествующе багровеет вечерняя заря...

 





загрузка...