220 сочинений по репродукциям картин по русскому языку

9 класс

Сочинение по картине И. Тихого «Аисты»

Вариант 1

План:

1.     Сюжет картины и вызываемые ею ассоциации.

2.     Композиция картины.

3.     Цветовая гамма.

 

Белый аист московский на белое небо взлетел,

Черный аист московский на черную землю

Спустился...

Б. Ш. Окуджава

 

Уже само название картины И. Тихого говорит о ее сюжете. Над желтеющими полями летит небольшая стая аистов. Аисты — довольно крупные птицы с длинными ногами и длинным клювом. У аистов широкие сильные крылья. Петь аисты не могут из-за особенностей строения гортани, поэтому они общаются между собой, издавая клювом щелкающие звуки. Различные виды аистов широко распространены в мире; некоторые виды взяты под охрану. Аисты предпочитают селиться неподалеку от водоемов. Эти птицы вьют гнезда на деревьях или на крышах домов. Существует поверье, что если на крыше дома свили гнездо аисты, это принесет удачу людям, живущим в доме.

В поэзии аист — один из символов верности и продолжения роДа. Отголоски древних поверий об аистах сохранились в поговорке «аист принес», которую произносят применительно к детям. Дело в том, что в древности бездетная семья считалась несчастливой: ведь кто, кроме детей, позаботится о родителях в старости. Так как аиста считали птицей, приносящей удачу, вполне естественно, что он мог принести и долгожданного ребенка. В восточной традиции аист является символом мудрости и долголетия.

На картине И. Тихого мы видим восемь птиц. Скорее всего они недавно взлетели: первые в стае уже поднялись довольно высоко, остальные летят чуть ниже, а один аист, которого мы видим на переднем плане в левом нижнем углу, только-только поднялся над землей. Изображение летящей стаи аистов пересекает полотно по диагонали, слева направо, устремляясь ввысь, в небо. Расстилающийся вокруг простор полей и неба создает ощущение свободного, радостного полета. Нужно отметить, что, по мнению психологов, при изображении живых существ большую роль играет то, в какую сторону они смотрят. Правая сторона изображения ассоциируется с будущим, а левая с прошлым. Аисты, как и полагается гонцам удачи, летят вперед, в будущее, сильным взмахом широких крыльев стряхнув пыль прошлого — то, что уже утратило значение.

Изображение окружающей природы, растительности занимает на картине не так много места. Узкая желтая полоса поля на переднем плане, очертания небольшой группы деревьев слева и одинокое дерево чуть дальше, небольшой зеленый клочок растительности в правом нижнем углу, да еще синевато-серые очертания возвышенностей вдоль линии горизонта — вот и весь пейзаж. Растения, изображенные в правом углу, обычно растут у воды; присмотревшись, можно различить поверхность водоема.

Основную часть картины занимает изображение неба с летящими птицами. Такая композиция выбрана художником не случайно: она позволяет зрителю целиком сосредоточить внимание на аистах, на грациозных взмахах больших крыльев. Полет аистов чем-то похож на воздушный танец, до того легки и изящны их движения. Действие,  скорее всего, происходит летом или в начале осени. Возможно, что аисты уже направляются в теплые края, хотя явных признаков грядущей зимы пока не заметно. Интересно отметить такую деталь: стаю аистов художник изобразил вдоль воображаемой диагонали, идущей слева направо, в то время как уклон местности немного понижается слева направо. Это дополнительно усиливает ощущение безудержного полета птиц: не только они поднимаются вверх, но и земля отступает вниз, и остаются только небо и взмахи крыльев...

Еще одна ассоциация, которая возникает при взгляде на картину — это ассоциация с гусями-лебедями из одноименной русской народной сказки. Эта ассоциация, нужно признать, полностью выпадает из контекста всего сказанного об аистах: ведь эти птицы приносят счастье, а не разрушают его, как пытаются сделать сказочные гуси-лебеди. В то же время, если вдуматься в содержание сказки, роль гусей-лебедей не во всем оказывается отрицательной. Да, они уносят брата девочки к Бабе- Яге, которая намеревается съесть и его, и его сестру, пришедшую спасти мальчика. Девочке приходится искать помощи у яблони, реки и печки, спасаясь от гусей-лебедей. Благодаря этому она научилась ценить чужой труд и быть благодарной. Ведь когда девочка шла на поиски брата, она вела себя как избалованный и невоспитанный ребенок: «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...» Так как она не оказывает должного уважения печке, яблоне и реке, те не отвечают на ее вопрос, и девочка лишь чудом находит избушку Бабы-Яги. Но, очутившись в сложной ситуации, когда гуси-лебеди ее догоняют, девочка меняет свое поведение. Таким образом, можно сказать, что гуси-лебеди в сказке сыграли своего рода воспитательную роль. Родители девочки велели ей присматривать за братом, а она вместо этого увлеклась играми и забыла о поруче нии родителей. Легко предположить, что после знакомства с гусями-Лебедями девочка станет более внимательной, осторожной и воспитанной.

