220 сочинений по репродукциям картин по русскому языку

5 класс

Сочинение по картине А. Комарова «Наводнение»

Вариант 1

План:

1.                    Биографические сведения о художнике.

2.                    Сюжет и композиция картины.

3.                    Цветовая гамма изображения.

 

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка...

Н. А. Некрасов

 

Алексей Никанорович Комаров родился в 1879 г. в селе Скородное, расположенном в Тульской губернии и принадлежащем его отцу, помещику П. Ф. Розетти. Алексей был внебрачным сыном от крестьянки Д. К. Ишаковой, исполнявшей в доме помещика обязанности экономки. Воспитанием мальчика занимались его тетки, сестры отца. Уже в четырех-пятилетнем возрасте мальчик проявлял большой интерес к рисованию. Особенно нравилось Алексею рисовать животных, а также лепить их фигурки.

AHКомаров учился в Тульском реальном училище и частной школе А. Н. Конопацкого. В 1899—1901 гг. прошел курс обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания этого учебного заведения начал работать по оформлению журнала «Псовая и ружейная охота», затем стал принимать участие в оформлении периодических изданий и книг, предназначенных для детей. Работы А. Н. Комарова входят в коллекции многих музеев: музея Кропоткина, Зоологического музея МГУ, Исторического и Политехнического музеев, Музея коневодства, Биологического музея им. Тимирязева и других.

Жизнь художника была насыщена впечатлениями: он много путешествовал по Советскому Союзу (побывал в Средней Азии, на Урале, на Алтае, в Астраханской области) и за рубежом (в Швеции, Норвегии и Персии).

Иллюстрации, выполненные художником, украсили страницы многих научных и учебных изданий, среди которых можно назвать атлас «Промысловые птицы и звери СССР», изданный Академией наук СССР, научный труд «Птицы Советского Союза» под редакцией Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова, книгу профессора В. Н. Шнитникова «Звери и птицы нашей страны» и другие книги, в том числе школьные учебники. Также А. Н. Комаров сотрудничал с «Мурзилкой», популярным детским журналом, любимым многими поколениями советских детей. Рисунки художника использовались при оформлении почтовых открыток, марок и конвертов, репродукции с его произведений периодически печатались на страницах журналов. Работы Комарова имеют не только несомненную художественную, но также и воспитательную ценность. Они учат нас любить родную природу, относиться к ней бережно и трепетно. За вклад в развитие советского изобразительного искусства А. Н. Комаров был удостоен звания «Заслуженного деятеля искусств РСФСР». Скончался художник в 1977 г. в поселке Пески в Московской области, где жил с 1936 г.

А теперь обратимся к анализу картины А. Н. Комарова «Наводнение»На ней мы видим зайца, сидящего на суку толстого дерева. Чуть дальше виднеется ствол другого дерева, потоньше. Деревья окружены водой. Признаков суши не видно, если не считать едва намеченных вдали стволов деревьев, окутанных розоватой дымкой. Но нельзя с уверенностью сказать, что эти деревья не окружены водой.

Художник изобразил на переднем плане лишь небольшие фрагменты древесных стволов. Не видно других ветвей, кроме той, на которой сидит заяц. Такой прием в изображении использован художником неслучайно — чтобы привлечь внимание зрителей к зайцу.

Сюжет картины перекликается с содержанием стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Очевидно, действие происходит весной: в результате таяния снега и льда река вышла из берегов и затопила значительное пространство в ка- кой-то местности. Зайцу, изображенному на картине Комарова, удалось спастись от наводнения, взобравшись на ветку дерева. В подобной ситуации животных очень просто поймать.

Некрасов так говорит об этом устами своего героя:

 

В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили;

Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, —

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?

 

Действительно, это очень жестоко — ловить животных, которые не имеют возможности убежать. Заяц на картине Комарова вызывает сочувствие: хочется выпустить его в незатопленный лес. Такие же чувства испытывает и Мазай, герой стихотворения Некрасова. Он рассказывает о том, как спасал зайцев. Множество зверьков собрались на крохотном островке суши, еще не затопленном водой: едва животные перепрыгнули в лодку Мазая, как прибывающие воды затопили островок. Заяц на картине Комарова находится в не лучшей ситуации: если вода прибудет, он может погибнуть. Возможно, ему удастся спастись, ведь известно, что в экстремальных условиях у живых существ порой проявляются способности, нетипичные для обыденной жизни. Кроме того, заяц оказался совсем без пищи. Конечно, заяц, которого изобразил Комаров, может погрызть кору дерева, пока вода не схлынет. Глядя на картину Комарова, хочется верить, что где-то уже плывет в лодке добрый дедушка Мазай, который спасет зайчика. Есть в картине что-то такое, что заставляет поверить в сказку, которая обязательно благополучно закончится.

