Цели:
Развивать технику чтения,закреплять знания о легенде и сказке, воспитывать чувства дружбы, товарищества, трудолюбия.
Оборудование:
Выставка книг, грамзапись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)
Посмотрите, ребята, на выставку книг и скажите, какие книги вам уже знакомы. О чем они?
Мы сегодня будем читать художественные произведения о том, что о дереве судят по плодам, о человеке — по делам. Как вы это понимаете?
Чтение учителем вслух книги В. Берестова «Мастер Птица», созданной на основе туркменской легенды.
Учитель
Случай, о котором рассказывается, произошел будто бы давным-давно в солнечной Туркмении, в древнем городе Куня-Ур- генич. Вокруг этого города расстилаются сыпучие, раскаленные пески пустыни, ни дерева, ни кустарника.
Беседа
Учитель
Понравился ли вам старый мастер Уста Куш? Почему народ сложил о нем легенду? Почему это легенда, а не сказка? Кто еще из легенды вам нравится? А каким вы себе представляете хана, предводителя кочевников? Найдите в легенде разговор старого мастера с разгневанным ханом. Давайте прочитаем этот диалог в лицах. Как нужно читать слова мастера? А слова хана?
Ответы детей. Затем идет чтение в лицах диалога по книге, самостоятельное рассматривание учащимися книги С. Михалкова «Маленькие сказки». Чтение сказки «Как друзья познаются».
Беседа
Учитель
О чем вы прочитали? Кто вам понравился в сказке? Чем? Как же друзья познаются? Кто хочет перечитать сказку Михалкова «Как друзья познаются», в лицах?
Чтение сказки в лицах, затем инсценирование ее.
Учитель
Для чего нужны друзья? Кого можно считать настоящим другом? Какие вы знаете песни или стихи о дружбе?
Исполняется песня «Если с другом вышел в путь».