Цели:
Расширить представление учащихся о литературных жанрах, формировать образность речи, умение самостоятельно выбирать материал по теме, воспитывать языковое чутье, воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
Глобус, пластинка «С чего начинается Родина?», сочинения «Мой город», фотовыставка, выставка книг, репродукции с картин русских художников.
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)
Сегодня мы совершим путешествие по родной стране, в которой мы живем, заглянем в прошлое, поговорим о настоящем нашей Родины.
Звучит грамзапись песни «С чего начинается Родина? » — стихи М. Матусовского.
Учитель
Какие слова являются для всех людей самыми близкими и дорогими? (Родина, Отечество, Россия, мама,..) Почему мы называем страну, в которой мы живем Родиной? (Мы в ней родились, в ней мы говорим на родном языке, все здесь для нас
родное.) Как вы понимаете слово Отчизна? (В ней жили наши отцы и деды.)
Почему мы называем нашу страну Родина-мать? (Матерью мы называем потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережет нас от врагов.)
Покажите нашу страну на глобусе.
Расскажите об истории слов: Россия, Русь, русские, россияне.
(Может быть, они родственны словам: русло, русалка, роса. Русь — страна, где много рек и озер, а русский — человек, живущий у воды. Раньше Русью называли светлое место, где солнышко. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Русь — страна света.)
А теперь давайте поговорим о культуре русского народа, о его обычаях, традициях. Что вы узнали об этом? (Троица — старинный христианский праздник, который отмечается в начале лета. На Троицу наряжают березку разноцветными лентами.
Масленица — древний славянский праздник, проводы зимы. На Масленицу сжигают чучело и пекут блины.
Святки — новогодние праздники. На Святки по ночам ходили ряженые, коляды. Они пели колядки — пожелания добра, благополучия, изобилия, а хозяева готовили угощения: калачи, сласти.)
Какие русские народные сказки вы читали?
Дети, пересказывают, читают по ролям или инсценируют 2—3 русские народные сказки.
Учитель
А теперь послушаем ваши рассказы о родном городе (крае).
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, городу.
Как называется город, в котором мы живем? Что вы прочитали о нем? Что узнали из экскурсии в городской музей?
Ответы детей.
Чтение детьми сочинений «Мой город». Рассматривание открыток, фотографий.
Учитель
Как вы понимаете слова М.М. Пришвина «Охранять природу — значит охранять Родину»? Какие рассказы, стихи о природе вы прочитали?
Рассматривание картин В. Васнецова, Левитана и других художников.
Итоги урока
Учитель
Давайте вспомним, какие существуют пословицы о Родине, о природе, о родном крае.
Ответы детей.