Цветовая гамма картины не отличается обилием оттенков. Толстый ствол дерева и сук, на котором сидит заяц, насыщенного, яркого коричневого цвета; неровности коры намечены размашистыми черными штрихами. Концы обломанных веток, отходящих от сука, художник оттенил серым цветом. Контуры ствола березки, растущей неподалеку, намечены коричневым. Заяц — белый; лишь спина, верхняя часть головы и ушей, а также передние лапки оттенены коричневато-розовой краской. Вода едва намечена нежно-голубыми бликами. Скупыми разводами коричневого и серого цветов живо переданы части древесных стволов, затопленных водой, но просматривающихся сквозь нее. На переднем плане художником передана легкая рябь на воде; вдали лишь несколько голубых линий намекают на пространство, покрытое водой.

 

Вариант 2

*** Рассказ по картине А. Комарова «Наводнение»

Как-то раз зимним вечером мы с моим младшим братом Никитой сидели на диване и рассматривали картинки в моем учебнике. Мы часто любим смотреть на репродукции картин, и частенько братишка просит меня придумать и рассказать какую-то историю по заинтересовавшей его картине. На этот раз на глаза нам попалась картина А. Н. Комарова «Наводнение», тема которой — наводнение в лесу. Художник изобразил на картине, как апрельские воды реки разлились и затопили лежащие вблизи луга и часть леса, что стало для жителей леса настоящим бедствием. Они не просто остались без жилья и убежища, но и вполне могли лишиться жизни. Художник нарисовал в центре картины большое дерево, очевидно дуб, на сухой ветке которого спасается от бедствия заяц, поза которого говорит о том, что он напуган: все его четыре лапки поджаты, розовые с черными кончиками ушки насторожены. Заяц прислушивается к шуму прибывающей воды. Он, конечно, надеется, что вода не будет больше прибывать, а наоборот, начнет постепенно сходить. Тогда он окажется на суше и в безопасности.

Увидев эту картину, Никита — он вообще очень любознательный мальчик — принялся задавать много вопросов о том, откуда в лесу вода, как заяц попал на ветку дерева и самое главное — что с ним будет потом. Я решил, по обыкновению, рассказать ему историю по этой картине о зайце. И я начал:

«Под зиму у зайчихи родился зайчик. Зайчат, которые рождаются в такое время, называют в народе "листопадник". Некоторое время зайчонок жил в теплой норе с мамой, но так как зайцы взрослеют очень быстро, скоро листопадник стал вести самостоятельную жизнь. Он научился добывать себе корм, защищаться от врагов, спасаться от опасности. Он любил свой лес, в середине которого протекала река. Сейчас зимой река была замерзшей, и листопадник часто перебегал ее с одной стороны на другую в поисках еды.

Время шло, и зима потихоньку начала сдавать позиции — наступала весна. В лесу запахло по- другому. Зайчонку эти перемены нравились — он чувствовал приближение тепла, которого еще в своей жизни не ощущал.

События в природе развивались стремительно, весна, вначале робкая и несмелая, переросла в бурную и шумную. В считанные дни солнце стало греть гораздо сильнее, оттаяла река, и теперь зашумела. Понеслась куда-то вперед, по пути собирая все окрестные ручьи. Она так быстро наполнялась водой, что за короткий срок разрослась в длину и затопила лежащую вблизи местность. Листопадник, как и многие другие жители леса, растерялся и не знал, куда ему деваться. А вода все прибыла. Суша почти вся скрылась под водой. Зайчонок не успел убежать далеко, он только и сумел сделать, что залезть на старое высохшее дерево. Он примостился на большом суку и на какое-то время почувствовал себя в безопасности. Но потом он заметил, что вода быстро поднимается. Зайчонок запаниковал. Он решил, что скоро придет его погибель.

Но спасение пришло неожиданно: мимо дерева проплывало огромное бревно, на котором плыли такие же, как листопадник, зайцы, которых врасплох застигло бедствие. Ни минуты не раздумывая, зайчонок перебрался на свободное место на бревне, и бревно, подгоняемое бурным течением, отправилось в путь туда, куда несла его вода.

Долго носило бревно по воде течение. Зайчонок совершенно вымок, обессилел. Он был настолько испуган, что боялся пошевелиться. Спустя сутки такого ужасного плавания по разлившейся реке зайцы увидели, что бревно подплывает к берегу. Они привстали, оживились, застригли ушами. Как только они подплыли совсем близко к суше, то не стали раздумывать ни минуты — почти все одновременно спрыгнули с бревна на землю и бросились врассыпную.

Оказавшись на земле, листопадник побежал вперед, сам не зная куда, а когда наконец остановился, то увидел, что находится совсем далеко от того места, где жил. Но он совершенно не расстроился: там, куда принесла его река, на солнечных местах уже пробилась на свет молодая зеленая травка. Зайчонок первый раз в жизни пробовал ее. Она настолько ему понравилась, что он почти забыл весь свой пережитый страх и решил, что останется жить в этом новом месте».

Я закончил свой рассказ, который произвел на Никиту большое впечатление. Брат долго молчал, а потом сказал, что это самая интересная из всех историй, рассказанная мной по картине.

 





загрузка...