Сборник сочинений по репродукциям картин из учебников русского языка для 5—9 классов

5 класс

Сочинение по картине А. Комарова «Наводнение»

 

Вариант 1

План:

1. Биографические сведения о художнике.

2. Сюжет и композиция картины.

3. Цветовая гамма изображения.

 

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка...

Н. А. Некрасов

 

Алексей Никанорович Комаров родился в 1879 г. в селе Скородное, расположенном в Тульской губернии и принадлежащем его отцу, помещику П. Ф. Розетти. Алексей был внебрачным сыном от крестьянки Д. К. Ишаковой, исполнявшей в доме помещика обязанности экономки. Воспитанием мальчика занимались его тетки, сестры отца. Уже в четырех-пятилетнем возрасте мальчик проявлял большой интерес к рисованию. Особенно нравилось Алексею рисовать животных, а также лепить их фигурки.

AH. Комаров учился в Тульском реальном училище и частной школе А. Н. Конопацкого. В 1899—1901 гг. прошел курс обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания этого учебного заведения начал работать по оформлению журнала «Псовая и ружейная охота», затем стал принимать участие в оформлении периодических изданий и книг, предназначенных для детей. Работы А. Н. Комарова входят в коллекции многих музеев: музея Кропоткина, Зоологического музея МГУ, Исторического и Политехнического музеев, Музея коневодства, Биологического музея им. Тимирязева и других.

Жизнь художника была насыщена впечатлениями: он много путешествовал по Советскому Союзу (побывал в Средней Азии, на Урале, на Алтае, в Астраханской области) и за рубежом (в Швеции, Норвегии и Персии).

Иллюстрации, выполненные художником, украсили страницы многих научных и учебных изданий, среди которых можно назвать атлас «Промысловые птицы и звери СССР», изданный Академией наук СССР, научный труд «Птицы Советского Союза» под редакцией Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова, книгу профессора В. Н. Шнитникова «Звери и птицы нашей страны» и другие книги, в том числе школьные учебники. Также А. Н. Комаров сотрудничал с «Мурзилкой», популярным детским журналом, любимым многими поколениями советских детей. Рисунки художника использовались при оформлении почтовых открыток, марок и конвертов, репродукции с его произведений периодически печатались на страницах журналов. Работы Комарова имеют не только несомненную художественную, но также и воспитательную ценность. Они учат нас любить родную природу, относиться к ней бережно и трепетно. За вклад в развитие советского изобразительного искусства А. Н. Комаров был удостоен звания «Заслуженного деятеля искусств РСФСР». Скончался художник в 1977 г. в поселке Пески в Московской области, где жил с 1936 г.

А теперь обратимся к анализу картины А. Н. Комарова «Наводнение». На ней мы видим зайца, сидящего на суку толстого дерева. Чуть дальше виднеется ствол другого дерева, потоньше. Деревья окружены водой. Признаков суши не видно, если не считать едва намеченных вдали стволов деревьев, окутанных розоватой дымкой. Но нельзя с уверенностью сказать, что эти деревья не окружены водой.

Художник изобразил на переднем плане лишь небольшие фрагменты древесных стволов. Не видно других ветвей, кроме той, на которой сидит заяц. Такой прием в изображении использован художником неслучайно — чтобы привлечь внимание зрителей к зайцу.

Сюжет картины перекликается с содержанием стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Очевидно, действие происходит весной: в результате таяния снега и льда река вышла из берегов и затопила значительное пространство в какой-то местности. Зайцу, изображенному на картине Комарова, удалось спастись от наводнения, взобравшись на ветку дерева. В подобной ситуации животных очень просто поймать.

Некрасов так говорит об этом устами своего героя:

 

В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили;

Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, —

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?

 

Действительно, это очень жестоко — ловить животных, которые не имеют возможности убежать. Заяц на картине Комарова вызывает сочувствие: хочется выпустить его в незатопленный лес. Такие же чувства испытывает и Мазай, герой стихотворения Некрасова. Он рассказывает о том, как спасал зайцев. Множество зверьков собрались на крохотном островке суши, еще не затопленном водой: едва животные перепрыгнули в лодку Мазая, как прибывающие воды затопили островок. Заяц на картине Комарова находится в нелучшей ситуации: если вода прибудет, он может погибнуть. Возможно, ему удастся спастись, ведь известно, что в экстремальных условиях у живых существ порой проявляются способности, нетипичные для обыденной жизни. Кроме того, заяц оказался совсем без пищи. Конечно, заяц, которого изобразил Комаров, может погрызть кору дерева, пока вода не схлынет. Глядя на картину Комарова, хочется верить, что где-то уже плывет в лодке добрый дедушка Мазай, который спасет зайчика. Есть в картине что-то такое, что заставляет поверить в сказку, которая обязательно благополучно закончится.

Цветовая гамма картины не отличается обилием оттенков. Толстый ствол дерева и сук, на котором сидит заяц, насыщенного, яркого коричневого цвета; неровности коры намечены размашистыми черными штрихами. Концы обломанных веток, отходящих от сука, художник оттенил серым цветом. Контуры ствола березки, растущей неподалеку, намечены коричневым. Заяц — белый; лишь спина, верхняя часть головы и ушей, а также передние лапки оттенены коричневато-розовой краской. Вода едва намечена нежно-голубыми бликами. Скупыми разводами коричневого и серого цветов живо переданы части древесных стволов, затопленных водой, но просматривающихся сквозь нее. На переднем плане художником передана легкая рябь на воде; вдали лишь несколько голубых линий намекают на пространство, покрытое водой.

 





загрузка...