Стоит остановиться и на анализе цветовой гаммы картины «Аисты». Основные тона — нежно-голубой, желтый и темно-зеленый, а также белый. Яркие, сочные краски земли контрастируют с ясной чистотой неба, по которому, кроме аистов, плывут облака. Небо светлее справа, как раз в той стороне, куда направляются птицы. Можно сделать вывод, что действие картины происходит в первой половине дня, ведь солнце встает на востоке. Темная кайма по краю птичьих крыльев подчеркивает белизну оперения: в небе величественно плывут медлительные облака и грациозно парят мудрые аисты.

 

Вариант 2

Издавна на Руси аист считался особенной птицей — птицей мира, счастья, семейного уюта и достатка. Привечали этих изящных, больших черно- белых птиц, как самых дорогих гостей. Аиста нельзя было обидеть, нельзя убить или спугнуть; их берегли и уважали. Многие селенья могли похвастаться своим собственным, привыкшим именно к этому месту аистом, который считался родным и близким существом. Ведь если он поселился рядом с этой деревней, значит ее минует война, голод и болезни, значит, каждому человеку будет уютно и спокойно жить рядом с дорогим гостем.

Аисты — верные птицы. Улетая на зиму, как и журавли, аисты громко кричат, словно стонут, прощаясь с родным гнездом. Легкие черно-белые тени пересекают небосвод, а затем птичьи крики затихают, пустеет до весны высокая синь... Но весной аисты возвращаются обратно — в то гнездо, которое было покинуто накануне, в котором были высижены птенцы прошедшим летом... 

Аист — верная птица. Аист — красивая птица. Несмотря на то что тело его велико, а ноги — тонки, фигура этой птицы очень гармонична. Он хорош как в небе, когда парит, раскинув во всю ширь крылья с подрагивающими на ветру перьями, он красив на земле, когда степенно вышагивает на стройных и длинных ногах. А силуэт стоящего на одной ноге аиста давно был признан приносящим удачу и мир.

Поэтому про аистов слагали стихи и песни, поэтому их изображали на картинах и гравюрах. И полотно с одноименным названием И. Тихого — яркий тому пример.

На картине «Аисты» изображены вспорхнувшие с поля аисты — восемь птиц, раскинувших широкие крылья и рвущихся в осеннее небо. Художнику удалось запечатлеть краткий неповторимый миг, трогательное мгновение. Еще минута — и птицы скроются с глаз, оставив небу только печальные крики, еще минута — и не останется ничего, даже крика, только сиротливое белое перо будет кружиться, тихо планируя вниз, на опустевшее поле...

Композиционно картина устремлена вверх, в небо: стая птиц, часть из которых уже высоко в небе, а часть только отрывает тело от земли, вытянулась, «разместившись» в прямоугольнике холста от левого нижнего до правого верхнего угла. Левая сторона заднего плана и правая сторона переднего образуют глубокую чашу с загнутыми вверх краями. Эта деталь напоминает сложенные лодочкой ладони рук, из которых и вылетают грациозные птицы. Минимум деталей не позволяет зрителю отвлечься от основного сюжета картины. Виден только край поля, по-осеннему золотистого, слева — пышный куст, листва которого уже начала желтеть, справа — золотистые налитые колосья. Поле отделено узкой полосой дальнего леса, уходящего за горизонт. В центре картины — аисты и бескрайнее небо, по которому проплывают лениво облака.

Удивителен набор красок, которые использовал живописец в своей работе. Чаша поля — теплого, насыщенного золотисто-рыжего цвета. Колосья выглядят шелковистыми, тяжелыми, налитыми — кажется, что слышно, как они шелестят на ветру.

Деревья дальнего леса и ближний кустарник темного зеленого цвета, в котором уже пробиваются рыжие искорки наступающей осени. Небо высокое, голубое, с ватными шапками пушистых и объемных облаков. И аисты — черно-белые, которые должны казаться слишком скучными и строгими, которые объединяют небо и землю, верх и низ. Широкие белые крылья снизу подсвечены золотом поля, они вбирают в себя этот цвет и отражают его мягкой желтизной. Обращенные к небу крылья и спинки окрашены голубым. И только черные перья, обрамляющие широкие крылья, контрастно выделяются на общем мягком и неярком фоне, приковывая к себе внимание.

Несмотря на теплоту и живость картины, несмотря на грацию летящих птиц, сердце поневоле наполняет тоска. Отзвучит эхо птичьих крыльев в темнеющем небе, исчезнут благородные птицы — и на поля придет сначала осень с серыми дождями, а затем и зима...

Мимолетность момента, запечатленного на картине, заставляет о многом задуматься. В том числе и о судьбе прекрасных белых птиц, каждую весну возвращающихся из дальних стран на родину, в Россию.

 





загрузка...
загрузка...